ФАС проверит магазины
Май 2006

Вопрос об эксклюзивных отношениях производителей с розничными сетями увлек антимонопольные органы. Добившись изменения условий сотрудничества с сетями Coca-Cola и PepsiCo, Федеральная антимонопольная служба занялась проверкой производителей едва ли не всех пищевых продуктов: соков, детского питания, молочной продукции и др, сообщают "Ведомости".
В прошлом году Красноярское управление ФАС по жалобе местного цирка возбудило дело в отношении Coca-Cola HBC. В соглашении между производителем газировки и цирком антимонопольщики усмотрели нарушение п. 5 ст. 6 закона о конкуренции: в договоре был пункт, запрещающий торговать продукцией конкурирующих марок. Спустя месяц компания добровольно отказалась от ограничений, причем чиновники тогда заявили, что крупнейший в мире производитель напитков устранит нарушения не только в Красноярске, но и в других регионах.
Позже аналогичное дело красноярские антимонопольщики завели против екатеринбургской Pepsi International Bottlers — “дочки” главного конкурента Coca-Cola, компании PepsiCo. Чиновники обвинили PepsiCo в том, что в договорах она запрещала розничным продавцам торговать продуктами конкурентов, а также ограничивала торговую наценку ритейлеров. PepsiCo последовала примеру конкурента и тоже добровольно отказалась от не устроивших ФАС пунктов договора.
Но на проверке производителей газировки ФАС не остановилась. О том, что все территориальные управления ФАС получили предписание проводить “мониторинг ситуации” с поставками в сети других товаров — соков, молочных продуктов, детского питания, сигарет, водки и др., рассказал “Ведомостям” замруководителя ФАС Андрей Цыганов. Конкретных претензий к кому-либо из поставщиков у антимонопольных органов пока нет, уточняет он, но мониторинг проводится постоянно. По словам начальника управления ФАС Теймураза Харитоношвили, за нарушения Coca-Cola наказание могло быть суровым — вплоть до ликвидации компании-нарушителя в судебном порядке.
Сами производители перечисленных продуктов уверены, что им санкции со стороны ФАС не грозят. "Сети достаточно сильны, и крупный производитель соков не может диктовать им эксклюзивные контракты", — считает директор по связям с общественностью и инвесторами "Лебедянского" Александр Костиков. У его компании на сетевую торговлю приходится 25-30% продаж. Эксклюзивные контракты на соковом рынке, по словам Костикова, "не очень распространены". "На нашем рынке нет таких крупных игроков и таких бюджетов, как у Coca-Cola и PepsiCo, чтобы эксклюзивно выкупать полки", — говорит Илья Дьяконов из "Нутритека". С учетом специализированных детских магазинов у "Нутритека" на сети приходится до половины продаж, говорит он. А вот табачников случай с Coca-Cola и PepsiCo насторожил. После начала расследований ФАС была проведена дополнительная "ревизия" всех договоров, рассказывает представитель транснациональной табачной компании, попросивший об анонимности. Но претензий, например, к его компании у антимонопольных органов еще не было, уточнил менеджер.
Хотя случаи с закреплением в договорах запрета на продажу продукции конкурентов нарушают антимонопольное законодательство, ФАС следовало бы более точно сформулировать, какие еще аспекты отношений между производителями и розницей чиновники считают нарушениями, говорит бывший топ-менеджер крупной розничной сети. "Продажа выгодных мест на полке — это нарушение? А плата за входной билет? Можно счесть, что она не дает попадать в сети мелким производителям, и это тоже нарушение. А что считать монополией? Если на полки не попадают только ключевые игроки или вообще все остальные?" — недоумевает он. А представитель табачной компании полагает, что доплата за более выгодные места на полках и реклама в местах продаж — "нормальный способ конкуренции: кто платит, тот и получает более хорошие условия". /Анфиса Воронина/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - Официальная хроникаНоябрь 2025 - Официальная хроникаОктябрь 2025 - Официальная хроника
- Как заставить людей отказаться от размещения рекламы в Instagram? (1169)
- Почему банки - против программ лояльности маркетплейсов? (1332)
- Как маркировать контент, созданный искусственным интеллектом? (1424)
Сентябрь 2025 - Официальная хроника
- Какая новая функция появится у маркетплейсов? (1742)
- Как теперь рекламировать тонизирующие напитки? (1401)
- Зачем QR-код крупе? (1853)
- Какой будет Lada Ariva? (1760)
Август 2025 - Официальная хроника
- Когда на маркетплейсах появится категория невозвратных товаров? (2088)
- Какие вводятся сроки обязательной отчетности по интернет-рекламе? (3540)
- Чем закончится иск PubMatic к Google? (2372)
- Какие сайты будут доступны и без мобильного интернета? (2459)
- Сколько останется рекламы в Instagram? (2121)
Июль 2025 - Официальная хроника
- Сколько может стоить радиореклама? (2429)
- Что можно, а что нельзя рекламировать в процедуре банкротства? (3003)
- Какие изменения внесут в рекламу азартных игр? (3327)
- Что считается рекламой, а что - нет? (3073)
- Почему запретили рекламу Marks & Spencer? (2907)
- Как избежать штрафов за интернет-контент? (2851)
- Сколько рекламы букмекеров будет на ТВ? (2884)
- Почему реклама в видеоиграх останется? (2797)
- Как издателям предотвратить ущерб от AI Overviews Google? (2992)
- Как Google потерял $314 млн из-за рекламы? (3350)


