Телелидеры недели
Июнь 2008
Телесезон прошел свою пограничную черту. Рейтинги постепенно снижаются. Часть программ скоро уйдет на летний перерыв. И чемпионат Европы по футболу случился как нельзя кстати.
Он оживляет эфир, вселяя надежду на положительные эмоции. Трудно припомнить, чтобы в последние годы и "Первый канал" и "Россия" показывали в прямом эфире все без исключения матчи. Если с play-off все более или менее понятно, то игры группового турнира чемпионата Европы все-таки представляют меньший интерес для зрителей. Тем не менее каналы показывают абсолютно все. А канал "Россия" даже в очередной раз пожертвовал "Спортом" - взяв в свой эфир все прямые трансляции, так что младшему брату, который вроде и должен показывать эти футбольные матчи, достались только повторы.
Два государственных телеканала пошли на заметные жертвы, чтобы показать телезрителям всей страны чемпионат Европы в прямом эфире. "Первый" перенес на целый час святая святых своего эфира - программу "Время", которая на время чемпионата выходит аж в 22.00, и праймовый сериал "Принцесса цирка", о чем сообщает в своем межпрограммном пространстве специально сделанными забавными роликами. На "России" сняли с эфира вечернее документальное кино, сократили основной информационный блок "Вестей", сместили время главной сериальной линейки. Но здесь анонсы чемпионата Европы по футболу выдержаны в той стилистике, от которой государственный канал, похоже, уже не в состоянии отказаться: "Где Россия, там победа". Логично предположить, что речь идет и о стране, и о канале одновременно. А ведущий "Вестей недели" Андрей Кондрашов не устает снова и снова в конце каждого выпуска своей программы повторять, что после "победоносного мая мы ждем таких же побед от наших в июне". Вот как теперь нашей сборной не оправдать надежд телеканала "Россия" на победу и не выйти для начала хотя бы из группы? Если этого не случится, какой тогда слоган придумают на государственном канале, чтобы призывать зрителей смотреть чемпионат Европы и дальше? А главное, случись поражение, что будет в конце "Вестей недели" словно заклинание произносить Андрей Кондрашов?! Какие слова он найдет?! Думать об этом даже не хочется.
Статусные спортивные трансляции - сегодня то немногое, что в российском телевизионном пространстве показывают в прямом эфире, не подвергая цензуре. К тому же энергетика живого телевидения всегда передается через экран зрителям - наверное, еще и поэтому спорт сегодня так охотно и активно смотрят.
Но пока аудитория в массовом порядке не кинулась смотреть футбол. На минувшей неделе 7 и 8 июня "Первый канал" и "Россия" показали по два матча европейского турнира. Разумеется, в прямом эфире. И судя по данным рейтингов, женская половина аудитории пока прохладно относится к матчам чемпионата Европы по футболу. Показатели четырех игр в среднем в Москве и по стране в целом собрали в пределах 20% доли аудитории с рейтингом от 6% до 8%. Но это только старт чемпионата, к тому же пришедшийся на выходные дни. Уже в понедельник, 9 июня матч между Италией и Голландией, который закончился убедительной победой голландцев, на канале "Россия" только в Москве смотрело более 23% аудитории, несмотря на то, что трансляция началась в 22.30. Все остальные программы в этот день даже в прайм-тайм получили куда более скромные показатели.
Любопытно, однако, что в мужской аудитории от 25 до 54 лет показатели футбольных матчей уже с самого начала резко отличались от всего, что идет сейчас в телеэфире: в среднем доли у чемпионата здесь заметно выше 25%.
Самым популярным из первых четырех футбольных матчей стал поединок между Швейцарией и Чехией, который транслировал канал "Россия". Показатели у зрителей-мужчин составили почти 30% доли по стране с рейтингом 8%. Можно смело предположить, что первый матч нашей сборной с Испанией, который показал "Первый канал", конечно, будет одним из рейтинговых лидеров первой недели чемпионата. Во-первых, прайм-тайм (около 20.00), во-вторых, стартовая игра. Ну а главное, что играют свои. Понятно, что вне зависимости от результата (а наши в этот вечер проиграли 1:4) за российскую сборную болели у телеэкранов и женщины, и мужчины, и молодой зритель, и старшее поколение. Но 14 июня наши будут играть с Грецией, и этот матч тоже в прямом эфире покажет телеканал "Россия". Можно не сомневаться, рейтинги и тут будут очень высокими. Пока, как известно, доли выше 51% не получал даже ставший уже легендарным финал чемпионата мира по хоккею в Канаде. Любопытно, удастся ли на этом футбольном чемпионате установить новый рекорд зрительской популярности.
То, что футбол затмит в ближайшее время в телеэфире все остальное, что есть на федеральных телеканалах, факт почти неоспоримый. Разве что сериалы еще поборются, но пока и они вяло конкурируют на телевизионном поле. Кстати, в субботу, которая на этот раз была рабочей, чемпионат Европы по футболу отвоевал даже зрителя у "Программы "Максимум"" на НТВ. Все тот же матч на "России" между Чехией и Швейцарией смотрело больше зрителей, чем программу Глеба Пьяных: 19% доли против 16% по стране в целом.
А вот воскресный матч между Австрией и Хорватией, который шел на "Первом канале", напрочь перебило "Чистосердечное признание" на НТВ. Футбол по стране смотрело 19% аудитории, а "ЧП" - более 24%, в Москве и вовсе доля шла к 30%. Уже давно этот проект не получал таких высоких показателей. Конечно, если бы, например, воскресным вечером на НТВ показали кадры из фактически порнографической съемки Димы Билана двухгодичной давности, как это было днем раньше на этом же канале в программе "Ты не поверишь!" (между прочим, после 22.00), то доля могла и вовсе взлететь до 35%. Однако в "Чистосердечном признании" ограничились очень почитаемой у телевизионной публики темой служебных романов. Известные артисты делились на камеру подробностями, с кем и при каких обстоятельствах у них были романы, иногда, не стесняясь в выражениях, оскорбляли друг друга или, напротив, демонстрировали пылкость и страсть. Но как же может зритель пропустить такие заманчивые для большинства горячие темы? К тому же программу начали анонсировать за несколько дней до эфира, и к началу "Чистосердечного признания" доля НТВ выросла почти на семь пунктов. То есть аудитория делала осознанный выбор. Тут и футбол уже отступил на второй план.
Точно так же, кстати, делают свой осознанный выбор и зрители ТНТ по воскресеньям. Здесь в 20.00 традиционно идет шоу "Битва экстрасенсов". В этот раз, например, показатели этого порой весьма сомнительного проекта были чрезвычайно высоки: доля даже во взрослой аудитории по стране 13,6%. Это почти вдвое больше, чем в среднем сейчас смотрит ТНТ. Примечательно, что ТНТ с такими высокими показателями своей "Битвы экстрасенсов" в прайм-тайм не только обошел РЕН ТВ и СТС, но и почти вплотную подошел к каналу "Россия". У "Вестей недели", которые начались в это же время, доля по стране составила 14,6%, и это всего на 1% меньше зрителей, чем у "Битвы экстрасенсов". При этом о смысловой разнице этих телеформатов, а тем более о различиях между "Россией" и ТНТ в данном случае и говорить даже как-то неловко. А вот количество зрителей на этом временном отрезке почти сравнялось.
Впереди у страны четыре выходных дня. Один из них приходится на государственный праздник - День России. О том, из-за чего собственно отдыхает страна 12 июня, объяснять зрительской аудитории с экрана, похоже, уже так же бессмысленно, как и рассказывать, что мы празднуем 4 ноября. Для подавляющего большинства населения это просто выходные дни, а что уж там за праздник - неважно. И тут телеканал "Россия" вновь отличился слоганом своей промокомпании 12 июня: "В день рождения России поем, танцуем, отдыхаем". И действительно - чего мудрить? Это самое простое объяснение программирования, которое может прийти телевизионщикам в голову. Ведь если посмотреть эфирную сетку федеральных телеканалов на 12 июня, мало что указывает, что когда-то в этот день была провозглашена независимость новой России. Разве что на "России" в прямом эфире покажут ставшую традиционной церемонию вручения президентом государственных премий. На "Первом канале" решили внести патриотическую ноту концертом Людмилы Зыкиной. А вечером на "России" уже праздничный статусный концерт с Красной площади. На НТВ День России в прайм-тайм отметят специальным выпуском, нет, даже не новостей или, например, "Главного героя". Спецвыпуском на этот раз отметится скандальный формат "Ты не поверишь!". Видимо, ничего более подходящего для вечернего эфира в день государственного праздника на НТВ найти не удалось.
А вот на молодежном ТНТ 12 июня готовят премьеру - новое реалити-шоу "Привет/пока". Проект, как и большинство цикловых проектов российского телевидения, лицензионный. Выходил в Голландии, в Америке был не очень популярен. Теперь вот решили попробовать у нас. С 14.00 до 21.00 на ТНТ покажут сразу несколько премьерных выпусков-новелл. Съемки программы идут в аэропорту Домодедово, где прощаются и встречаются миллионы людей. В основе проекта - реальные истории из жизни пассажиров, которыми они делятся перед телекамерой (как утверждают продюсеры, после предварительного согласия рассказчиков). Насколько успешным будет проект, спрогнозировать трудно. Все будет зависеть от конкретных историй и интонаций, с которыми они будут подаваться зрителям. Потенциал и драйв есть: здесь и драма расставания навсегда, и встречи после долгих разлук, и просто предчувствие приятного путешествия.... Впрочем, аудитория ТНТ чаще ждет эпатажа и экшена. Но "Привет/ пока" - это точно не "Дом-2". Хотя если каналу нужен будет только рейтинг, а не сохранение выбранной интонации, градус этих историй, несомненно, подкрутят, и тогда пассажиры в аэропорту начнут рассказывать и о том, где и как можно заниматься сексом. А если понадобится, устроят перед телекамерой и реальный мордобой.
/Арина Ъ-Бородина, "КоммерсантЪ"/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Ноябрь 2024 - Новости Видео РекламыОктябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как справиться с предновогодним стрессом? (276)
- Как «Вкусно - и точка» провели «Русские недели»? (407)
- Что важно вспомнить на Рождество? (298)
- Какая связь между Дэвидом Бекхэмом и снеговиком? (350)
- Как отправить сотрудника в командировку? (360)
- Как Disney подготовился к Рождеству? (332)
- Как McDonald’s борется с инфляцией? (334)
- Кто стал новым лицом «VK Видео»? (355)
- Какую рождественскую сказку придумал Amazon? (374)
- Как рекламировать шины в высокий сезон? (409)
- Как METRO отметила Хеллоуин? (373)
Сентябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как «Красный» из M&M’s попал в боевик? (451)
- Как настроить зиму под себя? (553)
- Какие чипсы можно есть в космосе? (445)
- Как «М.Видео-Эльдорадо» подготовилось к «Черной пятнице»? (478)
- Какова цена победы? (403)
- Сколько автомобилей требуется для съемки одного рекламного ролика? (928)
- Как стать похожим на Колина Фаррелла? (393)
- Как «Москвич» продолжил свою рекламную кампанию? (442)
- Кто делает лучшие куриные стрипсы? (507)
- Что Calvin Klein предлагает для осени? (497)
Август 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что предлагает МТС в новой рекламе? (727)
- Кто купит электрический внедорожник Mercedes-Benz? (543)
- Как попасть в блокбастер от Qatar Airways? (712)
- Как не стать бревном? (552)
- Как быстро решить проблему больного горла? (556)
- Как Rostic's продвигает новое меню? (590)
Июль 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что запускает инстинкт победителя? (615)
- У какого оператора в Москве лучший домашний интернет? (503)
- Почему Mazda вернула Zoom-Zoom? (555)
- Что требуется для семейных побед? (642)
- Как можно хотеть с «МТС Деньги»? (739)
- Как найти McDonald's во Франции? (693)
- От какой кредитной карты человек захочет петь? (706)
- Почему Google убрал из эфира свою рекламу? (746)
- Что предлагает «СберМобайл»? (929)
Июнь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Кто стал новым амбассадором «Россельхозбанка»? (861)
- Как избежать нарушения конфиденциальности в Интернете? (1169)
- Кому и какая нужна курица? (798)
- Как не проиграть на теннисном корте? (770)
- Поможет ли «Москвичу» новый слоган? (743)
- Как Motorola рекламирует смартфоны Razr 50? (610)
- Как получить отпуск своей мечты? (793)
- Зачем люди играют в футбол? (757)
- Что нового в программе лояльности «X5 Клуба»? (911)
- Как решить любую проблему в путешествии? (689)
- Как чаще путешествовать? (1077)
- Как Lacoste позиционирует свой новый аромат? (1028)
- Как может выглядеть контрреклама? (965)
- Какое место в жизни человека занимают путешествия? (1085)
- Почему «сопротивление бесполезно»? (1080)
- Какие миры дарит Pinterest своим пользователям? (1116)
- Как доброе дело может стать поводом для рекламы? (1094)
- Почему реклама iPad от Apple не понравилась зрителям? (1106)