Телелидеры недели
Декабрь 2008
Телевизионный сезон, стартовавший в начале сентября, почти дошел до половины. Приближающийся Новый год - это всегда пик дистанции для телевизионных каналов.
Согласно телевизионным измерениям, создается полное ощущение, что от того, делает что-то канал, запуская и шлифуя новые программы, или, напротив, показывает в эфире от неделе к неделе практически идентичный телевизионный продукт, мало что меняется. Каналам словно поставили флажки - те доли зрительской аудитории, которые они удерживают согласно показателям, это их делянка, и за нее ни-ни: ни больше, ни меньше. У "Первого канала" по стране около 22%, у "России" немногим за 17%, у НТВ около 15%.
Во второй тройке каналов - СТС, ТНТ и РЕН ТВ - расстановка сил чуть более изменчива, но тоже отличается не радикально. В начале сезона ТНТ, ранее традиционно наступавший СТС на пятки, подотстал и просел по рейтингам, а СТС, напротив, хоть и без рывка (мечты об этом вообще для всех телеканалов теперь в прошлом), но стартовал стабильно и уверенно. Впрочем, сейчас ситуация стала несколько меняться. Во взрослой аудитории разница между двумя сетями, адресованными молодому и активному зрителю, почти минимальна: около 6,5-7% с перевесом в сторону СТС. Однако за последние недели ТНТ без очевидных премьер на старых проектах ("Битва экстрасенсов", "Наша Russia", ситком "Универ", "Дом-2"...) стал вновь догонять СТС. К примеру, в аудитории от 6 до 54 лет показатели ТНТ по стране в отдельные дни достигали, как и у СТС, 9-10%. Успешно же стартовавшие в ноябре серии "Моей прекрасной няни" на СТС уже на второй неделе стали собирать заметно меньше зрителей, чем бы, наверное, хотелось каналу. Но крепкая сетка (чего не было в прошлом сезоне) и три сериальные линейки помогают удержать СТС четвертое место, и в среднем доля зрителей здесь на уровне 9-10%.
Уверенно держится РЕН ТВ. Доля канала во взрослой аудитории перешагнула за 5%. Иногда бывают падения, иногда рост, но ниже 4% доля канала уже не опускается, что по сравнению с прошлым сезоном хороший результат.
Участь телеканалов у московских зрителей имеет свои отличия, и прежде всего они касаются канала "Россия", чьи позиции в столице гораздо скромнее не только, чем у "Первого канала", но и у НТВ. Уже вторую неделю "Россия" уступает свое законное второе место НТВ, причем почти на один процент, что в условиях жесткой конкуренции достаточно заметный разрыв: НТВ в Москве смотрит 14,5% зрителей, канал "Россия" - 13,6%. "Первый" над всеми - 20-21% аудитории.
Разрыв в показателях, как смотрят канал "Россия" зрители Москвы и всей остальной страны, сильно бросается в глаза. Например, главный сериал прайм-тайма "Жизнь, которой не было..." (он закончился на прошлой неделе) в столице смотрело всего 9-10% аудитории, а по стране уже заметно больше 18-19%. Или вот все тот же "Звездный лед" с Максимом Галкиным. В Москве доля развлекательного шоу на "России" в минувшую субботу составила всего 14,1%, а по стране в целом уже 20,8%. Такие вот зрители канала "Россия": чаще равнодушные к нему в Москве и более тепло принимающие в остальных городах страны.
А НТВ своему отрыву от канала "Россия" в столице сейчас в первую очередь обязан не столько трэшу и скандально-"желтым" форматам, сколько сериалам. Сначала очень успешно целевая аудитория канала приняла сериал "Псевдоним Албанец-2" (в первой части сериала снимался трагически погибший артист Александр Дедюшко, и на НТВ в память о нем повторили первую часть, чем, конечно, привлекли новых зрителей к продолжению). Здесь доли НТВ были заметно выше среднесуточных показателей канала - 19-20%, причем как в Москве, так и по стране в целом.
А на прошлой неделе на НТВ появился еще один сериал с говорящим за себя названием "Глухарь". Видимо, канал всерьез на него рассчитывал, раз в день премьеры начиная с раннего утра анонсировал сериал даже в новостях НТВ. И это впечатляло! На НТВ, в отличие от "Первого" и "России", где анонсирование значимых сериальных премьер в новостях стало привычным делом, это случай нечастый. И потом, общая стилистика новостей НТВ все-таки строгая и деловая, и анонсы специфично-криминальных сериалов на этом фоне выглядят абсолютным диссонансом. Когда ведущие на НТВ после информационного блока начинают с теми же серьезными лицами явно вынужденно произносить текст анонсируемого сериала, заканчивая призывом, смотрите на НТВ сериал "Глухарь", ей-богу, смотрится и звучит диковато и вместе с тем комично.
Но столь активное анонсирование все-таки не прошло даром - показатели первой серии этого криминально-детективного сериала не подвели: доля по стране была аж 22,4% с рейтингом 8,9%. Потом показатели стали несколько снижаться, но "Глухарь" - самый популярный телепроект недели НТВ по стране.
Удивительную рейтинговую стабильность демонстрирует Михаил Задорнов. Показ его концертов, похоже, вызывает ажиотаж сразу у двух каналов. Традиционно концерты господина Задорнова показывают на РЕН ТВ, и все время они попадают в число самых рейтинговых телепроектов канала. Две недели назад (и уже не впервые) выступления господина Задорнова показали в воскресенье и на СТС. И доля была какая-то невероятная, почти в два раза выше средних показателей канала. На минувшей неделе творчество артиста Задорнова, словно в ответном слове, как на соцсоревновании было еще более широко представлено уже снова на РЕН ТВ. Сначала концерт Задорнова показали вечером в субботу - и доля более 8%, что почти в полтора раза больше, чем в среднем смотрит канал, а на следующий день еще один концерт этого артиста, и снова доля высокая - 7,2%. Значит, будут бороться и дальше, как когда-то большие каналы боролись за Евгения Петросяна.
В минувшее воскресенье случились разного рода всплески у двух проектов, имеющих в названии общее слово - герой. У "Главного" на НТВ резко вырос рейтинг, у "Последнего" на "Первом" - заметно снизился. В первом случае рост интереса зрителей к программе связан с сюжетом о Валентине Леонтьевой. Анонс "Главного героя" в этот раз фактически только и состоял, что из эпатирующего ролика, в котором говорилось о том, что только в этой программе зрителям расскажут о последних днях, подробностях частной жизни и разного рода других интимных деталях биографии одной из самых любимых зрителями советских телеведущих. Кто бы спорил, что в исполнении НТВ такой анонс привлечет дополнительное количество зрителей?! В Москве доля "Главного героя" составила 21,4% с рейтингом 8,8%. Таких показателей у программы давно не было, по стране доля 18,2% с рейтингом 7,7%.
А вот "Последний герой" на "Первом" после двух успешных с точки зрения показателей программы просел: доля в Москве всего 19,4% (до этого больше 25%), а по стране - около 23% (на премьере почти 30%). Здесь, похоже, тоже легко можно найти объяснение. "Последний герой" - проект масштабный, сложный, с разными нюансами, главный из которых психологизм и раскрытие характеров игроков на фоне испытаний, выпавших на их долю на необитаемом острове. Так вот этих психологических схваток и характеров пока в шоу и не хватает. И участников еще слишком много, всех запомнить невозможно, тем более что популярны из них всего двое. Так что если создатели нового сезона рассчитывают удержать у экрана тех, кто традиционно смотрел "Последнего героя", надо что-то менять в отснятом материале либо в его монтаже и темпоритме. Пока же драйва у третьего выпуска программы уже было заметно меньше, чем это обычно бывает на старте "Последнего героя".
Все рейтинговые достижения каналов по захвату аудитории в завершающем году важны, как никогда. Кризис он ведь везде, в том числе и на телевидении. И от того, какой процент аудитории будет смотреть телеканал, зависит потенциальный рекламный бюджет, хотя с этим вопросом для всех участников телевизионного рынка сейчас полный туман. И для всех руководителей телеканалов есть только одна проблема, как пережить кризис в кадровом и творческом смысле (как сохранить людей, телевизионную продукцию и возможность продолжать ее производство).
Впрочем, в самом телеэфире о кризисе в стране по-прежнему молчат. Ни "Первый канал", ни "Россия" ни в новостях, ни тем более в итоговых программах о такой проблеме не говорят ни слова. В лучшем случае, по версии госканалов, в стране происходят "отголоски" или "борьба с последствиями мирового финансового кризиса". На НТВ на минувшей неделе хотя бы попытались раскрыть тему массовых сокращений по всей стране. Сначала Андрей Лошак в фильме "Ты уволен!" из цикла "Профессия - репортер", затем Владимир Чернышов в итоговой программе "Сегодня" рассказывали о том, как происходят увольнения и что ждет в этом случае тех, кто лишился работы. Но в то же время в этих репортажах вовсе не говорилось о том, что эта проблема коснулась тысяч людей по всей стране. НТВ говорил эзоповым языком: вроде бы сокращения есть, но это такие частные случаи, которые могли бы быть в любое время при любых обстоятельствах. В программе "Сегодня" вообще пытались придать репортажу оптимистический тон: если биржи обваливаются, то мировые, но не российские, квалифицированные кадры нужны везде, и что рано или поздно мировой кризис закончится (о России опять ни слова), а закончили тем, что "есть на свете вещи страшнее фондовых падений".
С этим утверждением не поспоришь. Особенно, если днем раньше телезрители смотрели на РЕН ТВ "Неделю" с Марианной Максимовской. Там помощник президента Аркадий Дворкович вполне отчетливо сказал о развитии ситуации в стране по "неблагоприятному сценарию". В программе рассказали и о безработице, которая уже превышает 200 тыс. человек по стране, о митингах и социальных протестах тех, кого сокращают, а главное, о жизненном отчаянии молодых и активных людей, оставшихся без работы, и возможности содержать семьи, платить кредиты за жилье.
От замалчивания в телеэфире последствий для людей навалившегося на страну глобального экономического кризиса рейтингов у телеканалов не прибавится, а вот потерять зрительскую аудиторию и ее доверие можно будет легко.
/Арина Бородина, КоммерсантЪ/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Ноябрь 2024 - Новости Видео РекламыОктябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как справиться с предновогодним стрессом? (252)
- Как «Вкусно - и точка» провели «Русские недели»? (379)
- Что важно вспомнить на Рождество? (291)
- Какая связь между Дэвидом Бекхэмом и снеговиком? (347)
- Как отправить сотрудника в командировку? (356)
- Как Disney подготовился к Рождеству? (324)
- Как McDonald’s борется с инфляцией? (326)
- Кто стал новым лицом «VK Видео»? (353)
- Какую рождественскую сказку придумал Amazon? (368)
- Как рекламировать шины в высокий сезон? (404)
- Как METRO отметила Хеллоуин? (371)
Сентябрь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как «Красный» из M&M’s попал в боевик? (450)
- Как настроить зиму под себя? (551)
- Какие чипсы можно есть в космосе? (441)
- Как «М.Видео-Эльдорадо» подготовилось к «Черной пятнице»? (466)
- Какова цена победы? (399)
- Сколько автомобилей требуется для съемки одного рекламного ролика? (926)
- Как стать похожим на Колина Фаррелла? (390)
- Как «Москвич» продолжил свою рекламную кампанию? (438)
- Кто делает лучшие куриные стрипсы? (501)
- Что Calvin Klein предлагает для осени? (493)
Август 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что предлагает МТС в новой рекламе? (722)
- Кто купит электрический внедорожник Mercedes-Benz? (538)
- Как попасть в блокбастер от Qatar Airways? (711)
- Как не стать бревном? (546)
- Как быстро решить проблему больного горла? (552)
- Как Rostic's продвигает новое меню? (583)
Июль 2024 - Новости Видео Рекламы
- Что запускает инстинкт победителя? (611)
- У какого оператора в Москве лучший домашний интернет? (502)
- Почему Mazda вернула Zoom-Zoom? (554)
- Что требуется для семейных побед? (641)
- Как можно хотеть с «МТС Деньги»? (738)
- Как найти McDonald's во Франции? (691)
- От какой кредитной карты человек захочет петь? (701)
- Почему Google убрал из эфира свою рекламу? (743)
- Что предлагает «СберМобайл»? (925)
Июнь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Кто стал новым амбассадором «Россельхозбанка»? (853)
- Как избежать нарушения конфиденциальности в Интернете? (1165)
- Кому и какая нужна курица? (797)
- Как не проиграть на теннисном корте? (768)
- Поможет ли «Москвичу» новый слоган? (734)
- Как Motorola рекламирует смартфоны Razr 50? (610)
- Как получить отпуск своей мечты? (792)
- Зачем люди играют в футбол? (755)
- Что нового в программе лояльности «X5 Клуба»? (909)
- Как решить любую проблему в путешествии? (688)
- Как чаще путешествовать? (1072)
- Как Lacoste позиционирует свой новый аромат? (1026)
- Как может выглядеть контрреклама? (962)
- Какое место в жизни человека занимают путешествия? (1083)
- Почему «сопротивление бесполезно»? (1076)
- Какие миры дарит Pinterest своим пользователям? (1113)
- Как доброе дело может стать поводом для рекламы? (1092)
- Почему реклама iPad от Apple не понравилась зрителям? (1106)