Новости Медиа и СМИ
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Газетам разрешат крепкие спиртные напитки

Декабрь 2004

Новости Медиа и СМИ - Газетам разрешат крепкие спиртные напитки

Однако новый Закон "О рекламе" не защитит их от повышения НДС
Совет Госдумы вчера направил в рассылку обновленный Закон "О рекламе", подготовленный группой депутатов из "Единой России". Но с его обсуждением решили не спешить: первое чтение проекта планируется провести только на весенней сессии. Некоторые думцы сочли его излишне либеральным, усмотрели в нем руку "пивной мафии".

По словам координатора фракции КПРФ Сергея Решульского, инициатором дебатов на Совете Думы стал Владимир Жириновский. Он потребовал, чтобы проект закона прошел экспертизу в думской комиссии по коррупции, которая должна выяснить, нет ли тут руки "пивной мафии". Жириновский упирал на то, что новая редакция рекламного закона фактически дезавуирует те поправки к действующему закону о рекламе, которые ранее были поддержаны большинством Думы. Первый вице-спикер Любовь Слиска, которая вела вчерашний совет, также предлагала не торопиться. К тому же отсутствовал Борис Грызлов, по чьей инициативе прежде проводились ужесточения рекламного законодательства (в частности, в отношении пива).
Тем не менее, по словам Решульского, при голосовании четверо из шести членов Совета Думы высказались за то, чтобы законопроект пошел по обычной процедуре. Жириновский голосовал против, а Слиска воздержалась. Интересно, что вчера достаточно трудно было получить от депутатов какие-то комментарии по новому закону о рекламе. Помощники Слиски объяснили, что она пока от высказываний воздерживается, потому что собирается внимательно проанализировать законопроект. Один из его авторов – глава думского комитета по экономической политике Валерий Драганов – также не захотел лично беседовать с корреспондентом "НГ" на данную тему.

По сравнению с действующим Законом "О рекламе" образца 1995 года, новый законопроект, подготовленный депутатами Волковым, Мединским, Комиссаровым, Драгановым, Медведевым и Кармеевым, содержит в себе ряд разрешительных моментов. В частности, печатным СМИ разрешается рекламировать спиртные напитки, а также отменяется положение статьи 12, согласно которой "реклама не должна превышать 40% объема одного номера периодического печатного издания". Содержится лишь требование помечать подобные материалы пометкой "реклама" или "на правах рекламы". Исчезла и статья 10 о скрытой рекламе.
Впрочем, это скорее оптимизация, чем либерализация: данные статьи все равно не работали. Как заявил в интервью "НГ" бывший заместитель министра по антимонопольной политике и предпринимательству Сергей Дудкин, "в мою бытность работы в МАПе я не припомню случая, чтобы кто-то проверял печатные издания России на предмет соответствия 40% объема рекламы – уж больно хлопотное дело".
По его мнению, новый законопроект – "это честный закон", поскольку в нем соблюдены интересы как потребителей и рекламодателей, так и самих СМИ. В нем сводятся воедино различные нормы, содержащиеся в других законах, регламентирующие тот или иной вид рекламной деятельности.

Как сообщил "НГ" один из авторов законопроекта, зампред думского комитета по экономической политике Владимир Мединский, работа над новой редакцией закона велась в тесном взаимодействии с представителями СМИ и с учетом их интересов. Поэтому во многом законопроект "является одним из самых либеральных за последнее время".

Между тем наряду с со смягчением в новой редакции предусмотрены и существенные ужесточения требований к рекламе. Например, законопроект полностью запрещает рекламу алкогольной продукции в электронных СМИ. Кроме пива, рекламировать которое можно с 22 часов вечера. По словам Мединского, такие нормы не есть влияние пивного лобби, а есть лишь следование стандартам ГОСТа, согласно которому пиво не считается алкогольным напитком.

Представители телеканалов в целом положительно оценивают новый законопроект. Владимир Кулистиков, генеральный директор телекомпании НТВ в интервью "НГ" подчеркнул, что ему бы "хотелось, чтобы при обсуждении данного законопроекта депутаты преодолели враждебность к самому факту существования рекламы на телевидении. Ограничения могут быть всякими, но они должны в себе разумно сочетать требования и морали, и права, и экономики. Пусть каждый законодатель спросит себя: если наложить запрет на рекламу одного, другого, третьего, кто заплатит за то, чтобы телевидение оставалось общедоступным средством информации и развлечения?"

По словам же президента ТВЦ Олега Попцова, он будет приветствовать "любой закон, который будет какие-то вещи в области рекламы систематизировать, но не отсекать. Для того чтобы управлять, – надо разрешать". По его мнению, запрет на показ пивной рекламы до 22 часов является относительным прогрессом, поскольку "не надо доходить до абсурда". То есть "не стоит рекламировать это для молодежи, но нужно рекламировать культуру потребления напитка". По словам Олега Попцова, телевидение понесло на дневном запрете на пивную рекламу достаточные потери.
Что же касается газет и журналов, то здесь ситуация несколько иная. В начале 2005 года истекает срок действия льготного 10-процентного НДС на рекламную деятельность для прессы, которую Минфин предлагает повысить до стандартных 18%. И эти перспективы тревожат медиасообщество гораздо больше, чем радуют гипотетические выгоды от нового закона о рекламе. Как заявил "НГ" генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко, "вне всякого сомнения, это сильный удар по независимым печатным изданиям, в первую очередь – региональным". По его словам, государственные СМИ выстоят, "потому, что они, по сути дела, существуют вне рынка, и ясно, что их вся эта налоговая история не очень волнует".

Подпись: Сергей Варшавчик, Иван Родин

7014
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
5.30