Российские банки отвернутся от призывников
Август 2005

Резкое сокращение числа военных кафедр может существенно изменить российский кредитный рынок. По мнению российских банкиров, теперь финансово-кредитные структуры будут неохотно предоставлять кредиты мужчинам призывного возраста, сообщает Газета.Ru. Между тем, именно они наиболее охотно берут деньги в долг у коммерческих банков.
Сокращение числа военных кафедр в высших учебных заведениях означает, что выпускники большинства российских вузов после получения диплома о высшем образовании будут направляться на службу в армию. Отслужить будут обязаны даже студенты тех вузов, в которых останется военная кафедра.
Как признают российские банкиры, эти положения реформы образования заставляют их задуматься. Например, о том, стоит ли теперь выдавать кредиты мужчинам в возрасте до 27 лет, которые по тем или иным причинам смогли отсрочить призыв в армию.
Пока представители этой возрастной категории охотно берут кредиты в банках – на покупку техники, отдых, образование или даже на покупку жилья. Начальник центра ипотечного кредитования Росбанка Янис Канестри пояснил "Газете.Ru", что пока банки идут "призывникам" навстречу и никаких особых препятствий на пути выдачи им кредитов не воздвигают. "Молодежь призывного возраста в банк за кредитом на жилье обращается не так уж часто, – отмечает Янис Канестри. – Так как сегодня еще действует система военных кафедр, то доля потенциальных новобранцев среди заемщиков мала. К тому же для получения ипотечного кредита в банке нужен первоначальный взнос – а для этого надо поработать и денег накопить, поэтому риск кредитования людей, в армии не служивших, пока небольшой".
Но, соглашается банкир, если количество военных кафедр в вузах будет резко сокращено, проблема предоставления кредитов призывникам станет острой через пару лет. А сейчас доля таких заемщиков невелика: "наверное, в пределах 5%" от общего числа заемщиков, поясняет Яков Канестри. Правда, как признает специалист,
назвать точную цифру "заемщиков-уклонистов" практически невозможно: зачастую в кредитной истории заемщика просто отсутствует информация о том, служил он в армии или нет. Понятно, что после изменения "правил игры" и упразднения числа военных кафедр сотрудникам банка волей-неволей придется более щепетильно относиться к этой информации.
Начальник департамента розничного бизнеса банка "Зенит" Алексей Разоренов заявил "Газете.Ru", что большинство банков, кредитующих население, уже закладывают риск попадания студента-заемщика в армию в свои процентные ставки по кредитам. Решение о том, выдать человеку кредит или нет, принимает скорринговая программа, анализируя ответы потенциального заемщика и суммируя его ответы на вопросы анкеты в баллы. "Что может произойти со студентом дневного отделения вуза мужского пола сейчас, до того, как число военных кафедр сократилось? – говорит Алексей Розоренов. – Он может "вылететь" из института за успеваемость, он может уйти в академический отпуск – и то и другое чревато высоким риском попадания в ряды Вооруженных сил".
Поэтому, кредитуя студента, банк закладывает риск "армии" в процент по кредиту, подчеркивает эксперт, и этот процент обычно выше, чем для людей, уже окончивших обучение. "Конечно, если все студенты будут "ходить" под угрозой попадания в армию и наш департамент мониторинга за возвратом кредитов отметит, что студенты именно из-за призыва в армию стали чаще не возвращать кредиты, тогда процентная ставка для этой категории заемщиков вырастет еще больше", – прогнозирует Алексей Розоренов.
Пресс-директор Института Национального проекта "Общественный договор" Олег Комаровский считает, что дополнительной меры по обеспечению возврата кредита заемщиками-призывниками может стать введение со стороны банков дополнительного вида страхования кредита. "Нашим военкоматам безразлично, брал человек кредит или нет, они будут забирать в армию всех, до кого руки дотянутся, – говорит Олег Комаровский. – Значит, заботиться о возврате кредита придется банку. Уже сейчас есть страховки на случай невозврата кредита в случае потери источников доходов у заемщика. Пока речь преимущественно идет о возникновении такого риска в результате потери работы по состоянию здоровья. Значит, к этим рискам добавится еще и риск попадания в армию". Кроме того, Комаровский полагает, что банки могут включить в систему предоставления кредитов еще и институт поручительства: "Если есть риск призыва, то банки могут попросить у заемщика, чтобы за человека поручился кто-то платежеспособный и не подверженный призыву в ряды Вооруженных сил – например, родители", – подчеркивает эксперт.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - Исследования
- Зачем бизнесу искусственный интеллект? (130)
- Что ждет социальные сети в 2026? (171)
- Как увеличить популярность канала в «Телеграме»? (177)
- ОСАГО при покупке подержанного авто: проверки перед оформлением (492)
- Как в 2026 эффективно использовать инфлюенс-маркетинг? (258)
- Сколько можно заработать на донатах в «Вконтакте»? (368)
- Как бренду привлечь внимание 80-ти процентов покупателей? (523)
- Сколько было вложено в рекламу на e-commerce-площадках в 2025? (639)
- Сколько зрителей на Rutube? (699)
- Избавляет ли Smart TV зрителей от рекламы? (683)
- Каковы перспективы рекламного рынка в 2026? (773)
- Какие 9 трендов маркетинга нас ждут в 2026? (942)
- Топ-4 проектов бань из бруса 2026 года: планировки и цены под ключ (70)
Октябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (1218)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (1216)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (1234)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (1391)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1422)
- Как определить подлинность смартфона iPhone (224)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1500)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1524)
- Конверсия обращений в стоматологической практике: системный подход к работе регистратуры (171)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1641)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1476)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4810)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (311)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1342)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (309)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1471)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (305)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1764)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1476)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1402)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (498)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (378)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (4035)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1600)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1465)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (607)
- Что такое липучесть бренда? (1592)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1607)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (647)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1499)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (580)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1793)
- Слава Вестсайда в On-X casino (92)
Август 2025 - Исследования
- Встречайте: Spinto casino! (113)
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (2044)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1650)
- Какую пиратскую историю предлагает в казино Максбет официальный сайт (98)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (589)
- Почему стремительно растет Retail Media? (2006)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (2013)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1689)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1719)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1536)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (129)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2568)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1261)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2117)
- Ультра-свежесть в 7к казино (111)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (955)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2201)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2155)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (1003)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2178)
- Как питаются российские школьники? (1909)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1925)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (218)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (162)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2084)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2226)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2222)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1085)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (351)
- Где узнать стоимость Toncoin? (454)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2273)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2773)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2820)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (335)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (866)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2970)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3071)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (3038)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1575)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2993)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3080)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2870)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (352)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (3021)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2627)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2967)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (3025)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1417)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (616)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1794)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (931)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3317)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3188)


