Обзор Рекламного рынка
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

"Кристалл" не может смириться с потерей "Гжелки"

Сентябрь 2005

Обзор Рекламного рынка - "Кристалл" не может смириться с потерей "Гжелки"

"Птица Гжель" вновь в эпицентре скандала, хотя формально товарное изображение знаменитой водки в очередных судебных спорах не фигурирует. Новостным поводом для СМИ стало создание некоего "Комитета граждан за качество алкоголя" (КГКА), который подал в московские суды иски с требованием остановить производство и продажу продукции завода. Однако ушлые журналисты не сомневаются, что действия "комитетчиков" направляются структурами ТПГ "Кристалл", который, как известно, уже больше года воюет с "Ливизом" за товарный знак "Гжелка". В частности, эта версия была озвучена газетой "Бизнес", представившей вниманию читателей статью Василия Дмитриева и Петра Мироненко "Граждане против "Ливиза"".

Попечитель КГКА Екатерина Соколова утверждает, что комитет не связан ни с кем из конкурентов "Ливиза" и судится с недобросовестной компании, так как результаты химической экспертизы и экспертизы, проведенной в МГУ им. Ломоносова, свидетельствуют о том, что при производстве водки используется некачественная вода. Эксперты газеты "Бизнес" экспертизе (простите за тавтологию) не доверяют, резонно полагая, что деятельность общественной организации контролируется структурами, близкими ТПГ "Кристалл". Член совета директоров "Ливиза" Юрий Локтионов прямо заявил, что "вся эта ситуация — дело рук Зивенко".

Один из московских дистрибуторов "Ливиза", пожелавший остаться неизвестным подчеркивает, что ТПГ "Кристалл" использует и другие способы недобросовестной конкуренции. В частности, в последнее время поступили 11 жалоб на отравления продукцией "Ливиза" в магазинах сети "Ашан", ни в одной из которых не было обратных контактов пострадавших, сообщает YARMARKA.NET.

Нужно отметить, что другие игроки рынка не скрывают своего недовольства в связи с возобновлением корпоративной войны. "Отрасль уже устала от конфликта ТПГ "Кристалл" и "Ливиза", — признался директор по связям с общественностью регионального производителя "Синергия" Андрей Малафеев.

Тем временем прокуратура Западного округа Москвы возбудила уголовное дело по факту действий Роспатента в отношении товарного знака "Гжелка". "Ведомости" напоминают, что первое дело появилось в начале августа — Замоскворецкое РОВД, по заявлению Зивенко, начало расследование факта передачи художниками прав на оформление этикетки "Гжелки" структурам Александра Сабадаша. Зивенко обвиняет оппонентов в подделке документов. На основании этих документов в начале года Роспатент аннулировал права на товарный знак "Гжелка" за ТПГ "Кристалл". В группе компаний считают действия патентного ведомства предвзятыми. "У нас есть все основания полагать, что между ООО "Гжелка" и должностными лицами Роспатента существует сговор", — заявил "Коммерсанту" адвокат ТПГ Яков Мастинский.

На "Ливизе" претензии оппонентов к Роспатенту сочли беспочвенными. "У этого дела нет никаких перспектив", — заявил Юрий Локтионов. Он сообщил, что компания уже обратилась в Роспатент с требованием лишить ТПГ прав на промышленный образец "Гжелки".

Если конфликт вокруг "Гжелки" все еще продолжается, то битву за брэнд Cristall Сергей Зивенко проиграл. Роспатент зарегистрировала права на торговую марку Cristall (более известна как "черная этикетка") за ФКП "Союзплодоимпорт". Обновленный Cristall в ближайшее время начнет разливаться на петербургском "Ливизе".

В статье Романа Овчинникова "У Сергея Зивенко забрали "Черную этикетку" сообщается, договор о выпуске новой водочной марки на заводе "Ливиз" будет подписан в ближайшие дни. "Это будет водка с точно таким же дизайном, который мы все помним,- заявил член совета директоров завода Юрий Локтионов.- Позиционировать ее мы собираемся в премиальном сегменте". Точные объемы выпуска Локтионов не назвал, но сообщил, что "это будут сотни тысяч декалитров".

Наряду с премиальной водкой Cristall "Союзплодоимпорт" продолжит выпуск беленькой под брэндом Kristal на заводе в Краснодарском крае. Глава предприятия Владимир Логинов считает, что на рынке должны присутствовать обе торговые марки, которые будут позиционироваться в разных сегментах.

Игроки рынка, однако, предполагают, что это бизнес-решение обернется колоссальным репутационным ущербом. "Результатом борьбы за торговый знак может стать то, что имидж некогда популярной водки будет серьезно испорчен и поднять ее продажи будет невозможно, — заявил совладелец холдинга "Ладога" Вениамин Грабар. — Именно так произошло, когда Александр Сабадаш начал судебные разбирательства с Сергеем Зивенко по поводу "Гжелки". В результате некогда самая популярная российская водка сдала свои позиции. Ее производство сократилось в десять раз — с 500 тыс. дал в месяц до 50 тыс. "Такая же судьба ждет и Cristall. Ее владельцам будет не до продвижения продукции — они будут заняты ведением многочисленных процессов друг против друга".

Нужно отметить, что "Кристалл" упоминается и в другом контексте, не имеющем отношение к гендиректору одноименной ТПГ Сергею Зивенко. Московская компания также ведет ожесточенные войны, однако они направлены не на внешнего врага, а преследуют внутрикорпоративные интересы. Центральная фигура конфликта все та же — Александр Романов, отправленный в отставку 12 августа "в связи с допущенными финансовыми нарушениями". Вскоре после ухода Романова совет директоров "Кристалла" подтвердил полномочия Александра Романова. Однако в оценке законности этого решения мнения расходятся.

"Отставка гендиректора расколола "Кристалл" — статья под таким заголовком была опубликована в "Коммерсанте". Оппоненты Романова считают, что заседание совета директоров не было легитимным из-за отсутствия кворума. Группа поддержки бывшего гендиректора утверждает, что на собрании присутствовала ровно половина совета, как того и требует устав.

Сам Александр Романов намерен в ближайшее время вернуться на завод. "Совет директоров, который подтвердил мои полномочия, абсолютно законен, и я буду использовать все законные методы для того, чтобы вернуться на предприятие", — заявил Романов. По информации "Коммерсанта", уже в середине следующей недели сторонники опального гендиректора рассчитывают получить определение суда, которое позволит им пройти на предприятие.

"Бизнес" на конфликт откликнулся статьей "Чья половина больше". Газета подчеркивает, что определить правых и виноватых в этой ситуации не так-то просто. Юристы, опрошенные "Бизнесом", разошлись в оценках того, какое из решений легитимно. Законным заседание совета считает партнер юридической фирмы "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин. Другого мнения придерживается управляющий партнер юридической фирмы "Вегас лекс" Альберт Еганян. Он отмечает, что согласно уставу завода "Кристалл" формулировка "не менее половины членов совета директоров" "обычно трактуется в большую сторону". "Скорее всего, суд признает, что кворума не было ни на одном заседании, речь будет идти не о полной легитимности, а о ее степенях", — предполагает эксперт.

Чем закончатся судебные споры, пока не известно, однако внутрикорпоративный конфликт уже оказывает негативное влияние на бизнес. Дистрибуторы "Кристалла" признались, что частая смена директоров в обстановке непрозрачности может внести неразбериху в производство и отгрузку продукции.

На рынке пива продолжается передел рынка между мировыми гигантами, однако эксперты считают, что вскоре он будет закончен. "Эксперт" в статье "Пивной рынок на пятерых" отмечает, что позиционный расклад определен достаточно четко и сделки, которые проводят основные игроки, позволят более четко зафиксировать статус-кво. Сегодня главная интрига рынка – борьба за второе место, которую ведут Heineken и Sun Interbrew.

Как пишет "Эксперт", Heineken, купив "Пивоварню Ивана Таранова", довел число своих заводов в России до десяти, расширив географию присутствия. Совершение этой сделки позволяет концерну увеличить долю до 15%. По мнению автора, Heineken вполне может догнать второго игрока — Sun Interbrew, у которого 17% рынка. По мнению аналитиков, рынок ожидает жесткая борьба между этими компаниями. "Эксперт" также не исключает, что последние крупные отечественные компании "Очаково" и "Красный Восток" могут быть поглощены SABMiller и Efes.

"Компания", в свою очередь, отмечает, что наиболее вероятным покупателем казанской пивоварни является "Красный Восток". Если сделка состоится, под контролем иностранцев окажется 90% отечественного пивного рынка, сетует автор. По информации "Компании", "Красный Восток", принадлежащий татарским предпринимателям Айрату и Ильшату Хайруллиным, обойдется иностранцам в $800 млн. — $1 млрд.

На рынке прохладительных напитков задают тон антимонопольные разбирательства в отношении компаний Coca-Cola HBC Eurasia и Pepsi Bottling Group. Как известно, в конце июля Федеральная антимонопольная служба в конце июля заподозрила Coca-Cola в том, что компания вставляет в договоры с продавцами газировки незаконный запрет торговать напитками конкурентов. Однако теперь ФАС занялись проверкой и Pepsi. "Pepsi не дают остаться одной" — так озаглавлена статья, которую опубликовали "Ведомости".

Сообщается, что Coca-Cola пошла на уступки антимонопольному ведомству. 10 августа руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что Coca-Cola согласилась исключить из всех российских договоров пункты, противоречащие закону. Рассмотрение дела Coca-Cola запланировано на 20 сентября, спустя два дня будет решаться дело Pepsi.

Однако аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко считает, что отсутствие такого запрета в договорах вряд ли серьезно повлияет на бизнес компаний, которые контролируют около двух третей российского рынка прохладительных напитков.

С Кривошапко согласен председатель совета директоров сети фаст-фудов "Маркон" Сергей Шихарев. Он заявил "Ведомостям", что у Pepsi отношения с партнерами останутся прежними, даже если из договоров формально придется убрать строчку об эксклюзивности. В статье подчеркивается, что эксклюзивные отношения выгодны обеим сторонам. Магазины и рестораны в этом случае получают маркетинговую поддержку, которая иногда выражается в спонсировании рекламных акций, а иногда просто в перечислении до $10 000.

7296
Читайте в рубрике "Обзор Рекламного рынка"
Март 2024 - Обзор Рекламного рынка
    Февраль 2024 - Обзор Рекламного рынка
      Январь 2024 - Обзор Рекламного рынка
        Декабрь 2023 - Обзор Рекламного рынкаНоябрь 2023 - Обзор Рекламного рынка
          Октябрь 2023 - Обзор Рекламного рынка
            Реклама на сайте:
            журнал Практика Рекламы
            8.76