Рекламная Полиграфия

Шаг за шагом: Регистрация прав в Роспатенте на товарный знак, название или Логотип

Регистрация товарного знака позволит вам вы обосновать право обладать нематериальным активом вашего бизнеса.
Мы расскажем, как пройти процедуру государственной регистрации логотипа или названия компании, и какие документы для этого нужны.


Зачем нужна регистрация товарного знака (логотипа)
Далеко не все компании (особенно что касается малого и среднего бизнеса) спешат запатентовать свой логотип. И очень зря, потому что в случае, если другая компания успеет зарегистрировать такой же (или очень похожий на ваш) товарный знак, вы не сможете доказать, что начали использовать это изображение раньше. У вас не будет никаких обоснованных прав на использование этого логотипа.
Напротив, регистрация фирменного знака позволит вам:
•    Противостоять нарушителям и плагиаторам, которые захотят использовать ваш логотип для выпуска своей продукции. Вы сможете оспорить право на использование знака в суде и требовать денежную компенсацию за причиненный ущерб.
•    Повысить доходы своего предприятия, так как сможете предоставлять право использовать ваш товарный знак за отдельную плату, по лицензионному договору.
•    Повысить лояльность потребителей к компании – к зарегистрированному товарному знаку доверие выше.
•    Сможете успешно развивать свой бизнес, повышая узнаваемость своей компании, проводя рекламные акции.
•    Если вы захотите выйти на зарубежные рынки, то сможете подавать заявку на патентирование логотипа за рубежом.
•    И последнее – будете уверены в том, что у вас есть полное право на использование данного логотипа, защищенное законом.

логотип регистрация

Казалось бы, не так и сложно придумать логотип, который будет уникальным и не похожим на логотипы других компаний. Но все равно постоянно случаются прецеденты, когда товарные знаки  двух компаний настолько похожи, что могут ввести потребителей в заблуждение. Некоторые недобросовестные компании специально делают свой фирменный стиль, очень похожим на лого известных марок, чтобы продавать свою продукцию под видом известного бренда.
Если товарный знак или логотип зарегистрирован, не сложно отстоять свое право в суде.

Хочется вспомнить недавние скандалы с плагиатами в этой сфере. Один из самых нашумевших – это скандал с логотипом Олимпиады в Токио-2020. Оргкомитет отказался от уже утвержденного знака, потому что бельгийский художник Оливье Дэби заявил о плагиате. Лого Олимпиады был поразительно похож на логотип театра города Льежа, разработанный этим художником.

Еще одна недавняя история: студия Артемия Лебедева в рамках услуги «Экспресс-дизайн» разработала логотип для сервиса знакомств «Plus». Удивленный заказчик, который заплатил 100 тысяч рублей, и ждал два месяца, увидел, что рисунок очень похож на знак зарубежного агентства Creative Plus. От использования разработанного студией Лебедева логотипа клиент отказался, и впоследствии обратился за разработкой к дизайнерам на фрилансе.

Плагиат грозит не только судебными разбирательствами – это еще и пятно на репутации бренда. Чтобы защитить себя, свой бизнес от плагиаторов, чтобы закон был на вашей стороне – займитесь регистрацией товарного знака. Да, это требует времени и определенных усилий, но важно для продвижения вашего бизнеса.


Как зарегистрировать свой товарный знак в России: пошаговая инструкция
Прежде чем приступать к описанию процедуры регистрации, хочется прояснить несколько моментов.

регистрация названия или логотипа фирмы

 

Первое – зарегистрировать товарный знак может только тот, кто занимается законной предпринимательской деятельностью: то есть, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Второе – регистрации подлежат словесные, графические обозначения и их комбинации, а также объемные. Словесные – название, слоган; графические – сам рисунок, изображение логотипа; объемные – трехмерные объекты (например, награда в виде статуэтки, если вы проводите какой-то конкурс).
Регистрацией товарных знаков занимается специальный госорган – Роспатент.

роспатент регистрация товарного знака

В целом процедура состоит из трех шагов: сбор документов, их подача и оплата госпошлины, и получение свидетельства о регистрации.

Шаг 1. Сбор документов для Роспатента
В Роспатент вам нужно будет подать следующие документы:
•    Заявление. В нем вам нужно будет указать свои данные, в том числе место жительства.
•    Перечень товаров или услуг, для которых будет применяться ваш фирменный знак.
•    Сам лого, название, слоган (заявляемое обозначение), которые вы собираетесь регистрировать.  Подавать нужно в двух экземплярах, можно в электронном виде (например, записать на диск), или в печатном (фотография, изображение, типографский оттиск). Изображение должно быть качественным, четким, и предоставляться в тех цветах, в которых должно быть зарегистрировано. То есть, если у вас логотип в коричневом цвете, не нужно приносить черно-белый вариант, нужно принести цветной.
•    Описание вашего товарного знака (заявляемого обозначения). Тут описывается его вид, из каких частей состоит, если это графический элемент, указывается его смысловое значение (если есть).
Требования к документам можно посмотреть на сайте ФИПС

Шаг 2. Подача документов в Роспатент и госпошлина.
Когда все нужные документы у вас на руках, остается подать их в Роспатент и оплатить госпошлину.
Документы можно подавать несколькими способами:
•    Почтой;
•    Занести лично (госорган находится в Москве, Бережковская набережная, д. 30);
•    Отправить факсом (но в течение месяца нужно будет предоставить оригиналы документов с сопроводительным письмом);
•    В электронном виде, при наличии электронной подписи.
Что касается размера госпошлины, то на сегодня она составляет 3500 рублей. Плюс нужно будет заплатить 1000 рублей за каждый класс классификации товаров и услуг, для которых будет регистрироваться товарный знак, если таких классов больше пяти.

Шаг 3. Получение свидетельства о регистрации
После того, как вы подали документы и уплатили пошлину, проводится экспертиза предоставленного вами обозначения. Другими словами – госорган проверяет, не похож ли ваш знак/слоган/название на уже зарегистрированные, не нарушает ли он законодательство страны и т.п.
После экспертизы проводится регистрация фирменного знака в Государственном реестре, а вам выдают на руки свидетельство.
Вам могут и отказать в регистрации, например, если знак может ввести потребителей в заблуждение, или обозначение не отвечает моральным нормам. Если, по вашему мнению, никаких нарушений нет, отказ можно оспорить.


Заключение
Регистрация фирменного знака – это не быстрая процедура. Еще и утомительная, потому что нужно соблюсти массу формальностей. Но шкурка стоит вычинки, потому что в результате вы получите товарный знак, который сможете беспрепятственно использовать на своих товарах и в рекламных акциях.
Ольга Маркова https://postium.ru 2019

просмотров 2101
Другие статьи в рубрике "Товарный знак"
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
7.21