Как защита русского языка повлияет на рынок рекламы?
Февраль 2023

Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект «О государственном языке Российской Федерации», направленный на защиту русского языка «от чрезмерных иностранных заимствований». Об этом сообщается на официальном сайте Думы.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, новые нормы запрещают «употребление слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях».
Законопроект вступит в силу с 1 января 2025 г.
Требования касаются использования русского языка как государственного. И реклама подпадает под регулирование, поскольку новые требования также применимы к информации, предназначенной для потребителей товаров, работ и услуг.
Придется сверяться со словарями
Использование в рекламных сообщениях любых иностранных слов, в том числе ставших привычными (кешбэк, маркетплейс и так далее) потребует проверки их наличия в так называемых нормативных словарях, справочниках и грамматиках. «Когда будут составлены указанные документы и как оперативно они могут меняться, чтобы поспевать за такой живой структурой, как разговорный язык — неясно», — говорит Натела Давитинидзе, эксперт в области юриспруденции.
Товарные знаки и фирменные наименования под вопросом
Пока, по оценкам юристов, изменения не должны коснуться товарных знаков и фирменных наименований, поскольку они позволяют идентифицировать производителя и рекламодателя. «Однако за любым законом стоит правоприменительная практика, и в данном случае также пока неясно, по какому пути она может пойти», — отмечает Давитинидзе.
Наказание пока не предусмотрено
«Правовой парадокс данных изменений состоит в том, что закон “о госязыке” говорит, что государственный язык — это язык словарей и он должен использоваться в рекламе, подразумевая, что слова, не внесенные в словари русского языка, не могут использоваться в рекламе. Но при этом закон “о рекламе” сформулирован таким образом, что за нарушение ч. 11 ст. 5 закона, требующей использовать госязык в рекламе, не установлен субъект ответственности. Таким образом, выходит, что использование госязыка с нарушением лингвистических норм, запрещено, но ненаказуемо», — объясняет Дмитрий Григорьев, директор юридического департамента «Европейской Медиагруппы».
Впрочем, юристы Ассоциации блогеров и агентств (АБА) обратили внимание на правоприменительную практику — в 2018 г. Самарское УФАС признало ненадлежащей рекламу «Разыскивается провизорро! Работа, которая приносит счастье» из-за слова «провизорро», которое отсутствует в толковых словарях русского языка.
Что грозит блогерам
Лидерам мнений не придется переводить на русский язык названия каналов, однако они, как и все участники рекламного рынка, должны будут сверяться со словарями при использовании иностранных слов, подчеркивают эксперты ассоциации. «Закон лишь развяжет руки административным органам, так как предоставит возможность ссылаться на отсутствие англицизмов в словарях, которые будут со временем сформированы», — говорят в АБА.
«Ограничение использования иностранных слов могло бы быть расценено как благое, направленное на защиту интересов потребителей и обеспечение понимания ими рекламного посыла. Однако такие нормы одновременно могут существенно ограничить бизнес в его рекламных возможностях взаимодействия с потребителями», — считает Натела Давитинидзе.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"








Сентябрь 2023 - Официальная хроникаАвгуст 2023 - Официальная хроникаИюль 2023 - Официальная хроника
- Сколько потеряет «Телеграм» из-за отсутствия маркировки у рекламы? (389)
- Какой рекламоноситель станет в России вне закона? (768)
Июнь 2023 - Официальная хроникаМай 2023 - Официальная хроникаАпрель 2023 - Официальная хроника
- Как отучить от спама по телефону? (1107)
- Какое предупреждение появится в рекламе кредитов? (1074)
- Как проверить идентификатор интернет-рекламы? (1325)
- Когда реклама способов обхода блокировок сайтов станет вне закона? (4764)
- Как банки станут рекламировать кредиты? (1137)
- Кому можно использовать слова «зеленый», «эко» и «био» при продвижении? (2381)