Агрессивный маркетинг не помог банкам
Февраль 2008

Агрессивный осенний маркетинг коммерческих банков слабо отразился на притоке вкладов граждан. В декабре, на который традиционно приходится пик роста депозитов, их объем увеличился на 6,9% -- меньше, чем год назад.
При этом Сбербанк, который проигнорировал рекламные усилия своих конкурентов, увеличил за этот срок общую сумму вкладов на 5,5%. По мнению банкиров, в предпочтениях вкладчиков до сих пор сильна политическая составляющая, которая усиливается в год выборов и заставляет их страховаться от возможных рисков в крупных государственных банках.
Кризис на долговых рынках почти не повлиял на динамику притока вкладов в коммерческих банках. Как следует из опубликованного ЦБ экспресс-обзора банковского сектора, всего за прошлый год банки увеличили объем депозитов физических лиц на 35,4% (до 5,1 трлн руб.). В 2006 году рост был ненамного большим -- 37,7%. При этом в декабре прошлого года, когда производится выплата бонусов и тринадцатых зарплат, рост составил 6,9% (8,5% в декабре 2006 года).
Как отмечали ранее аналитики компании "Ренессанс-Капитал", в условиях кризиса на долговых рынках самым надежным источником средств для банков стали депозиты. Именно поэтому кредитные организации осенью начали активно повышать ставки по привлекаемым средствам и раньше обычного (с сентября-октября) вводить новогодние вклады. В некоторых банках ставки по наиболее доходным депозитам увеличились до 13-15%.
Однако это не объясняет того, что динамика всей банковской системы не сильно отличается от результатов Сбербанка. У крупнейшего банка в декабре объем депозитов вырос на 5,5% (6,8% в декабре прошлого года). Всего же за год вклады в Сбербанке выросли на 30,9%, что позволило ему сохранить доминирование на рынке с долей в 52%. При этом Сбербанк не только не проводил новогодних акций, повышая доходность депозитов, но в мае снизил ставки на 1-2%. До сих пор максимальный процент по вкладам в банке -- 9%, несмотря на осенний рост инфляции.
По данным Банка России, на 1 января 2008 года общий объем вкладов в банковской системе составил 5136,8 млрд руб. В Сбербанке на эту дату объем средств физлиц достиг 2656,2 млрд руб. Годом ранее объемы вкладов составляли соответственно 3793,5 млрд руб. и 2028,6 млрд. руб. Доля Сбербанка в общем остатке вкладов физических лиц во всех коммерческих банках (на 1 ноября 2007 года) составила 54,7% вкладов в рублях и 38,8 % в иностранной валюте. Эта же доля на 1 ноября 2006 года составила 56,7% рублевых вкладов и 41,8% вкладов в иностранной валюте.
То, что частные банки даже при агрессивной маркетинговой политике и отсутствии монополии на госгарантии не смогли "уйти в отрыв", удивило специалистов. По их мнению, одной из причин относительно слабых результатов других банков могла стать тенденция перетекания сбережений населения на фондовый рынок. "В коммерческих банках оказалась заметнее та часть клиентов, которая перенесла свои сбережения из депозитов в ПИФы,-- говорит управляющий директор блока "Розничный бизнес" Банка Москвы Алексей Клецко.-- Клиенты Сбербанка в большинстве своем более консервативны, и эта тенденция оказала меньшее влияние".
Многие эксперты убеждены, что на предпочтения вкладчиков повлияли политические причины. "В год выборов люди хотят быть уверены в безопасности собственных сбережений и преимущественно доверяют банкам с государственным или иностранным участием",-- считает начальник управления маркетинга розничного бизнеса Собинбанка Анна Каминская. Кроме того, по мнению начальника управления депозитов и сбережений Бинбанка Александра Ефремова, в пользу Сбербанка могли сыграть слухи о деноминации: "Минимизировать риски можно, только пользуясь услугами государственных банков".
При этом смена руководства Сбербанка, по словам экспертов, пошла ему только на пользу. "После прихода Германа Грефа рекламная политика банка стала более агрессивной,-- отметил старший аналитик "АнтантыПиоглобал" Максим Осадчий.-- Поэтому не исключено, что в дальнейшем Сбербанк еще больше сократит отставание по динамике от других банков".
/Анна Ъ-Дорофеева, "КоммерсантЪ"/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Ноябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - ИсследованияСентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1076)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1049)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (975)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (92)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (46)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3647)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1263)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1171)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (128)
- Что такое липучесть бренда? (1322)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1288)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (281)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1245)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (291)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1532)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1737)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1415)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (332)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1772)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1771)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1514)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1539)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1378)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2379)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1087)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1866)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (798)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2019)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1970)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (788)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2021)
- Как питаются российские школьники? (1782)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1803)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (7)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1941)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2073)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2098)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (953)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (168)
- Где узнать стоимость Toncoin? (241)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2160)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2654)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2664)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (179)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (524)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2859)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2993)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2917)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1466)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2921)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2940)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2765)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (214)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2930)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2467)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2878)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2890)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1315)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (469)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1674)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (761)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3226)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3094)
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3625)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3524)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3382)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2609)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2584)
- Как научиться играть в покер (1300)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3146)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3026)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3174)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2825)


