Новости Медиа и СМИ
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

К вопросу о нишах

Сентябрь 2004

Новости Медиа и СМИ - К вопросу о нишах

В прошлом году Министерство печати зарегистрировало 12759 новых журналов. Всего в РФ зарегистрировано 42050 печатных СМИ, из них около 24000 газет. Разовый подписной тираж прессы на 1 июля 2003 года - 31352500 экз. Тем не менее ниша для нового издания существует! Объем российского рынка подписки на периодику сегодня оценивается в $485000000. А это значит, что он полностью восстановился после дефолта.

При создании печатного органа следует исходить из того, что все существующие ныне на рынке медиа-товары, как правило, дублируют друг друга и по сути, и по форме. Стихийно удачный коммерческий генерирует огромное количество аналогов. Ударный remake заслуженного советского бренда "Вокруг Света" спровоцировал появление на нашем медиа-рынке целой обоймы научно-популярных журналов: "Популярная механика" (калька с известной Popular Mechanics), "Ломоносов" (вместе с New Scientist), "Что нового в науке и технике" (вызывает ассоциации одновременно с двумя советскими trademarks - "Наука и жизнь" и "Техника - молодежи" - и в деталях срисовано с четко-форматного издания Popular Science) и Paradox (оригинальный и стильный проект). И что? Да ничего. Тот же Paradox по сию пору не продвинут на рынке конгениально своему отменному качеству, а пафосный "Ломоносов" почил в бозе - сентябрьский номер стал последним. В случае, если аналоги не уступают оригиналу по качеству исполнения, грамотности продвижения и стратегии развития, реклама и потребители размазываются по клонам. Если же в группе образуется явный лидер, он-то и собирает все деньги. Остальные довольствуются крошками с барского стола. Таким образом, идти по пути клонирования нецелесообразно. Ибо перебивать успех слишком дорого, а плестись в арьергарде чужого - убыточно. Разумнее попытаться нащупать новую нишу - даже если таковая ни в каких исследованиях не значится. Впрочем, следует оговориться: в данном случае практически невозможно просчитать Affinity Index (индекс соответствия целевой аудитории).

Однако коммерческий успех таких бизнес-изданий, как "Профиль" и "Деньги", подвиг германского медиа-монстра, компанию Axel Springer AG (Die Welt, Berliner Morgenpost, etc.; прошлогодний оборот составил значок евро 2780000000), на рискованный проект - осенью было зарегистрировано ЗАО "Axel Springer Russia". Эта структура намерена в начале 2004 года запустить российские версии влиятельных US-журналов - Newsweek (предполагаемый тираж еженедельника 50000 экз.) и Forbes (соответственно 30000). Соотношение аутентичных и лицензионных публикаций как в еженедельнике, так и в ежемесячнике планируется 70/30 (%). Напомним, после того как "Газпром-Медиа" взял под контроль ИД "7 дней", заокеанские хозяева Newsweek разорвали контракт с российским издателем ("Итоги"). Но Newsweek желал вернуться на российский рынок. Просто US-владельцы не могли определиться с партнером. И вот наконец Axel Springer решился "вложиться" в новый проект. Прогнозируемые инвестиции - $8500000 (Newsweek) плюс $3000000 (Forbes). Что касается последнего, то перспективы, по мнению экспертов "Карьеры", более чем расплывчаты: отечественный рынок ежемесячных изданий переполнен. И выйти на прибыль Forbes-Russia сможет, вероятно, лет через шесть-семь.

Издательские холдинги не любят экспериментов. Они идут проторенной дорожкой. Октябрьское слияние двух гигантов - "Проф-Медиа" и Independent Media - еще одно подтверждение данного тезиса. Спровоцировал эту консолидацию успех нескольких отечественных СМИ, специализирующихся на отраслевой аналитике. Новая структура будет развивать рынок изданий b2b (Business to Business). Independent Media, чьей визитной карточкой вот уже двенадцать лет является Cosmo, вошел во вновь созданное объединение специализированным журналом "Агробизнес", а потанинский "Проф-Медиа" (козыри: контрольные пакеты акций "Известий" и "Комсомолки") "вложился" "Финансовым директором". До 2008 года суперхолдинг намерен запустить 15-20 профжурналов и, выведя их к 2010 году на уровень операционной прибыльности, занять доминирующее положение на поле b2b.

/Евгений Лисовский. Карьера/

6494
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
3.69