Производителей пиратской продукции будут ликвидировать
Июнь 2006
Российские власти подготовили ответ на претензии США о засилье пиратской продукции на отечественном рынке. Разработанный по поручению Кремля проект четвертой части Гражданского кодекса, посвященный защите интеллектуальной собственности, будет внесен в Госдуму в ближайшее время. Составители кодекса сменили тактику: они больше не пугают производителей нелегальной продукции уголовной и административной ответственностью. Уличенные в производстве контрафакта фирмы будут просто ликвидироваться, пишет "Бизнес".
Как сообщил глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, подобная мера направлена в первую очередь против производителей контрафактной продукции, но также затронет и тех, кто ее реализует. Ликвидация подозреваемой в пиратстве фирмы будет проводиться по решению суда, который, оговаривается Крашенинников, изучит "вопрос вины" каждого участника незаконного оборота. "Например, издательство выпустило книгу автора, которую он переписал у другого. Если издательство было в курсе и это будет доказано, то ему будут предъявлены претензии. А если только автор слукавил, то меры будут приняты лишь к нему",- приводит он пример.
По словам Крашенинникова, такая мера, как ликвидация юридического лица, может быть применена даже в случае однократного нарушения закона, если "речь о промышленных масштабах, о серийных вещах, а не списывании одного абзаца". Как уточняет советник юридической компании Salans Евгений Тимофеев, согласно Гражданскому кодексу ликвидировать юрлицо с санкции суда можно и сейчас, в том числе за осуществление деятельности без надлежащего разрешения либо запрещенной законом. "Предлагаемая для борьбы с пиратством ликвидация юрлиц вполне соотносится с этой нормой Гражданского кодекса",- отмечает он.
Бороться с производителями контрафакта правоохранительные органы пытаются репрессивными мерами: Уголовным кодексом за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена ответственность в виде штрафа до 800 МРОТ либо лишение свободы на срок до пяти лет. Однако, как показывает практика, это не очень пугает пиратов. В начале этого года Генпрокуратура предлагала увеличить срок лишения свободы для производителей нелегальной продукции до 10 лет.
По данным МВД, за минувший год было возбуждено более 5 тыс. уголовных дел по подозрению в пиратстве, а размер причиненного ущерба по раскрытым преступлениям оценен в 400 млн руб.
В то же время реальный масштаб контрафактного производства гораздо значительнее: по данным Роспатента, общий оборот подделок - примерно 100 млрд руб. в год, а по подсчетам Международного альянса производителей интеллектуальной собственности, доля пиратской продукции в России составляет 70-80% в зависимости от рынка. Впечатляющие масштабы распространения контрафактных товаров произвели столь неизгладимое впечатление на американских правообладателей, что они потребовали от президента США заблокировать присоединение России к ВТО до тех пор, пока наша страна не решит все проблемы защиты прав интеллектуальной собственности.
Как отмечает управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов, проблема действующего законодательства заключается в том, что пострадавшая сторона должна документально подтвердить убытки, при этом предусмотренные законом суммы штрафов для серьезных нарушений невелики. "Бывает, что юрлицу, производящему контрафакт в промышленных масштабах, выгоднее платить штрафы, чем авторские отчисления",- говорит эксперт. Однако, считает он, угроза ликвидации для крупного производителя, например завода, будет стимулом к законопослушному поведению.
В то же время юристы соглашаются с тем, что пираты смогут найти обходные пути, используя фирмы-однодневки. "В отношении них угроза ликвидации бессильна",- признает Евгений Тимофеев. А Юрий Добронравов добавляет, что в конечном итоге нарушителем может оказаться какое-нибудь ООО, у которого на балансе нет никакого имущества./Ольга Кувшинова/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Март 2024 - Официальная хроникаФевраль 2024 - Официальная хроника
- Когда Роскомнадзору разрешат блокировать «зеркала» сайтов? (243)
- Какие изменения ждут наружную рекламу? (553)
- Сколько раз в 2023 нарушали закон «О рекламе»? (658)
Январь 2024 - Официальная хроникаДекабрь 2023 - Официальная хроника
- Где опасно размещать онлайн-рекламу? (715)
- Какие услуги продвигает «Яндекс» вопреки закону? (713)
- За что ФАС взъелась на букмекера Pari? (685)
- Где и когда рекламодателю можно не выполнять свои обещания? (691)
Ноябрь 2023 - Официальная хроника
- Как обеспечить адекватный баланс рекламы в видеоиграх? (1171)
- Кто должен проводить исследования российского рынка? (1198)
- Как перенаправить рекламу в российские соцсети? (1241)
- Почему московские власти ополчились на QR-коды в наружной рекламе? (940)
- Как маркировать аудиорекламу? (896)
Октябрь 2023 - Официальная хроника
- Как правильно размещать идентификатор рекламы в интернете? (1142)
- Что ФАС считает рекламой? (1062)
- Что ждет подписку на печатные СМИ? (1194)
- Что депутаты хотят запретить в рекламе? (1191)
- Как в России будут бороться с азартом? (1123)
- Кому будет полезна наружная реклама на космических объектах? (2205)
- Как заставить застройщиков выполнять свои обещания? (1048)
- Как правильно рекламировать апартаменты? (1072)
- Когда наружная реклама станет незаконной решением правительства Москвы? (1547)
- Как «Яндекс» пропустил ненадлежащую рекламу? (1185)
- Какие нюансы нужно учитывать в законе «О рекламе»? (1080)
- Сколько стоил «Почта банку» слишком быстрый роллерный дисплей? (1125)