Телелидеры недели
Май 2008
Если посмотреть на показатели самых популярных программ в таблице, то без труда можно понять, что стало главным телевизионным событием. Хоккей и футбол - убойный финал наших с канадцами в Квебеке и матч "Зенита" с "Глазго Рейнджерс" за Кубок UEFA - стали главными событиями не только в мире спорта, но и в телевизионном эфире.
С победой повезло не только футболистам "Зенита", хоккеистам российской сборной, всем болельщикам, но и каналу "Россия", который в результате этих зрелищных и победных матчей получил еще и колоссальные рейтинги. Более того, впервые за долгое время пусть и с минимальным преимуществом, но "Россия" по итогам недели обошла "Первый канал": доля по стране 20,8% против 20,6%.
Все началось в среду, 14 мая, когда канал "Россия" транслировал в 22.30 в прямом эфире главный матч Кубка UEFA. Конечно, ВГТРК, которая для канала "Спорт" покупает трансляции всех знаковых крупнейших спортивных соревнований, очень грамотно использовала свои корпоративные отношения. Два года назад именно на "России", а не на "Спорте" транслировался финал, где играли ЦСКА и португальский "Спортинг" и наши тоже выиграли Кубок UEFA. Доля трансляции в Москве тогда была очень высокой - около 36% с рейтингом 11%. Конечно же, разбрасываться такими возможностями, когда можно привлечь максимальное количество телезрителей, дав им возможность по всей стране смотреть матч "Зенита" с "Глазго Рейнджерс", на ВГТРК не стали. Да и что сравнивать мощь канала "Россия" с охватом всей территории страны и долей в 17-19% с распространением сигнала канала "Спорт", охват которого хоть и растет, но доля даже при наиболее интересных соревнованиях составляет никак не больше 3%, максимум 4% по стране.
Решив показать у себя в эфире, а не на "Спорте" финал UEFA, у канала "Россия" появился еще и шанс поправить свое не самое лучшее рейтинговое положение, повысить свои показатели, а заодно и утереть нос конкурентам, вытеснив трансляцией матча интерес ко всем другим телепроектам. Так и произошло.
14 мая начиная с трансляции футбола доля "России" выросла вдвое и стала рекордной для канала и для всего телеэфира в частности - 41%. На "Первом канале" в это время процент аудитории был в два с половиной раза меньше (18% по стране), а на НТВ и вовсе в пять раз меньше (доля около 8%).
После победы "Зенита" "Ъ" в номере от 16 мая написал, что после таких высоких рейтингов Кубка UEFA непокоренными остались только две спортивные трансляции: отборочный матч чемпионата Европы по футболу между сборными России и Англии в "Лужниках" (тогда доля на "Первом канале" в прайм-тайм была 42,8%) и главный рекорд последних лет - финал чемпионата мира по футболу-2006, когда в Берлине играли сборные Италии и Франции. Тот драматичный матч, где легендарного Зидана обидел итальянец Матерацци, а француз в ответ не выдержал и ответил, за что был удален с поля, а Италия в итоге стала победителем, в России смотрело колоссальное количество зрителей. Только в Москве доля трансляции футбольного финала чемпионата мира на "Первом канале" составила 51% с рейтингом выше 15%.
Такие показатели всегда наперечет. И вот спустя всего четыре дня после Кубка UEFA рейтинги фиксируют, что 18 мая пал и этот телевизионный рекорд. Финал чемпионата мира по хоккею в Квебеке, где бились лучшие хоккейные сборные, Россия и Канада, в самой завершающей стадии игры смотрело в Москве 51,5% телевизионной аудитории с рейтингом 15,4%. По стране - доля 49,2% и рейтинг 14,1%. Это больше половины всех, кто мог находиться поздним воскресным вечером у телеэкрана. Понятно, что в реальности телевизионных болельщиков было еще больше, и, конечно, по-хорошему не было бы ничего удивительного, если бы хоккейный финал зафиксировал долю телевизионной аудитории в 60%, а то и в 70%. А что?! Там итальянцы с французами играли в футбол, а нам до этого, при всем уважении к ним, дела особого нет и, главное, никакой личной заинтересованности. А доля все равно была 51%. А тут свои бились за золото, которого не получали 15 лет, да еще в таком "фирменном" для нас виде спорта, как хоккей, да еще и с канадцами и на их территории! Тут мог бы случиться рейтинговый обвал. Но, увы... Хотя доля в 51,5% - это тоже колоссальный для сегодняшнего телевидения результат. Это, конечно, далеко не только зрители канала "Россия" (в среднем канал смотрит вдвое меньше зрителей), но и все, кто болел 18 мая за нашу сборную. Забавно, что новый рекорд от прежнего, футбольного на "Первом", согласно рейтингам отделяет ни много ни мало всего по 0,5%, как в рейтинге, так и в доле, но все равно 51,5% это большая удача и победа для канала "Россия".
С показом хоккея на госканале тоже все случилось не сразу. Трансляции чемпионата мира сначала, разумеется, показывал канал "Спорт", и показатели матчей были высокими, порой раза в четыре-пять, а то и больше превышающие среднюю долю канала. Когда стало понятно, что наша сборная выходит в полуфинал, да еще столкнется там со ставшими такими неудобными за последние годы финнами, на ВГТРК снова принимают решение изменить программу. В итоге в самый прайм-тайм этот матч показали уже не на "Спорте", где заранее была заявлена его прямая трансляция, а на "России". На канале отменили так любимое зрителями развлекательное зрелище "Кривое зеркало". Но наша сборная в грязь лицом не ударила, выиграла у финнов 4:0, а рейтинг был не намного меньше, чем бы собрал у телеэкранов Евгений Петросян.
Правда, пятничный вечер разделил аудиторию пополам. Одна часть зрителей предпочла смотреть на "Первом канале" концерт из "Ленкома", где порой достаточно сомнительный состав артистов чествовал 40-летие работы на сцене театра Николая Караченцова. Талантливый актер, измученный настигшей его болезнью, вместе с вездесущей женой Людмилой Поргиной сидел в зале. Рядом с ними довольно долго сидел и худрук "Ленкома" Марк Захаров. Зачем известный режиссер дал согласие на подобный концерт, в котором больше половины участников были либо малоизвестными исполнителями (певица Кристина), либо не имели ровным счетом никакого отношения к таланту и творчеству Николая Караченцова (Григорий Лепс, Стас Пьеха...), остается только гадать. Тем не менее 23,4% телевизионной аудитории смотрели этот концерт, а 23,2% выбрали матч между Россией и Финляндией.
Не стоит и сомневаться, что хоккейный финал из Канады "Россия" анонсировала во всю мощь. Ведущий "Вестей недели" Андрей Кондрашов прямо так и сказал, что финал начнется в эфире "нашей программы". Правда, основной выпуск "Вестей недели" от этого ничего не выиграл: его доля в Москве составила всего 14,5%, а уже к началу хоккея доля "России", как и в случае с игрой "Зенита" в Кубке UEFA, выросла вдвое. Первый период финала наших с канадцами в Москве смотрели 28,7% аудитории с рейтингом 11,3%. В перерыве в течение 12 минут продолжились еще "Вести недели", во время которых доля зрителей, разумеется, снизилась до 23,9%. Но программе все-таки повезло, благодаря хоккею "Вести недели" с этими показателями попали в число самых популярных телепроектов канала за неделю.
А дальше телезрители продемонстрировали настоящую болельщицкую стойкость и веру в российскую команду. Несмотря на печальный для нас счет после первого периода 1:3 в пользу канадцев, зритель с канала "Россия" не ушел, а оставался до самого конца, и дальше показатели все время только росли. Во втором периоде доля в Москве выросла уже до 37,7%, у обзора после него - 39,4%, ну а к финалу и собственно овертайму доля резко выросла до 51,5%. Не скрою, что сама после первого периода, расстроившись пропущенными шайбами, ушла от телевизора, но два из трех телевизоров в доме все равно продолжали работать на "России", а уже с третьего периода, когда нашей сборной удалось сократить разрыв до счета 3:4, в квартире воцарилось нешуточное напряжение. Подозреваю, что нечто похожее, судя по рейтингам, было и в большинстве других московских квартир. Стоит сказать, что начиная с 21.00 аудитория "Первого канала" сначала составила 15%, столько же зрителей было в это время и на НТВ, а дальше вся аудитория постепенно начала стекаться на канал "Россия", где зрители в итоге за терпение были вознаграждены красивой победой российской сборной над канадцами. А канал - высоким рейтингом.
В пылу победы, правда, поразил один комментарий. На фоне неповторимых по яркости эмоций нашей сборной на льду Квебека комментаторы за кадром, в частности, обращали внимание зрителей на то, что, дескать, как канал "Россия" покажет какой-нибудь знаковый матч, так наши обязательно выигрывают. Тезис "проиллюстрировали": вот показали мы на "России" игру "Зенита", и он выиграл, показали финал наших с канадцами, и снова победа. На следующий день эти заявления снова продолжились. В понедельник во время обсуждения итогов чемпионата мира по хоккею ведущий снова сказал, что канал "Россия" "становится фартовым для нашего спорта". Видимо, подумать о том, что порой все происходит ровно наоборот, комментатору в голову не приходило. Войдя в раж, к вышеуказанному списку побед ведущий добавил зачем-то еще и сегодняшний матч в Москве между "Челси" и "Манчестер Юнайтед", который также транслирует канал "Россия". Но тут вдруг в пламенной речи возникла пауза, ведущий, видимо, все-таки догадался, что среди двух этих команд россиян нет, и получается, что фортуна в любом случае уже пройдет мимо нас. Опять-таки, если следовать логике этих заявлений, то как быть со всеми прежними спортивными трансляциями, которые показывали на канале "Россия", где наши проигрывали? И что тогда, если "Россия" - фартовый, то "Спорт", получается, невезучий?!
Ну, а раз канал фартовый, тогда уж надо и Диме Билану выигрывать "Евровидение", которое в эту субботу после долгого перерыва вместо "Первого" покажет канал "Россия", а нашим футболистам как минимум выйти из группы на чемпионате Европы по футболу. Чтобы не подвести болельщиков и канал "Россия".
/Арина Ъ-Бородина, "КоммерсантЪ"/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Ноябрь 2024 - Новости Видео РекламыОктябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как справиться с предновогодним стрессом? (272)
- Как «Вкусно - и точка» провели «Русские недели»? (402)
- Что важно вспомнить на Рождество? (298)
- Какая связь между Дэвидом Бекхэмом и снеговиком? (350)
- Как отправить сотрудника в командировку? (359)
- Как Disney подготовился к Рождеству? (330)
- Как McDonald’s борется с инфляцией? (334)
- Кто стал новым лицом «VK Видео»? (355)
- Какую рождественскую сказку придумал Amazon? (374)
- Как рекламировать шины в высокий сезон? (409)
- Как METRO отметила Хеллоуин? (372)
Сентябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как «Красный» из M&M’s попал в боевик? (450)
- Как настроить зиму под себя? (553)
- Какие чипсы можно есть в космосе? (444)
- Как «М.Видео-Эльдорадо» подготовилось к «Черной пятнице»? (477)
- Какова цена победы? (402)
- Сколько автомобилей требуется для съемки одного рекламного ролика? (928)
- Как стать похожим на Колина Фаррелла? (393)
- Как «Москвич» продолжил свою рекламную кампанию? (442)
- Кто делает лучшие куриные стрипсы? (506)
- Что Calvin Klein предлагает для осени? (496)
Август 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что предлагает МТС в новой рекламе? (725)
- Кто купит электрический внедорожник Mercedes-Benz? (542)
- Как попасть в блокбастер от Qatar Airways? (712)
- Как не стать бревном? (552)
- Как быстро решить проблему больного горла? (555)
- Как Rostic's продвигает новое меню? (590)
Июль 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что запускает инстинкт победителя? (613)
- У какого оператора в Москве лучший домашний интернет? (503)
- Почему Mazda вернула Zoom-Zoom? (555)
- Что требуется для семейных побед? (642)
- Как можно хотеть с «МТС Деньги»? (739)
- Как найти McDonald's во Франции? (693)
- От какой кредитной карты человек захочет петь? (703)
- Почему Google убрал из эфира свою рекламу? (745)
- Что предлагает «СберМобайл»? (928)
Июнь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Кто стал новым амбассадором «Россельхозбанка»? (861)
- Как избежать нарушения конфиденциальности в Интернете? (1169)
- Кому и какая нужна курица? (798)
- Как не проиграть на теннисном корте? (769)
- Поможет ли «Москвичу» новый слоган? (743)
- Как Motorola рекламирует смартфоны Razr 50? (610)
- Как получить отпуск своей мечты? (793)
- Зачем люди играют в футбол? (757)
- Что нового в программе лояльности «X5 Клуба»? (911)
- Как решить любую проблему в путешествии? (689)
- Как чаще путешествовать? (1077)
- Как Lacoste позиционирует свой новый аромат? (1027)
- Как может выглядеть контрреклама? (963)
- Какое место в жизни человека занимают путешествия? (1084)
- Почему «сопротивление бесполезно»? (1080)
- Какие миры дарит Pinterest своим пользователям? (1116)
- Как доброе дело может стать поводом для рекламы? (1093)
- Почему реклама iPad от Apple не понравилась зрителям? (1106)