Исследования
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

История ритейла 2018. «Красное & Белое» +40%. Основной ТРЕНД - магазины без продавцов

Декабрь 2018

Исследования - История ритейла 2018. «Красное & Белое» +40%. Основной ТРЕНД - магазины без продавцов

Как изменился российский ритейл в текущем году и чего ожидать в 2019 году? Как поменялись покупатели и их предпочтения? Продолжат ли ритейлеры экспериментировать с e-commerce и новыми технологиями и каким образом? Sostav ответил на эти вопросы в обзоре главных событий и трендов уходящего года и прогнозов от игроков рынка ритейла и экспертов на 2019 год.

1. Продажа акций «Магнита»

Основатель «Магнита» Сергей Галицкий продал 29,1% продуктового ритейлера банку ВТБ. После завершения сделки Сергей Галицкий покинул пост главы компании, его место занял финансовый директор Хачатур Помбухчан. Тем не менее, Сергей Галицкий остался миноритарным акционером «Магнита» с пакетом в 3% акций.

В мае ВТБ продал значительную часть своих акций в «Магните» — 11,82% — компании Marathon Group. В результате сделки доля ВТБ в уставном капитале «Магнита» снизилась до 17,28%.

2. Обмен кадрами между X5 Retail Group и «Магнитом»

После того, как основатель «Магнита» Сергей Галицкий продал значительный пакет своих акций и ушел с поста генерального директора, ритейлер обновил команду. В мае к «Магниту» присоединилась Ольга Наумова, экс-глава «Пятерочки» (X5 Retail Group), которая сначала заняла пост исполнительного директора, а затем и генерального директора. На ее место в «Пятерочке» пришел бывший глава «Магнит Косметик» Сергей Гончаров. Впоследствии ритейлеры продолжили обмениваться топ-менеджерами.

Бывший генеральный директор торговой сети «Перекресток» Владимир Сорокин был назначен заместителем гендиректора сети «Магнит» и коммерческим директором компании. К исполнению обязанностей он приступит с 15 января 2019 года, тогда же Сорокин войдет в состав правления ПАО «Магнит».

3. «Красное & Белое» — самый быстрорастущий ритейлер этого года

Сеть алкомаркетов «Красное & Белое» по итогам первого полугодия 2018 года вышла на второе место по темпам открытия новых магазинов среди FMCG-ритейлеров, обогнав «Магнит». За этот период сеть расширилась на 882 новых объекта. Лидером роста по этому показателю остался X5 Retail Group.

В октябре Bloomberg назвал «Красное & Белое» самым быстрорастущим ритейлером России. По данным агентства, продажи сети выросли на 50% до 215 млрд рублей в прошлом году и на 40% в этом году, что позволило его владельцу Сергею Студенникову стать миллиардером.

4. Главные форматы магазинов

Продовольственный ритейл продолжает развиваться за счет современной торговли. По данным Nielsen, продажи в супермаркетах, гипермаркетах, магазинах у дома в третьем квартале 2018 выросли на 8%, в то время как доля традиционной торговли продолжает снижаться — на 1,7%. По итогам третьего квартала на канал современной торговли пришлось 75% оборота FMCG-товаров, на канал традиционной — 25%.

Следуя тренду, X5 Retail Group год назад продал «Перекресток-Экспресс», а в 2018 году сосредоточился на трех основных форматах — универсамах у дома «Пятерочка», супермаркетах «Перекресток» и гипермаркетах «Карусель». Как заявлял главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман, сегмент convenience store с магазинами площадью до 200 квадратных метров, в котором работает в Москве сеть «Перекресток-Экспресс», имеет определенный потенциал на российском рынке, но это достаточно узкий сегмент, при этом 90% организованной продовольственной розницы в России занимают три формата — магазины «у дома», супермаркеты и гипермаркеты.

5. Кофейни и кафе в супермаркетах

Ритейлеры пребывают в активном поиске новых точек роста и новых источников дохода. Растущая популярность кофеен в России привлекла их внимание. Открывать заведения такого формата в своих магазинах начали сети «Азбука вкуса», «Зорька и Милка» и «Вкусвилл». Кофейни могут увеличить средний чек магазина на 30% и повысить маржинальность. Ритейлеры в основном ориентируются на продажу кофе «на вынос».

В этом году стал активно развиваться формат кафе при магазинах. Например, «Азбука вкуса» начала работать в новом для себя секторе рынка и открыла полноценные кафе на площадях, доставшихся ей от закрывшегося «Седьмого континента». Первые заведения под вывеской «АВ бистро» уже работают в московских супермаркетах. У «Ашан ритейл Россия» тоже есть кафе самообслуживания в магазинах разных форматов — во всех гипермаркетах «Ашан», а также в некоторых магазинах малого формата «Мой Ашан».

6. Магазины без продавцов и «умные» технологии в ритейле

Специалисты X5 Retail Group совместно с учеными из Университета Иннополис займутся разработкой магазинов будущего — полностью автоматизированных торговых точек. В рамках соглашения, заключенного в ходе Петербургского международного экономического форума 2018, X5 и Университет Иннополис будут проводить исследовательские проекты по разработке роботизированных магазинов, а также изучать процессы автоматизации розничной торговли. В будущем проект может существенно изменить всю сферу розничной торговли в России.

Осенью X5 Retail Group открыл магазин-лабораторию для тестирования новых технологий. В X5 Lab изучают электронные ценники, видеоаналитику, «умные» полки, позволяющие автоматически определять наличие товаров с помощью светодиодов, цифровые информационные панели, а также технологии самостоятельного сканирования и оплаты покупок клиентами.

После тестирования в магазине-лаборатории новые технологии будут пилотировать в магазинах «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». На этом этапе специалисты Х5 оценят их экономическую эффективность, например, влияние на увеличение продаж или на сокращение затрат. В зависимости от результатов будут приниматься решения о тиражировании на все магазины в составе торговых сетей.

7. Онлайн-ритейл

Согласно исследованию холдинга «Ромир», в 2018 году рост рынка FMCG в онлайн составил 32,2% по сравнению с прошлым годом. При этом росту поддались различные категории — непродовольственные товары, одежда, а также продукты питания, в том числе фрэш-категории, которые являются драйвером этого роста.

Частота покупок онлайн также увеличилась в уходящем году — на 21%. Ровно половина россиян в 2018 году покупала товары повседневного спроса онлайн. Значительно выросшие объёмы продаж продуктов питания (40%) стали драйверами роста всей интернет-торговли.

Рынок старается своевременно реагировать на подобные изменения. В частности, в категории продуктов питания начинает работать непродуктовый ритейл — Ozon.ru, Wildberries, «Юлмарт», «М.Видео», «Комус» и др. Кроме того, выходят в онлайн продуктовые ритейлеры офлайн рынка. Эту стратегию используют такие сети, как «Ашан», «Перекресток», «Азбука Вкуса», «О'кей». Для удобства покупателям также предлагается совмещение онлайн заказов и офлайн каналов получения таких заказов («Перекресток», «Мясновъ»).

Росту онлайн продаж способствует и общее развитие мобильной коммерции — 61% пользователей интернета выходят в него со смартфона. С помощью смартфонов почти половина россиян совершает все покупки в сети. Большинство заказов еды на дом также совершается со смартфонов — 81% заказов поступает через мобильные приложения.

По данным исследования Nielsen, ожидается, что объем продаж товаров FMCG в интернете удвоится к 2020 году с текущего 1%. Запрос на удобство и экономию времени со стороны потребителей подтолкнет дальнейшее развитие онлайн-торговли, где непродуктовые категории теперь соседствуют с товарами повседневного спроса.

8. Покупка «М.Видео» сети «Эльдорадо» и MediaMarkt, ребрендинг «Эльдорадо»

Покупку «Эльдорадо» финансировали за счет кредита примерно на 40 млрд руб. и собственных средств. Ожидается, что оборот объединенной компании к 2022 году составит порядка 450 млрд руб., а компания войдет в ТОП-10 мировых публичных ритейлеров электроники.

Для объединенной компании создали единое юридическое лицо, на которое в первом квартале 2019 года будут переведены все активы. Управлять объединенной компанией продолжает команда менеджеров во главе с президентом «М.Видео» Александром Тынкованом и главным исполнительным директором Энрике Фернандесом, который возглавит операционный бизнес двух компаний.

Розничная сеть «Эльдорадо» разработала новую бизнес-стратегию и позиционирование, основанную на концепции «просто, выгодно, рядом».

В России в 2019 году исчезнут магазины Media Markt. Они будут переименованы в «М.Видео» или «Эльдорадо». Помимо ребрендинга, планируется провести переформатирование слишком больших магазинов, не соответствующих критериям эффективности сети.

3674
Читайте в рубрике "Исследования"
Ноябрь 2024 - ИсследованияОктябрь 2024 - ИсследованияСентябрь 2024 - ИсследованияАвгуст 2024 - ИсследованияИюль 2024 - ИсследованияИюнь 2024 - Исследования
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
7.38