Самые активные рекламодатели
Рейтинги составлены на основе данных исследовательских компаний TNS Gallup AdFact (мониторинг 19 телеканалов, вещающих в Москве на 17 технических каналах, а также 290 столичных и национальных газет и журналов) и "ЭСПАР-Аналитик" (мониторинг наружной рекламы в 50 крупнейших городах России) за июль--август 2006 года.
Телевидение
Место | Компания | Брэнды | Объем рекламы (тыс. мин.) |
1 | Procter & Gamble | Gillette, Blend-a-med,Pantene Pro-V, Head &Shoulders, Tide | 16,988 |
2 | Unilever | Dove, Sunsilk, Rexona,Timotei, Axe | 8290,58 |
3 | Reckitt Benckiser | Vanish, Veet, Cillit,Calgonit, Calgon | 5,37 |
4 | "Вымпелком" | "Билайн", MTV RussiaMusic Awards* | 4,756 |
5 | Coca-Cola | Coca-Cola, Nestea,Fanta, Sprite, Bonaqua | 4,431 |
6 | Danone | Danone, "Большевик","Шокобарокко" | 4,205 |
7 | Wimm Bill Dann | Neo (молочные продукты),J-7, "Домик в деревне","Чудо" | 4,072 |
8 | Пивовареннаякомпания "Балтика" | "Балтика", "Невское",Tuborg, "Ярпиво",Carlsberg | 3,551 |
9 | Heineken | "Бочкарев", ZlatyBazant, Bavaria,"Охота", "ПИТ" | 3,375 |
10 | Colgate-Palmolive | Colgate, Palmolive, LadySpeed Stick, Mennen | 3,258 |
Пресса
Место | Компания | Брэнды | Объем рекламы (форматА2) |
1 | Toyota Motor Corporation | Toyota, Lexus, Raiffeisen*,открытый чемпионат Великобританиипо гольфу* | 77,6 |
2 | Procter & Gamble | Pantene Pro-V, Gillette, Olay,Procter & Gamble, "Линия жизни" | 71 |
3 | L'Oreal | L'Oreal, Vichy, Garnier,Московский международныйкинофестиваль*, Maybelline | 68 |
4 | "Инком-недвижимость" | "Инком-недвижимость", жилыекомплексы "Резиденция", "Новаяопалиха", "Сосны", поселок"Гринфилд" | |
5 | "Лада фаворит" | "Лада фаворит", "УАЗ","Ренессанс", Daewoo, Great Wall | 58,2 |
6 | "Авто Гермес Лада" | "Авто Гермес Лада", Chevrolet,"Лада", Great Wall, Ford | 56,4 |
7 | Автосалон"Автокросс" | "Автокросс", Chevrolet, Chery,"Лада", Renault | 53,7 |
8 | Mercury | Mercury, Patek Philippe, Breguet,Breitling, Mikimoto | 49,6 |
9 | "Вымпелком" | "Билайн", "Брэнд года/EFFIE"*,Confessions Tour (Madonna)*,Maximum*, IBM* | 47,2 |
10 | "Инком-Авто" | "Инком-Авто", "ГАЗ", Hyundai,"Лада", Renault | 47,1 |
Наружная реклама
Место | Компания | Брэнды | Объем рекламы($ млн) |
1 | "Мобильные телесистемы" | МТС | 4,6 |
2 | "Вымпелком" | "Билайн" | 3,9 |
3 | Samsung Electronics | Samsung | 2,9 |
4 | "МегаФон" | "МегаФон GSM" | 2,7 |
5 | Nokia | Nokia | 1,7 |
6 | Sony LTD | Sony | 1,7 |
7 | "Эльдорадо" | "Эльдорадо" | 1,4 |
8 | "М.Видео" | "М.Видео" | 1,3 |
9 | ТНТ | ТНТ | 1,2 |
10 | "Техносила" | "Техносила" | 1,2 |
*Рекламные акции, проводимые совместно с другими компаниями или приуроченные к тому или иному событию, спонсором которого выступает рекламодатель.
Самые рекламируемые товарные категории
Телевидение
Место | Категория | Объем рекламы(тыс. мин.) |
1 | Услуги сотой связи | 15,7 |
2 | Пиво | 13,5 |
3 | Моющие и чистящие средства | 10,2 |
4 | Средства по уходу заволосами | 8,5 |
5 | Молочные продукты | 8,4 |
6 | Прохладительные напитки | 8,2 |
7 | Торговые организации | 4,5 |
8 | Средства для гигиены рта | 4,3 |
9 | Жевательная резинка | 4,3 |
10 | Массовые зрелища | 3,7 |
Пресса
Место | Категория | Объем рекламы (форматА2) |
1 | Автотранспорт | 1219 |
2 | Операции с жилыми помещениями | 439 |
3 | Туризм и отдых | 286 |
4 | Сотовая связь | 223 |
5 | Банки | 187 |
6 | Торговые организации | 183 |
7 | Медицинские учреждения | 183 |
8 | Мебель | 175 |
9 | Строительные конструкции (двери,окна, готовые строительныеэлементы) | 157 |
10 | Специализированные мероприятия(благотворительные акции,конференции, выставки, семинары ипр.) | 150 |
Наружная реклама
Место | Категория | Объем рекламы (рекламные поверхностиформата от 1,2х 1,8 м иболее; тыс.) |
1 | Торговые центры | 23,8 |
2 | Услуги сотовой телефонной связи | 23,8 |
3 | Пиво алкогольное | 16 |
4 | Сигареты | 14,8 |
5 | Бытовые услуги | 8 |
6 | Банковские услуги | 8 |
7 | Сотовые телефоны | 8 |
8 | Легковые автомобили | 5,3 |
9 | Услуги автосалонов и автосервис | 5 |
10 | Продажа мебели | 4,8 |
Для российской рекламной индустрии третий квартал прошел под знаком нового закона "О рекламе", начавшего действовать с 1 июля. Вступления в силу этого закона, который должен был на четверть сократить объем рекламы в телеэфире (с 20 до 15% от суточного вещания канала) и дать печатным изданиям возможность рекламировать на своих страницах крепкие спиртные напитки, ждали все участники рекламного рынка. Как и прогнозировали эксперты, законодательные ограничения ударили в первую очередь по коммерческому телевещанию: по итогам первых же недель вещания выяснилось, что, по данным исследовательской компании TNS Gallup Media, объемы рекламы на СТС, ТНТ, MTV и 7ТВ уменьшились на 26-48%. Потери государственных каналов на этом фоне выглядели незначительными: 14% на "Первом" и 0,03% на "России".
Однако сокращение объемов рекламы в минутах не привело к пропорциональному падению доходов вещателей. Продавцы телеэфира подняли цены во втором полугодии в среднем на 20%, за счет чего крупным каналам удалось компенсировать свои потери. С начала года это была уже вторая волна подорожания: среднегодовой рост стоимости телерекламы в результате составил около 40%. Вопреки многочисленным прогнозам это не привело к оттоку мелких и средних рекламодателей с телевидения. Аналитики неоднократно заявляли, что следствием роста цен станет перевод рекламодателями части бюджетов в другие рекламоносители, в первую очередь в прессу и наружную рекламу. Однако участники рынка отмечают, что наметился обратный процесс: многие производители, сохранив свое присутствие на ТВ, предпочли сократить рекламную активность в других СМИ.
Не оправдались и прогнозы аналитиков о бурном росте объемов рекламы крепкого алкоголя в печатной прессе. Хотя она и стала чаще появляться на страницах изданий, но производители спиртного не попали ни в десятку крупнейших рекламодателей, ни в десятку самых рекламируемых товарных категорий (см. таблицу). Причину столь низкой рекламной активности производителей алкоголя эксперты видят в том, что с юридической точки зрения размещение рекламы алкоголя в прессе остается не вполне законным. Хотя новый закон "О рекламе" действительно разрешает рекламировать алкоголь на страницах печатных изданий, за исключением первой и последней полос, продолжает действовать 17-я статья закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта". В ней говорится, что рекламировать крепкий алкоголь можно только в местах осуществления производства и оборота этого товара. Опираясь именно на эту статью, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) до сих пор штрафовала издателей за размещение рекламы крепкого алкоголя. В июле антимонопольное ведомство, правда, выпустило комментарии к закону "О рекламе", сообщив, что не будет применять 17-ю статью как противоречащую новому закону. Однако неоднократно оштрафованные производители алкоголя и издатели ждут, пока штрафоопасная норма будет отменена. Между тем законопроект, приводящий действующее законодательство в соответствие с требованиями закона "О рекламе", был внесен в Госдуму лишь недавно.
Тимур Бордюг
КоммерсантЪ