ФЗ "О рекламе" в 2022 году - единая системы учета интернет-рекламы
В наступающем году в российском законодательстве начинают действовать новые правила, касающиеся регулирования рекламы в интернете. Давайте посмотрим на детали
Суть изменений в Интернет-Рекламе
Рекламодатели, рекламные системы и агентства в течение 30 дней с момента размещения рекламы должны будут передавать информацию о ней в Единую систему: сообщать о площадках, на которых показываются объявления, количестве показов, агентах и контрагентах, расходах и т. п. На данный момент предполагается, что информация о рекламных кампаниях и расходах будет доступна в личном кабинете системы минимум 5 лет, а сбором и анализом информации займутся ОРД – операторы рекламных данных.
Такой процесс предусмотрен Федеральным Законом «О внесении изменений в закон «О рекламе»» и подзаконными актами Роскомнадзора, которые более детально описывают роли участников рынка, их взаимодействие между собой, требования к ПО и другие вопросы, связанные с формированием системы.
Предполагается, что изменения повысят прозрачность рекламного рынка для клиента, упростят работу налоговой службы и добросовестных игроков (которые, например, вынуждены подтверждать сумму расходов на рекламу при снижении налогооблагаемой базы). Кроме того, они помогут в борьбе с мошенниками и противозаконной рекламой.
Есть вопросы, но нет ответов
Однако сейчас все подзаконные акты, связанные с изменениями в закон «О рекламе», требуют дополнительного обсуждения и правок. Много вопросов – как о самом механизме учета рекламы, так и о его юридическом отражении в тексте актов – остаются открытыми.
Также нет четкого ответа на ключевые, казалось бы, вопросы, например, смогут ли физические лица без статуса ИП, в том числе самозанятые, быть рекламодателями. Содержание документов не дает однозначного ответа.
У участников рынка появится серьезная нагрузка: придется собирать и обрабатывать много данных. К тому же, некоторую информацию участники должны будут передавать еще до запуска кампаний, чтобы получить числовой идентификатор (токен), необходимый для размещения рекламы. Полную же информацию нужно передавать в течение 30 дней с момента размещения рекламы. Однако узнать точные расходы можно из актов выполненных работ – их рекламные системы предоставляют в месяце, следующем за отчетным.
На схеме ниже отображен порядок передачи данных об интернет-рекламе:
Рекламодатели могут лишиться площадок в иностранных соцсетях
Не исключено, что россияне — как физические, так и юридические лица — не смогут размещать рекламу в Facebook, Instagram, Twitter, YouTube и сервисе «Google Реклама» (Google Ads). Запрет может появиться, если зарубежные IT-компании не подчинятся российскому «закону о приземлении». Что это значит?
Начнем издалека. В июне 2021 года Госдума приняла Федеральный закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации». Сами депутаты назвали его «законом о приземлении западных IT-гигантов». Согласно новым требованиям, иностранные сервисы должны прописаться в России:
- создать представительства или филиалы на территории РФ;
- соблюдать российские законы, удалять информацию, признанную в России запрещенной;
- завести личный кабинет на сайте Роскомнадзора;
- разместить у себя специальную форму обратной связи.
Закон регулирует деятельность «всех иностранных лиц в сети Интернет на территории РФ». В тексте разъясняется, что требования распространяются на все информационные ресурсы, принадлежащие иностранным лицам, которые посещают более 500 тысяч россиян в сутки. Роскомнадзор уже начал вести реестр таких лиц: на момент написания этого текста в нем содержались 13 компаний и 22 информационных ресурса. Среди них — Google, Apple, Meta (Facebook и Instagram), Twitter, TikTok, Zoom и другие.
Если эти компании не «приземлятся» в России, Роскомнадзор будет принимать «меры понуждения» — вплоть до замедления и блокировок на территории России. Список таких мер изложен в статье 9 нового закона.
Так вот, среди «мер понуждения» есть три важных пункта:
- запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица;
- запрет на распространение рекламы иностранного лица в России;
- ограничение осуществления переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу иностранного лица.
То есть, если зарубежная площадка не будет выполнять требования закона, Роскомнадзор может запретить российским физическим и юридическим лицам размещать там рекламу.
И наоборот — российские рекламораспространители не смогут рекламировать наказанные иностранные информационные ресурсы.
Это по-своему интересное решение: если нельзя в чем-то ограничить иностранную компанию, то всегда можно что-то запретить российским пользователям. Их-то наказать гораздо проще.
Стоит обратить внимание, что запрет касается не только рекламы, но и переводов денег. То есть при включении «мер понуждения» россияне не смогут оплачивать и другие услуги. Например, нельзя оформить платный тариф на платформе Zoom (Роскомнадзор уже внес сервис в свой реестр).
Россиян, проигнорировавших запрет, будут наказывать как нарушителей Федерального закона «О рекламе». Соответствующие изменения туда уже внесены.
- Рекламировать иностранных лиц и их информационные ресурсы, включенные в реестр Роскомнадзора и не соблюдающие требования «закона о приземлении», запрещает пункт 11 статьи 7 ФЗ «О рекламе». Обратите внимание, ответственность за нарушение ложится как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
- Размещать рекламу на ресурсах зарубежных компаний, в отношении которых приняты «меры понуждения», россиянам запрещает пункт 10.4 статьи 5 ФЗ «О рекламе». И тут отвечать за правонарушение будет только рекламодатель, то есть российское лицо.
Штрафы и наказания
Наказание и в первом, и во втором случае последует по статье 14.3 КоАП «Нарушение законодательства о рекламе» — штраф:
- для граждан — 2000—2500 руб.;
- для должностных лиц — 4000—20 000 руб.;
- для юридических лиц — 100 000—500 000 руб.
Российское правительство уже позаботилось о возможности установить упрощенный порядок рассмотрения таких дел для Федеральной антимонопольной службы. В конце 2021 года ФАС внесла на рассмотрение проект постановления, по которому антимонопольщики смогут в заочном режиме в течение недели рассматривать дела о нарушениях законодательства о рекламе иностранными IT-корпорациями.
В такой ситуации под удар случайно могут попасть вполне добросовестные отечественные рекламодатели и рекламораспространители. Ведь можно разместить у себя рекламу иностранного сервиса или заказать свою рекламу в зарубежной соцсети — а они окажутся под «мерами понуждения»!
Выход пока просматривается только один: регулярно мониторить реестр Роскомнадзора. В нем можно проверить, содержится ли там конкретная иностранная компания или площадка, выполняет ли она требования о «приземлении». Отметим: на середину декабря ни одна корпорация, внесенная в реестр, в России еще не «приземлилась».
- Настройка рекламы Google AdWords 2020: пошаговая инструкция (2918)
- Виды рекламы в интернете — ТОП-10 самых эффективных (5282)
- Как разместить рекламу в Яндекс.Видео (2206)
- Аудиореклама в Яндекс.Директ: как создать, настроить и запустить (2082)
- Лиды - что это такое? Способы генерации лидов (4269)
- Что это такое - Конверсия сайта? Как увеличить конверсию (2203)
- 50 приемов ретаргетинга (ремаркетинга) в директ маркетинге. (7009)
- 17 способов создать контент, который понравится Google. Продвигаем сайт в ТОП (9548)
- Виды и Способы Монетизация сайта. Как заработать на собственном сайте (7291)
- 5 правил продающих форм заказа и ТОП-3 правила для успешных продаж в интернет-магазинах (14141)
- Черные и белые методы продвижения сайтов. И хочется и колется (6933)
- Реклама в сети интернет. Виды рекламы в сети интернет (46850)
- Зачем вам нужен сайт? Определяем цели (13103)
- 10 примеров продающих заголовков страниц сайта. Повышаем конверсию сайта (18301)
- Оценка эффективности рекламных кампаний в Интернет (14683)
- Механизм баннерной рекламы в интернете. Баннерообменные сети (7018)
- Реклама оффлайн - как поддержка интернет проектов. Почему бы и нет? (12334)
- Реклама в Интернет: виртуалии и реалии. Факторы эффективности рекламы в Интернет (15357)
- Успешный Интернет-проект (18249)
- Виды Интернет-маркетинга. Ссылки, рассылки, доски объявлений - словом Основа основ (21853)
- Проекты и Интернет-проекты (33759)
- Блог как рекламная интернет площадка. Миф или реальность? (16298)
- Особенности поисковых систем и каталогов. Регистрация (14342)
- Обмен баннерами. Баннерообменные сети - обмен и рекомендации (25755)
- Статистика посещаемости сайта. Похожий подход, но такая разная статистика (12368)
- Эффективные рекламные ссылки в рассылках (14540)
- Массовая E-mail рассылка писем как важнейший маркетинговый инструмент (17885)
- Раскрутка сайта - неочевидные аспекты проблемы (13513)
- Текстовые баннерообменные сети - стоит попробовать (11760)
- Уходим в Интернет! Реклама промоакций в сети интернет (21693)
- Проблема соответствия концепции рекламной кампании в сети Интернет (16457)
- Стратегия разработки рекламных кампаний в Интернет. Концепция Рекламной кампании (19613)
- Включение сайта в баннерообменную сеть. Боремся за высокий CTR (16868)
- E-mail рассылка для планирования рекламных кампаний: списки рассылки (20119)
- Факторы ранжирования сайтов в SE (12218)