Новости Медиа и СМИ
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Продажные СМИ

Ноябрь 2006

Новости Медиа и СМИ - Продажные СМИ

По данным журнала "Слияния и Поглощения" с начала года по сентябрь в сфере купли-продажи СМИ было заключено 18 сделок. Это в два раза больше, чем за весь прошлый год. Эксперты утверждают, что причинами такого подъема можно считать грядущие выборы и стремительный рост рынка рекламы, пишет Газета.RU

Начиная с января по сентябрь 2006 года на медиарынке было заключено 18 сделок на сумму $652,7 млн. Это в два раза превышает показатели прошлого года. За весь 2005 год в сфере купли-продажи СМИ состоялось всего 9 сделок на сумму $322 млн. Самыми громкими из прошлогодних сделок стали продажа телеканала «Рен ТВ» компанией «Сургутнефтегаз», покупка медиахолдингом «Проф-Медиа» ИД «Афиша», продажа Леонидом Невзлиным газеты «Московские новости». Текущий год оказался гораздо богаче на события в сфере медиабизнеса.

Наиболее значимой с экономической и политической точек зрения сделкой стала покупка ИД «Коммерсантъ» главой одного из ведущих российских холдингов «Металлоинвест» Алишером Усмановым. На днях он заявил, что планирует в ближайшее время приобрести 50% телеканала 7ТВ, который, скорее всего, из спортивного превратится в информационный. Нынешние владельцы канала – компания «Мособлтрастинвест» – подтвердили слова олигарха. Вполне возможно, что именно благодаря Усманову объем слияний и поглощений на медиарынке в этом году за оставшиеся два месяца успеет превысить прошлогодний результат не в два, а в три раза. В планах новоявленного медиамагната – создание крупного медиахолдинга, в составе которого будут газеты, журналы, телеканалы и онлайновые издания.

По мнению вице-президента ГИПП Евгения Абова, у Усманова впереди широкое поле деятельности для покупок. «Если Алишер Усманов собирается создавать полноценный медиахолдинг, по логике, ему нужно было бы приобрести еще несколько онлайновых изданий, кабельные каналы и журнальные ресурсы», – считает он. По прогнозам эксперта, в ближайшее время путь создания конвергированного медиахолдинга грозит всем владельцам СМИ. Такие условия диктует рынок, к которому внимательно прислушивается и медиахолдинг «Проф-Медиа». За последний месяц эта компания последовательно приобрела кабельную сеть Ramler TV, а потом и медиагруппу «Рамблер Медиа». Таким образом, именно «Проф-Медиа» может считаться на сегодня образчиком диверсифицированного медиахолдинга, в составе которого представлены практически все возможные виды медиаактивов – от электронных до бумажных.

Очередной крупной сделкой отметился в 2006 году и ИД «Родионова», являющийся одним из наиболее «покупающих» игроков рынка. Он приобрел у ИД «Секрет фирмы» газету «Бизнес». А олигарх Олег Дерипаска приобрел блокирующий пакет акций медиахолдинга «Эксперт» и тоже собирается превращать его в конвергированный проект – с многочисленными журналами, онлайновыми ресурсами и даже телеканалом.

Такое оживление вполне объяснимо. По мнению экспертов, прежде всего это связано с опережающими – на фоне других отраслей экономики – темпами роста объемов рекламы в медийных сегментах. Это серьезно повышает инвестиционную привлекательность индустрии медиа. Другой причиной значительного увеличения активности на рынке стало внимание медиабайеров к региональным СМИ. «В прошлом году произошел очень мощный рывок медийных игроков в регионы», – считает Евгений Абов. «До сих пор Москва существенно опережала регионы по количеству, качеству и рекламному обороту медиаресурсов. Сейчас формируется новая картина».

С этим согласен и финансовый аналитик компании «Финам» Владислав Кочетков. «Крупные компании пошли в регионы, – утверждает он. – Они поняли, что переход на цифровое телевидение уже близок, поэтому их интерес к кабельным и спутниковым каналам значительно вырос. Две очень крупные компании – АФК «Система» и «Ренова» – всерьез взялись за скупку ресурсов в регионах». К примеру, сейчас АФК «Система» скупает региональные телеканалы под свою телесеть «Стрим-ТВ».

Судя по всему, влияние на рынок новых технологий тоже заставляет его активно развиваться. «Повышается удельный вес цифровых медиа в общем медиаобороте, – отмечает Абов. – Это само по себе стимулирует тенденцию к слияниям и поглощениям, в которых участвуют традиционные и новые медиа». Российские медиаменеджеры подхватили западную тенденцию, и сегодня традиционные медиа включают в свои стратегии развития переход к мультимедийности и использование новых технологий для расширения своей доли на рынке. В данном случае мог сыграть и проходивший в Москве конгресс WAN (Всемирной газетной ассоциации), на котором медиаменеджеры в течение недели изучали западный опыт внедрения мультимедийности в рынок СМИ. По мнению экспертов, тенденция к укрупнению медиахолдингов сохранится и впредь, хотя крупных сделок в ближайшее время на рынке не ожидается.

«На медиарынке будет повышаться доля холдингов и крупных диверсифицированных компаний, – предполагает Абов. – Произойдут укрупнение и консолидация в печатном, радийном и интернет-сегментах». Эту тенденцию вице-президент ГИПП объясняет исключительно рыночными причинами, полагая, что политическая мотивация в этом процессе не играет решающей роли. «Политическая мотивация может присутствовать в очень небольшой части этого сегмента – в СМИ «общего интереса», а они занимают относительно небольшую часть на общем рынке», – считает он. А вот Владислав Кочетков полагает, что именно подготовка к грядущим выборам отчасти стала причиной оживления медиарынка сейчас и снижения активности на нем в будущем. «Особо крупных сделок в ближайшее время на рынке не будет», – считает он. «Потому что все крупные СМИ федерального значения уже принадлежат структурам, лояльным Кремлю».

При этом аналитик «Финам» предполагает, что медиаинвесторы продолжат активно скупать региональные СМИ, особенно кабельные и спутниковые телеканалы. Вряд ли произойдут значительные сделки на рынке общефедеральных каналов, хотя выход компании «СТС Медиа» на IPO тоже значительно повлиял на повышенный интерес инвесторов к медиарынку.

Интернет-сегмент, по мнению Кочеткова, тоже уже не принесет сюрпризов в этом году. «В рунете не так много крупных игроков, – считает он. – И, скорее всего, сделки на этом рынке начнут происходить во второй половине следующего года». /Алина Ребель/

9249
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
4.91