Обзор Рекламного рынка
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Индекс потребительского ДОВЕРИЯ подошёл к историческому минимуму

Февраль 2019

Обзор Рекламного рынка - Индекс потребительского ДОВЕРИЯ подошёл к историческому минимуму

За четвертый квартал 2018 года индекс потребительского доверия (CCI) россиян опустился с 67 до 65 пунктов, вплотную подойдя к историческому минимуму 2016 года. Бизнес отмечает снижение продаж и уменьшение суммы среднего чека, а потребителей больше всего волнует рост цен на еду, следует из глобального исследования потребительского доверия TheConferenceBoard, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.

Индекс потребительского доверия сокращается второй квартал подряд: в июле-сентябре 2018 года он снизился на три пункта. В октябре-декабре 2018 года с 19% до 18% сократилась доля россиян, позитивно оценивающих перспективы на рынке труда на ближайшие полгода. Число респондентов, ожидающих финансового благополучия, снизилось на 1 процентный пункт (п. п.), до 30%. Но с 19% до 21% выросла доля потребителей, готовых к тратам.

Доля потребителей со свободными деньгами в октябре-ноябре 2018 года сократилась с 81% до 77% квартал к кварталу. Число россиян, расходующих средства на новую одежду, снизилось на 4 п. п., до 32%, на развлечения вне дома — на 5 п. п., до 24%. Экономят на этих статьях уже 64% россиян.

На первый план у россиян вышли переживания по поводу роста цен на еду. За октябрь-ноябрь 2018 года доля обеспокоенных этим вопросом потребителей увеличилась сразу на 12 п. п., до 35%, достигнув максимального значения с середины 2016 года. Более дешевые продукты в четвертом квартале выбирали 55% опрошенных.

«С одной стороны, затянувшееся снижение реальных доходов и неуверенность в перспективах на рынке труда привели в IV квартале к тому, что потребители стали еще пессимистичнее оценивать свое материальное положение в будущем. На первый план вышли переживания по поводу роста цен на еду и энерготарифов. С другой стороны, процент тех, кто считает, что сейчас удачное время, чтобы совершать покупки, вырос, что может служить позитивным сигналом для рынка. Доля экономящих сократилась до 62% (на 4 п.п.), это минимальное значение с 2015 года», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.

Россияне не чувствуют улучшения своего материального положения, а покупательское поведение остаётся кризисным, подтверждают и данные исследования GfK. В 2018 году российский потребитель снизил затраты на товары повседневного спроса. Даже рынок продуктов питания по всему обороту упал не только в натуральном выражении, но в стоимостном. В четвёртом квартале участники рынка вновь зафиксировали снижение продаж и заметили, что покупатели стали более чувствительны к цене.

С данными исследования согласны эксперты и участники рынка, опрошенные «Коммерсантом». Скорее всего, политика затягивания поясов продолжится и в 2019 году, указали эксперты. Только за январь 2019 года цены выросли на 1%, показав самые высокие темпы с 2016 года. Однако поддержать экономику и потребительское доверие россиян могут относительно высокие цены на нефть, отмечает старший инвестиционный консультант компании «БКС Брокер» Максим Ковязин.

Вместе с тем, деловые ожидания российского бизнеса в январе 2019 года продолжают оставаться высокими, лишь незначительно снизившись по сравнению с декабрем 2018. Об этом свидетельствует динамика Индекса PMI, ежемесячно рассчитываемого британской компанией IHS Markit на основании опроса 600 российских компаний из сферы услуг и обрабатывающих производств.

2516
Читайте в рубрике "Обзор Рекламного рынка"
Март 2024 - Обзор Рекламного рынка
    Февраль 2024 - Обзор Рекламного рынка
      Январь 2024 - Обзор Рекламного рынка
        Декабрь 2023 - Обзор Рекламного рынкаНоябрь 2023 - Обзор Рекламного рынка
          Октябрь 2023 - Обзор Рекламного рынка
            Реклама на сайте:
            журнал Практика Рекламы
            6.83