Финансы
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

"Гжелку" не отдам никому - Сергей Зивенко

Октябрь 2004

Финансы -

Интервью с президентом ТПГ «Кристалл»

За последние годы алкогольный рынок России пережил несколько водочных скандалов. В большинстве из них главным фигурантом оказывался нынешний президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко. Недоброжелатели пытаются отобрать у «Кристалла» один бренд за другим. Неделю назад своей кульминации достиг спор «Кристалла» с ООО «Гжелка», подконтрольным крупному производителю алкоголя – группе компаний «Ливиз». Арбитражный суд Москвы вынес решение запретить ТПГ «Кристалл» использовать рисунок «Птица Гжель» и эскиз этикетки водки «Гжелка», а также обязал компанию выплатить ООО «Гжелка» 500 тыс. руб. В ближайшие дни «Кристалл» ждет битва с «Союзплодоимпортом» за марку водки «Черный Кристалл». О том, почему алкогольный рынок ополчился против ТПГ «Кристалл», и что будет предпринимать компания, корреспонденту RBC daily Ольге Горелик рассказал президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко.

– Как Вы оцениваете решение Арбитражного суда, согласно которому ТПГ «Кристалл» запрещается использовать изображение «Птица Гжель»?

– Как решение, не имеющее к деятельности ТПГ «Кристалл» никакого отношения. Наша компания никогда не использовала на этикетках водки «Гжелка» зафиксированный авторский образ «Птица Гжель», созданный художниками Татьяной и Виктором Хазовыми в 80-х годах по заказу ПО «Гжель» для росписи сырной тарелки.

– А Московский завод «Кристалл», принадлежавший Вам ранее и более 10 лет выпускавший «Гжелку», его использовал?

– Нет.

– Однако Ваши оппоненты – компания «Ливиз» – описывают события в несколько ином свете. По их версии, в 1990 г. генеральный директор ПО «Гжель» Виктор Логинов разработал идею создания водки «Гжелка» с использованием в логотипе изображения «Птицы Гжель». В 1991 г. ТОО «Гжелка», правопреемником которого является ООО «Гжелка», разработало и изготовило соответствующую этикетку, после чего началось производство водки «Гжелка» на Московском заводе «Кристалл». В 1991 г. ПО «Гжель» и ТОО «Гжелка» заключают договор о передаче ООО «Гжелка» авторских имущественных прав на служебное произведение «Птицы Гжель».

– Эта версия сильно искажает реальные факты. Во-первых, все документы, якобы подтверждающие авторство г-на Логинова на идею создания водки «Гжелка», а также этикетки для нее, – подделка. Во-вторых, Московский завод «Кристалл» использовал схожее с рисунком Хазовых изображение на этикетке водки, только это был не авторский образ «Птица Гжель», а торговая марка «Гжелка», зарегистрированная заводом в 1991 г. в Роспатенте. В-третьих, тогдашний директор завода Владимир Ямников выплатил ООО «Гжелка» компенсацию за использование гжельских мотивов. Согласно договору, в пользу ООО «Гжелка» с 29 марта по 31 декабря 1993 г. отчислялось 0,3% с отпускной цены каждой бутылки.

– После того как Вы перекупили у Московского завода «Кристалл» право на бренд «Гжелка», Вы меняли этикетку?

– Да. В 2002 г. сразу после покупки бренда у Московского завода «Кристалл» мы переделали эскиз этикетки и запатентовали его. Автором рисунка был сотрудник нашей компании Роман Тимофеев. Мне вообще не совсем понятна суть иска ООО «Гжелка». Почему-то сотрудники этой компании уверены, что обладают узурпаторскими правами на гжельскую символику. Если уж они так щепетильно относятся ко всему, что связано с авторским правом, то должны знать, что гжельская керамика – это роспись по обожженной глине, а не роспись синей краской по белому фону, которая, кстати, используется не только в гжельской эстетике. Голландцы еще в 16 веке создавали бело-синие гравюры, и, если следовать логике ООО «Гжелка», то мы и голландцам теперь должны компенсацию выплачивать. К тому же авторское право нарушается только в том случае, если зафиксированный авторский образ воспроизводится досконально – перышко в перышко. Малейшее изменение в виде лишнего перышка – и это уже совсем иной рисунок. Более того, законодательство России предусматривает подачу иска о нарушении авторского права в течение пяти лет после регистрации чужого изобретения. Завод «Кристалл» выпускал «Гжелку» в течение 11 лет. Интересно, почему руководство ООО «Гжелка» не заметило нарушения их авторских прав ранее?

– То есть Вы намерены продолжать выпускать «Гжелку»?

– Конечно. ТПГ «Кристалл» – единственный законный владелец этой марки. Что касается решения суда, то его мы намерены обжаловать.

– А откуда появилась цифра в 500 тыс. руб., которую, согласно постановлению суда, Вы должны выплатить ООО «Гжелка»? - – Этого нам не объяснили. ООО «Гжелка» потребовала выплатить ей эту сумму, не указав, что она собой представляет – компенсацию морального вреда, материального или какого-то другого ущерба. Сумма эта, как видите, символическая и абсолютно заводу «Ливиз» не нужная. Точно так же, как не нужно ему и право на выпуск «Гжелки». Нынешний генеральный директор ООО «Гжелка» Юрий Локтионов, входящий в совет директоров «Ливиза», – профессиональный юрист, он прекрасно понимает, что если они начнут производить «Гжелку», мы их засудим. Цель судебного разбирательства, затеянного «Ливизом», – создать прецедент по взысканию имущественных претензий. Если им удастся взыскать 500 тыс. руб. с нас, то следующим станет Московский завод «Кристалл». А с него ООО «Гжелка» уже сможет взыскать до 35 млн долл. И хотя обороты у завода немаленькие, такую сумму им взять негде. Добившись банкротства завода, «Ливиз» попросту присвоит его себе, что и является главной причиной начала судебных разбирательств. Надо сказать, что владелец «Ливиза» Александр Сабадаш всегда был падок на чужую собственность.

– Почему Вас так волнует судьба Московского завода «Кристалл»?

– В свое время я был одним из акционеров завода и считаю, что несу перед ним моральные обязательства.

– Но на самом заводе открещиваются от этой проблемы, говорят, что дела ТПГ «Кристалл» их никоим образом не касаются.

– Просто руководство завода еще полностью не осознало степень угрозы, которая над ними нависла.

– Почему суд все же встал на сторону ООО «Гжелка»?

– Так как документы, предоставленные нами, абсолютно точно доказывали нашу правоту, есть основания полагать, что судья был необъективен. Об этом говорит хотя бы тот факт, что когда мы предложили отправить эскизы изображений птицы с сырной тарелки и с нашей этикетки на экспертизу, нам было отказано.

– За последнее время Вы уже не в первый раз становитесь участником конфликтов из-за торговой марки, достаточно вспомнить скандал с ФКП «Союзплодоимпорт». Чем это можно объяснить?

– Это проблема не только нашей компании. Дело в том, что сейчас в руководство Роспатента пришли люди, которым выгодно подогревать все эти конфликты. Они работают по заказу частных лиц и выносят решения в их пользу. Это касается не только алкогольного рынка. Вспомните судебное разбирательство между петербургской компанией «Фаэтон» и компанией «Фольксваген Групп Рус» из-за марки Phaeton. Это тоже дело рук Роспатента. Именно деятельность чиновников этого ведомства во главе с руководителем Борисом Симоновым стала причиной конфликта между ТПГ «Кристалл» и ФКП «Союзплодоимпорт», который пытается добиться отмены регистрации нашей марки Cristall. Мотивирует свое намерение ФКП тем, что наш товарный знак Cristall схож с их знаком Kristall, зарегистрированным в 1974 г. за Всесоюзным внешнеэкономическим объединением «Союзплодоимпорт», правопреемником которого является ФКП. Мы, по мнению «Союзплодоимпорта», паразитируем на популярности их марки и вводим в заблуждение покупателя. Однако водка Cristall производится с 1997 г., а у «Союзплодоимпорта» рецептура водки Kristall появилась лишь год назад. Опять же совершенно непонятно, как мы могли воспользоваться популярностью их водки, которая не выпускалась. В среду в Палате по патентным спорам должно состояться рассмотрение нашего спора. Но, как я недавно выяснил, решение по этому вопросу Палатой уже вынесено! Задолго до рассмотрения! И разумеется, в пользу наших оппонентов. Мне даже соответствующий документ знакомые в Палате показывали. Поэтому, как только рассмотрение состоится, мы тут же подадим на Роспатент в суд, а также направим письма министру внутренних дел и президенту. Если Роспатент не остановить, они просто развалят отрасль. Провоцируя конфликты на рынке, они отвлекают производителей от развития бизнеса, и в результате, пока предприниматели заняты судами и разбирательствами, российский рынок захватывают иностранные производители.

– Импорт действительно представляет серьезную угрозу отечественной продукции?

– В этом году доля импортного алкоголя выросла на 30% по сравнению с прошлым годом и заняла 15% рынка. Делать прогноз на будущий год не стану, но могу сказать, что не вижу причин для изменения ситуации. Иногда складывается впечатление, что чиновники просто сговорились против российских производителей. Они зачем-то создали систему акцизных складов, которая сильно тормозит движение отечественной алкогольной продукции от производителя к потребителю, при этом совершенно не препятствуя импортной. Способ собирания акцизных налогов также совершенно неэффективный. В настоящее время 20% акцизов платит производитель, 80% – акцизный склад. Мне совершенно непонятно, как можно 80% от суммы налога возложить на компании, которые чаще всего регистрируются на подставных лиц, а потом пропадают. Именно система акцизных складов приводит к тому, что казна недополучает денег. Я уверен, что акцизные склады нужно ликвидировать, а эти 80% переложить на розницу. Однако чиновники намерены сделать систему сбора налогов еще более абсурдной. Они планируют переложить уплату всех 100% налогов на производителей. Это приведет лишь к тому, что производители южных регионов России платить их не станут совсем, поэтому себестоимость их водки будет по-прежнему равна 12 руб., а оптовая цена – 35 руб., в то время как себестоимость водки добросовестных производителей возрастет минимум до 60 руб.. В результате «теневики» за счет низких цен продолжат укреплять свои позиции на российском рынке водки, и доля теневого оборота возрастет с 30-35% до 55-60%.

– А может, в том, что российская продукция вытесняется импортной, виноваты сами российские производители? Наверное, Вы, как и чиновники, допускаете промахи? Вашу компанию, в частности, обвиняют в неграмотной системе распространения. Большой ошибкой называют окончание сотрудничества с дистрибьюторской компанией «Гросс», после чего объемы Ваших продаж резко упали.

– Эти обвинения необоснованны. Уход «Гросса» вовсе не стал кризисом для системы распространения ТПГ «Кристалл». В последнее время у нас действительно был небольшой сбой – объемы продаж упали на 18%. Но это вызвано объективными причинами, а не просчетами компании. После расставания с «Гросс» мы были вынуждены на месяц приостановить дистрибуцию, потому что ждали, пока они распродадут остатки. Затем наступило лето, когда продажи водки традиционно падают. К тому же мы частично сократили выпуск «Гжелки» в связи с ее переводом в более дорогой сегмент. Через две недели выйдет в свет «Гжелка» Premium с обновленным дизайном.

– То есть «Гжелка» перестанет быть дешевой водкой?

– Да, цена обновленной «Гжелки» увеличится где-то на 7%. Это входит в нашу концепцию развития, в рамках которой мы намерены уйти с бюджетного сегмента рынка в сегмент Premium. В дешевом сегменте гораздо больше игроков, более жесткая конкуренция. Особенно тяжело там российским производителям, у которых, как я уже говорил, себестоимость продукции гораздо выше, чем у производителей соседних стран. В перепозиционирование нашего товара мы намерены вкладывать 9 млн долл. в год. Займет этот процесс около двух лет. Дешевые бренды мы также сохраним, но это касается только регионов.

– Вы не боитесь преследований со стороны ФАС? В последнее время они выражают недовольство рекламой зонтичных брендов, даже намерены законодательно ее ограничить. Как это отразится на деятельности Вашей компании?

– Антимонопольных органов я не опасаюсь. Хотя в нашей стране могут принять какой угодно закон, я все же не могу представить, на каких основаниях они могут запретить мне рекламировать водку «Гжелка», если я ее действительно произвожу и продаю.

– Каковы планы ТПГ «Кристалл» на ближайшее время?

– Помимо перепозиционирования марок в более дорогой сегмент мы также поставили перед собой задачу увеличить объем экспорта. Недавно мы заключили контракт на поставку водки «Белое золото» в США. Месяца через полтора начнется первая отгрузка. В настоящее время ТПГ «Кристалл» поставляет за границу 1-1,5% продукции от объема производства. За три-четыре года мы намерены увеличить эту долю до 10%. В качестве основных импортеров также рассматриваем Европу.

– А чем вызвано решение активно заняться экспортом?

– Западный рынок более прогнозируемый и стабильный. В России бизнесу до сих пор нельзя быть спокойным за завтрашний день.

http://www.rbcdaily.ru/

9647
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
1.96