Как отразится на брендах движение underconsumption интернет-пользователей?
Август 2024

В TikTok появилось движение underconsumption («недостаточное потребление»). Его суть заключается в отказе от импульсивных покупок в пользу максимального использования старых вещей. Эту тенденцию спровоцировало движение GRWM, которое, наоборот, предлагает больше тратить. Поколение Z все чаще стало выбирать рациональный подход к покупкам, что требует от брендов пересмотра их маркетинговых стратегий
Направление underconsumption («недостаточное потребление») стало популярным на фоне тренда GRWM (Get Ready With Me, «Приготовься со мной»), когда инфлюенсеры на камеру собираются на какое-либо мероприятие «вместе» со своими подписчиками. Часто такие ролики спонсируют бренды, пишет
Более того, TikTok Shop в сентябре прошлого года представил отдельный раздел For You, который позволяет находить и напрямую через магазины покупать товары, используемые в видеороликах.
Однако ряд блогеров и обычных пользователей выступили против продвижения TikTok идеи культуры потребления и запустили онлайн-движение underconsumption.
Эта тенденция впервые проявилась в середине июля. Тренд продвигает концепцию отказа от массовых походов по магазинам и чрезмерных покупок. Вместо этого «недостаточное потребление» способствует рациональному подходу и мотивирует потребителей покупать только те товары, которые им действительно нужны, а не те, которые им «продают» блогеры. Инфлюенсеры, поддерживающие движение underconsumption, рассказывают про эстетику б/у одежды и мебели, а также плюсы маленьких коллекций косметики и средств для ухода.
Некоторые пользователей в качестве альтернативы назвали идею «недостаточного потребления» термином normal consumption («нормальное потребление») или normal consumption core («стиль нормального потребления»).
По мере распространения такой тенденции идея underconsumption может стать проблемой для брендов, которые стремятся стимулировать продажи с помощью своего контента в соцсетях. Кроме того, для компаний, поддерживающих экоповестку, попытка бороться с «недостаточным потреблением» — это «скользкий путь», поскольку такие бренды все равно продолжают регулярно выпускать новые продукты, говорит Кейси Льюис, автор портала, ориентированного на представителей поколения Z, After School.
«Бренду было бы очень и очень сложно убедительно отразить основную тенденцию недостаточного потребления. Если вы работаете в корпоративной Америке, вы действительно не можете утверждать, что продвигаете underconsumption core, таким образом, чтобы за этим не последовала негативная реакция», — сказала Льюис.
Эксперт советует маркетологам рассматривать феномен «недостаточного потребления» как урок того, какие темы или идеи, ориентированные на поколение Z, следует исключить из их контента в соцсетях. То есть, по ее мнению, бренды не должны участвовать в этом тренде.
Для большинства организаций попытка стать частью этого движения эквивалентна «поддержке алкогольного бренда Анонимными алкоголиками», считает Натан Джун Поэкерт, основатель и директор по маркетингу консалтинговой компании Jun Social.
«Недостаточное потребление» — это следствие тренда на деинфлюенсинг (deinfluencing), который стал популярным в TikTok в начале 2023 г. Тогда блогеры призвали пользователей соцсети избегать покупки вирусных продуктов, которые, по их мнению, переоценены.
Просмотры постов с хештегом "deinfluencing" увеличились с 208 млн в феврале 2023 г. до более чем 1,3 млрд в январе 2024 г., согласно данным eMarketer. Хештег underconsumption также привлек внимание пользователей TikTok. В течение последнего месяца блогеры выложили около 7 тыс. видеороликов, связанных с «недостаточным потреблением».
«Я думаю, что, как и любой тренд или микротренд, [недостаточное потребление] переходит во что-то большее», — добавила Кейси Льюис.
По ее словам, одним из факторов роста популярности этой тенденции стала распродажа Prime Day на Amazon. Некоторые инфлюенсеры перед акцией снимали ролики в стиле "normal consumption core" и призывали зрителей не покупать товары, которые им не нужны.
Кроме того, блогеры пытаются извлечь выгоду из тренда на «недостаточное потребление», чтобы повысить уровень вовлеченности и укрепить доверие аудитории, считает Натан Джун Поэкерт. Многие инфлюенсеры в роликах показывают свою скромную коллекцию уходовой косметики или одежды. Но, как потом выясняется, это только часть продуктов, которые у них есть, говорит эксперт.
Несмотря на то, что блогеры продвигали идею underconsumption во время акции Amazon, ретейлер сообщил, что распродажа в этом году стала крупнейшей в истории Prime Day. У компании были «рекордные продажи» в размере $14,2 млрд. Это на 11% больше, чем в 2023 г., по данным Adobe Analytics.
Тем не менее для зумеров тренд на «недостаточное потребление» может быть не «мимолетной тенденцией», а необходимостью. Согласно отчету Bank of America, две трети представителей поколения Z начинают менять образ жизни, чтобы сэкономить деньги. Например, они сокращают расходы на рестораны и ходят за продуктами в более доступные магазины. Треть респондентов заявили, что их доходы не позволяют копить, а 46% сообщили, что полагаются на финансовую помощь от своих родителей.
Такая связь между поколением Z и тенденцией «недостаточного потребления» может мотивировать бренды принять участие в онлайн-движении, чтобы привлечь внимание молодых потребителей. Но маркетологи не должны спешить снимать трендовые ролики, просто чтобы оставаться актуальными в TikTok, сказал Натан Джун Поэкерт.
Некоторые бренды уже выложили свои креативы в стиле underconsumption.
Так, Vaseline опубликовал ролик, в котором «намекнул» на «недостаточное потребление», не упоминая тренд напрямую. Бренд, принадлежащий Unilever, сделал репост видео, в котором девушка показывает банку с вазелином 16-летней давности и рассказывает, что недавно ей впервые пришлось покупать этот продукт самой.
Марки одежды Abercrombie & Fitch, Skims и Quince также приняли участие в тренде, предлагая блогерам в TikTok создать капсульный гардероб, из вещей которого можно сделать множество комбинаций, сказал Поэкерт.
«Но даже в этом случае эти креаторы потенциально рискуют подвергнуться критике со стороны собственной аудитории за то, что пытаются использовать тренд на недостаточное потребление, но при этом продвигают свой бренд», — говорит эксперт.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Июнь 2025 - ИсследованияМай 2025 - Исследования
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (1123)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (1210)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (1266)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (1337)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2091)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (3347)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2334)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1657)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (357)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1711)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (5137)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1755)
- Какую рекламу видит покупатель? (2281)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2035)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2099)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2407)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2626)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6802)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2412)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1058)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (1972)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (1923)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (1945)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1799)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1593)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2087)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1524)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1821)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2004)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (5557)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1870)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (90)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1883)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1806)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1861)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2062)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5156)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (1996)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2284)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2246)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2178)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2068)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (115)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2318)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2070)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1836)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (450)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (1987)
- Как устроен вебкам-бизнес (310)
- Серебристый олень в 7k казино (103)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (1994)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1902)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3451)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (150)
- Кто продвигает Samsung в России? (1833)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1724)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (673)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (442)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1225)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (369)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (752)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1165)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (264)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (631)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (667)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (400)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (296)
- Как в России покупают продукты? (646)
- Какие семьи показывают в рекламе? (718)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (184)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2481)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (164)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (231)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (703)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3680)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (673)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (660)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (226)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (189)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (672)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (226)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (191)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (610)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (191)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1207)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (181)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (237)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (203)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (589)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (506)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (230)