Российские банки отвернутся от призывников
Август 2005

Резкое сокращение числа военных кафедр может существенно изменить российский кредитный рынок. По мнению российских банкиров, теперь финансово-кредитные структуры будут неохотно предоставлять кредиты мужчинам призывного возраста, сообщает Газета.Ru. Между тем, именно они наиболее охотно берут деньги в долг у коммерческих банков.
Сокращение числа военных кафедр в высших учебных заведениях означает, что выпускники большинства российских вузов после получения диплома о высшем образовании будут направляться на службу в армию. Отслужить будут обязаны даже студенты тех вузов, в которых останется военная кафедра.
Как признают российские банкиры, эти положения реформы образования заставляют их задуматься. Например, о том, стоит ли теперь выдавать кредиты мужчинам в возрасте до 27 лет, которые по тем или иным причинам смогли отсрочить призыв в армию.
Пока представители этой возрастной категории охотно берут кредиты в банках – на покупку техники, отдых, образование или даже на покупку жилья. Начальник центра ипотечного кредитования Росбанка Янис Канестри пояснил "Газете.Ru", что пока банки идут "призывникам" навстречу и никаких особых препятствий на пути выдачи им кредитов не воздвигают. "Молодежь призывного возраста в банк за кредитом на жилье обращается не так уж часто, – отмечает Янис Канестри. – Так как сегодня еще действует система военных кафедр, то доля потенциальных новобранцев среди заемщиков мала. К тому же для получения ипотечного кредита в банке нужен первоначальный взнос – а для этого надо поработать и денег накопить, поэтому риск кредитования людей, в армии не служивших, пока небольшой".
Но, соглашается банкир, если количество военных кафедр в вузах будет резко сокращено, проблема предоставления кредитов призывникам станет острой через пару лет. А сейчас доля таких заемщиков невелика: "наверное, в пределах 5%" от общего числа заемщиков, поясняет Яков Канестри. Правда, как признает специалист,
назвать точную цифру "заемщиков-уклонистов" практически невозможно: зачастую в кредитной истории заемщика просто отсутствует информация о том, служил он в армии или нет. Понятно, что после изменения "правил игры" и упразднения числа военных кафедр сотрудникам банка волей-неволей придется более щепетильно относиться к этой информации.
Начальник департамента розничного бизнеса банка "Зенит" Алексей Разоренов заявил "Газете.Ru", что большинство банков, кредитующих население, уже закладывают риск попадания студента-заемщика в армию в свои процентные ставки по кредитам. Решение о том, выдать человеку кредит или нет, принимает скорринговая программа, анализируя ответы потенциального заемщика и суммируя его ответы на вопросы анкеты в баллы. "Что может произойти со студентом дневного отделения вуза мужского пола сейчас, до того, как число военных кафедр сократилось? – говорит Алексей Розоренов. – Он может "вылететь" из института за успеваемость, он может уйти в академический отпуск – и то и другое чревато высоким риском попадания в ряды Вооруженных сил".
Поэтому, кредитуя студента, банк закладывает риск "армии" в процент по кредиту, подчеркивает эксперт, и этот процент обычно выше, чем для людей, уже окончивших обучение. "Конечно, если все студенты будут "ходить" под угрозой попадания в армию и наш департамент мониторинга за возвратом кредитов отметит, что студенты именно из-за призыва в армию стали чаще не возвращать кредиты, тогда процентная ставка для этой категории заемщиков вырастет еще больше", – прогнозирует Алексей Розоренов.
Пресс-директор Института Национального проекта "Общественный договор" Олег Комаровский считает, что дополнительной меры по обеспечению возврата кредита заемщиками-призывниками может стать введение со стороны банков дополнительного вида страхования кредита. "Нашим военкоматам безразлично, брал человек кредит или нет, они будут забирать в армию всех, до кого руки дотянутся, – говорит Олег Комаровский. – Значит, заботиться о возврате кредита придется банку. Уже сейчас есть страховки на случай невозврата кредита в случае потери источников доходов у заемщика. Пока речь преимущественно идет о возникновении такого риска в результате потери работы по состоянию здоровья. Значит, к этим рискам добавится еще и риск попадания в армию". Кроме того, Комаровский полагает, что банки могут включить в систему предоставления кредитов еще и институт поручительства: "Если есть риск призыва, то банки могут попросить у заемщика, чтобы за человека поручился кто-то платежеспособный и не подверженный призыву в ряды Вооруженных сил – например, родители", – подчеркивает эксперт.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"









Сентябрь 2025 - ИсследованияАвгуст 2025 - Исследования
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (681)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (828)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (814)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1336)
- Как питаются российские школьники? (1074)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1127)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1252)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1448)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1468)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (320)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (1542)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2060)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2049)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2281)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2506)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2385)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (927)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2427)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2422)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2195)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2434)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1936)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2407)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2382)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (816)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1168)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (170)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2794)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2661)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3049)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3040)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2908)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2129)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2092)
- Как научиться играть в покер (546)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2681)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2600)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2673)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2394)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2872)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4686)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3010)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2322)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (964)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2240)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (7443)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2243)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (450)
- Какую рекламу видит покупатель? (2878)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2631)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (478)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2645)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (535)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (484)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (505)
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2929)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (516)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (3136)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (483)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7350)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2934)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (558)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1640)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2442)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (486)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2420)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (504)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2394)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (514)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (2207)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (2055)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2546)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (2013)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (546)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (540)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (516)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (530)
- Как россияне узнают о киноновинках? (2298)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (713)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2479)