Табачные компании переориентируются на BTL
Январь 2007

Табачные компании нашли куда перенаправить свои рекламные бюджеты, после того как им запретили использовать наружную рекламу. Количество контрактов, заключенных на 2007 год российскими BTL-агентствами с производителями табака, увеличилось на треть по сравнению с прошлым годом. Участники рынка BTL-услуг рассчитывают, что за счет табачников сегмент вырастет минимум на 30%.
Закон «О рекламе» с 1 января 2007 года ввел полный запрет на использование наружной рекламы для табака и табачных изделий. По данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», на табачную рекламу в «наружке» приходилось 6% всего рынка (в Москве — 5%), или 60—70 млн долл. После принятия закона участники рынка предсказывали, что рекламные бюджеты производителей табачных изделий начнут смещаться в сегмент BTL, в котором их доля и так традиционна велика. В 2006 году доля табачной рекламы в BTL составила 10—16%, в сегменте POSM (печатная рекламная продукция) — 22—24%, или около 60 млн долл. в денежном выражении. С табачниками по рекламным затратам на BTL-услуги до сих пор могли конкурировать только производители парфюмерии и косметики. Однако уже в конце прошлого года участники рынка отметили, что рост затрат табачников будет более существенным.
«Активность табачников усиливается. В этом году бюджеты табачных компаний на BTL увеличатся на 30—40%», — отмечает старший экономист агентства IMSG Александр Уточкин. С этой оценкой соглашается президент РГ «Витрина А» Вадим Куликов. «Трудно сказать, связано ли это напрямую с запретом на «наружку», поскольку в прошлом году рост был примерно на таком же уровне, — рассуждает г-н Куликов.
— С другой стороны, производители табачных изделий еще до принятия закона «О рекламе» знали, что будут вводиться серьезные ограничения, и уже тогда старались диверсифицировать свои маркетинговые бюджеты, в том числе в пользу BTL».
Еще более оптимистичны оценки вице-президента Media Arts Group по маркетинговому сервису Дмитрия Костомарова. По его словам, затраты табачных компаний на все виды продвижения, возможные в розничной торговле (рекламное и торговое оборудование, размещение на мультимедийных экранах, промоушн), увеличились на 40—50%. «Компании стали больше тратить на рекламу в аэропортах, бизнес-центрах, HoReCa (отели, рестораны, кафе), — уточняет г-н Костомаров. — Увеличились бюджеты и на создание ограниченных серий продуктов, реализуемых в избранных торговых точках и на заправках». По словам директора по стратегическому планированию агентства PRIOR Кирилла Дубинского, также стоит ожидать динамичного роста бюджетов на direct marketing и мерчендайзинг. «Будут пользоваться стабильным спросом и классические формы табачного промоушн, такие как сэмплинги, обмены, стимулирующие лотереи и т.д. Эти направления будут популярны прежде всего в регионах», — считает г-н Дубинский.
Готовятся к увеличению количества табачной рекламы и в торговых сетях. При этом магазины планируют повысить стоимость за выкладку сигарет на своих полках. По словам заместителя генерального директора торговой сети «12 месяцев» Октама Аликулова, сейчас идут переговоры об изменении маркетинговой программы «БАТ Россия» в магазинах сети. «У нас уже установлено оборудование с логотипами их брендов, и они хотят, чтобы все осталось по-прежнему. Но, конечно, произойдет повышение расценок», — говорит г-н Аликулов.
Интерес к рынку маркетинговых услуг подтверждают и в табачных компаниях. «Независимо от законодательных ограничений акценты смещаются от однонаправленной коммуникации (ATL) в сторону диалога с потребителем (BTL)», — говорит управляющий маркетинговыми службами компании Philip Morris Наталья Колобова. Директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый отмечает, что компания намерена сосредоточить свою маркетинговую деятельность непосредственно в местах продаж и потребления продукции. По мнению Александра Уточкина из IMSG, помимо BTL производители табака будут активно использовать альтернативные каналы, например Интернет.
По оценкам экспертов, рост рынка BTL в этом году может составить не менее 30%. «Без «табачных» денег, за счет медиинфляции и устойчивого интереса рекламодателей, мы прогнозируем увеличение объемов рынка на 25—30%», — говорит президент Российской ассоциации маркетинговых услуг и президент агентства Marketing Communications Сергей Моисеев. По его словам, табачные компании добавят к этому показателю еще около 5%.
Помимо BTL и печатных СМИ, где закон разрешает размещать рекламу табачных изделий, табачные компании используют и рекламу в метрополитене. Коммерческий директор компании «Олимп» (размещает рекламу в московском метро) Альберт Теплицкий считает размещение рекламы табака в подземке вполне законным. «Законодательство не запрещает табачную рекламу на щитах, лайтбоксах, путевых стенах и других конструкциях, установленных вне подвижного состава, подземных и наземных транспортных магистралях», — объясняет г-н Теплицкий. Однако в московском управления антимонопольной службы говорят, что не уверены в законности размещения рекламы в метро и планируют изучить эту проблему. /Владислав Литовка, RBC Daily/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Октябрь 2025 - ИсследованияСентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (732)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1008)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (938)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (50)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3580)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1215)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1133)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (87)
- Что такое липучесть бренда? (1290)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1252)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (198)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1204)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (255)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1488)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1691)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1380)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (294)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1741)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1736)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1498)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1489)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1361)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2333)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1066)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1832)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (779)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (1999)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1951)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (731)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2002)
- Как питаются российские школьники? (1765)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1790)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1925)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2045)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2080)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (940)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (115)
- Где узнать стоимость Toncoin? (215)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2145)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2611)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2645)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (165)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (471)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2844)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2984)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2908)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1458)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2910)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2902)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2720)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (199)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2915)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2445)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2867)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2845)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1273)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (450)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1662)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (744)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3219)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3084)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3573)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3517)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3372)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2597)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2569)
- Как научиться играть в покер (1285)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3137)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3015)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3137)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2805)
- Где россияне чаще замечают рекламу? (3264)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (5223)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3427)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2735)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (1315)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2625)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (8266)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2623)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (825)
- Какую рекламу видит покупатель? (3275)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (3056)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (904)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (3015)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (998)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (939)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (885)


