Производителей пиратской продукции будут ликвидировать
Июнь 2006

Российские власти подготовили ответ на претензии США о засилье пиратской продукции на отечественном рынке. Разработанный по поручению Кремля проект четвертой части Гражданского кодекса, посвященный защите интеллектуальной собственности, будет внесен в Госдуму в ближайшее время. Составители кодекса сменили тактику: они больше не пугают производителей нелегальной продукции уголовной и административной ответственностью. Уличенные в производстве контрафакта фирмы будут просто ликвидироваться, пишет "Бизнес".
Как сообщил глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, подобная мера направлена в первую очередь против производителей контрафактной продукции, но также затронет и тех, кто ее реализует. Ликвидация подозреваемой в пиратстве фирмы будет проводиться по решению суда, который, оговаривается Крашенинников, изучит "вопрос вины" каждого участника незаконного оборота. "Например, издательство выпустило книгу автора, которую он переписал у другого. Если издательство было в курсе и это будет доказано, то ему будут предъявлены претензии. А если только автор слукавил, то меры будут приняты лишь к нему",- приводит он пример.
По словам Крашенинникова, такая мера, как ликвидация юридического лица, может быть применена даже в случае однократного нарушения закона, если "речь о промышленных масштабах, о серийных вещах, а не списывании одного абзаца". Как уточняет советник юридической компании Salans Евгений Тимофеев, согласно Гражданскому кодексу ликвидировать юрлицо с санкции суда можно и сейчас, в том числе за осуществление деятельности без надлежащего разрешения либо запрещенной законом. "Предлагаемая для борьбы с пиратством ликвидация юрлиц вполне соотносится с этой нормой Гражданского кодекса",- отмечает он.
Бороться с производителями контрафакта правоохранительные органы пытаются репрессивными мерами: Уголовным кодексом за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена ответственность в виде штрафа до 800 МРОТ либо лишение свободы на срок до пяти лет. Однако, как показывает практика, это не очень пугает пиратов. В начале этого года Генпрокуратура предлагала увеличить срок лишения свободы для производителей нелегальной продукции до 10 лет.
По данным МВД, за минувший год было возбуждено более 5 тыс. уголовных дел по подозрению в пиратстве, а размер причиненного ущерба по раскрытым преступлениям оценен в 400 млн руб.
В то же время реальный масштаб контрафактного производства гораздо значительнее: по данным Роспатента, общий оборот подделок - примерно 100 млрд руб. в год, а по подсчетам Международного альянса производителей интеллектуальной собственности, доля пиратской продукции в России составляет 70-80% в зависимости от рынка. Впечатляющие масштабы распространения контрафактных товаров произвели столь неизгладимое впечатление на американских правообладателей, что они потребовали от президента США заблокировать присоединение России к ВТО до тех пор, пока наша страна не решит все проблемы защиты прав интеллектуальной собственности.
Как отмечает управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов, проблема действующего законодательства заключается в том, что пострадавшая сторона должна документально подтвердить убытки, при этом предусмотренные законом суммы штрафов для серьезных нарушений невелики. "Бывает, что юрлицу, производящему контрафакт в промышленных масштабах, выгоднее платить штрафы, чем авторские отчисления",- говорит эксперт. Однако, считает он, угроза ликвидации для крупного производителя, например завода, будет стимулом к законопослушному поведению.
В то же время юристы соглашаются с тем, что пираты смогут найти обходные пути, используя фирмы-однодневки. "В отношении них угроза ликвидации бессильна",- признает Евгений Тимофеев. А Юрий Добронравов добавляет, что в конечном итоге нарушителем может оказаться какое-нибудь ООО, у которого на балансе нет никакого имущества./Ольга Кувшинова/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Октябрь 2025 - Официальная хроникаСентябрь 2025 - Официальная хроника
- Какая новая функция появится у маркетплейсов? (381)
- Как теперь рекламировать тонизирующие напитки? (515)
- Зачем QR-код крупе? (1210)
- Какой будет Lada Ariva? (1283)
Август 2025 - Официальная хроника
- Когда на маркетплейсах появится категория невозвратных товаров? (1615)
- Какие вводятся сроки обязательной отчетности по интернет-рекламе? (1680)
- Чем закончится иск PubMatic к Google? (1947)
- Какие сайты будут доступны и без мобильного интернета? (1959)
- Сколько останется рекламы в Instagram? (1710)
Июль 2025 - Официальная хроника
- Сколько может стоить радиореклама? (1978)
- Что можно, а что нельзя рекламировать в процедуре банкротства? (2653)
- Какие изменения внесут в рекламу азартных игр? (2965)
Июнь 2025 - Официальная хроника
- Что считается рекламой, а что - нет? (2615)
- Почему запретили рекламу Marks & Spencer? (2537)
- Как избежать штрафов за интернет-контент? (2373)
- Сколько рекламы букмекеров будет на ТВ? (2471)
- Почему реклама в видеоиграх останется? (2434)
- Как издателям предотвратить ущерб от AI Overviews Google? (2626)
- Как Google потерял $314 млн из-за рекламы? (3057)
Май 2025 - Официальная хроника
- Какие правила станут обязательными для цифровых платформ? (3371)
- Как в России ужесточатся правила рекламы алкоголя? (3446)
- Станет ли Google более справедливо ранжировать компании? (3235)
- Как наказывают за спам в разных странах? (2986)
- Почему Роскомнадзор ждет 1 сентября? (3028)
- Сколько придется платить банкам за нарушения рекламного законодательства? (4737)
- Когда из рекламы фастфуда исчезнут мультипликационные герои? (3364)
- Какие услуги требуют больше рекламы? (3392)
- Как выбрать продукты с улучшенными характеристиками? (2785)
- Какие новые требования к рекламе фастфуда обсуждаются в Госдуме? (2784)
- Кто получит деньги от сборов с интернет-рекламы? (2908)
- Что является рекламой на дорожных знаках? (2934)


