70% проектов на рынке коммуникаций оплачиваются с ПРОСРОЧКОЙ. Исследование АКАР
Май 2019

Расчет по постоплате, укрепившийся на рынке коммуникаций, губителен для развития и роста бизнеса. Об этом свидетельствует первое национальное исследование проблемы, проведенное АКАР по инициативе RODNYA Creative PR Studio и American Express Bank при поддержке REMА. Результаты подтверждают существующие противоречия в финансовых отношениях между российскими рекламодателями и агентствами, а также их негативное влияние на малый и средний бизнес в России — к которому относится подавляющая доля рекламных агентств.
Проблема финансового бремени, возложенного крупными заказчиками на плечи предпринимателей, освещается крупными иностранными медиа — в России же о ней молчат. Так, в разговоре с NY Times специалисты отмечают, что крупные компании коллективно навязывают поставщикам условия с финансовым люфтом — это глобальная стратегия, которая распространяется и на наш рынок. Financial Times рассказывают о борьбе с проблемой силами британского регулятора — к сожалению, недоступной для России меры контроля, а Mars публично отчитывается в AdAge об использовании альтернативных финансовых инструментов.
Исследование АКАР позволило выявить масштаб и глубину проблемы постоплат в России. С требованием постоплаты хоть раз сталкивались все 98 агентств, принявшие участие в опросе. У половины агентств 2/3 контрактов постоплатные, а у 6% агентств — все клиенты работают по постоплате.
Наиболее популярная отсрочка (54%) — 60 днеи?, однако есть прецеденты рассрочки на 120 и даже 150 дней. Как показывает исследование, ситуация вряд ли изменится: 66% респондентов сказали, что клиенты все чаще требуют отсрочить платеж. Почти половина (46%) агентств получает требования старта работы без документов в каждом третьем проекте или чаще.
Крайне редко отсрочку отсчитывают от даты фактических расходов. Обычно (59%) отсчет идет от даты принятия закрывающих документов. Агентства используют диверсифицированные способы обеспечения отсрочки, но наиболее распространенным способом остается использование собственных средств. В свою очередь, агентства добиваются соответствующих отсрочек у субподрядчиков или вовсе отказываются от проектов без предоплаты. По мнению 54% респондентов, стоимость финансирования отсрочки значительно выросла.
Половина агентств кредитуется по ставкам от 11% до 20% годовых и всего 5% могут позволить себе не брать кредиты. Около 40% агентств закладывают стоимость кредитования и риски несвоевременной оплаты в конечную стоимость услуг для клиента. 57% агентств готовы отказаться от участия в тендерах при неприемлемых условиях по отсрочке.
На первый взгляд, у 55% агентств статистика по соответствию фактических сроков платежей условиям договоров — положительная (как минимум половина платежей поступает вовремя). Однако, если принять во внимание существующую даже у них просрочку, в целом по рынку более 70% проектов оплачиваются несвоевременно.
В некоторых случаях агентства не передают права на креатив до получения гонорара, кто-то прибегает к судам, а кто-то наоборот — сторонник исключительно мирных переговоров. Подавляющее большинство (86%) агентств не взыскивают задолженность через суд никогда или делают это краи?не редко. При этом управление дебиторской задолженностью осуществляют 76% опрошенных. По свидетельствам опрошенных, клиенты могут вообще не вспоминать о долгах и жить по принципу «Слава Богу, что вообще заплатили».
Что касается предоплаты неотложных расходов, то здесь мнения разделились: 11% агентств получают предоплату за неотложные статьи проектных расходов всегда, а 15% не получают ее никогда. Еще 18% получают ее крайне редко. Часто процесс принятия решений имеет коллегиальный характер или скрыт от глаз, то есть происходит исключительно внутри компании-клиента.
Вопрос, показывать ли клиенту стоимость своих работ при наличии предоплат на позиции, которые невозможно отсрочить, и при отсутствии предоплат, решается индивидуально. Единого правила на этот счет на рынке пока не сложилось.
Более половины (60%) агентств готовы пойти на снижение стоимости услуг при наличии альтернативного инструмента финансирования отсрочки, предоставленного клиентом. Иными словами, агентства готовы делать скидку, чтобы получить деньги вовремя.
Ключевые тезисы к индустрии
- В целом по рынку более 70% проектов оплачиваются несвоевременно.
- Отсрочка клиента неизбежно растет.
- Подавляющее количество агентств финансирует отсрочку клиента собственными средствами, что тормозит развитие их бизнеса.
- Кредитные предложения российских банков рекламным агентствам остаются очень дорогими, хотя и они пользуются спросом.
- За отсрочку в итоге платит сам клиент: все риски и косты зашиты в сметах.
- Финансовые риски неплатежей ложатся на плечи агентств, дестабилизируя их бизнес-процессы.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Июнь 2025 - ИсследованияМай 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (1279)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (1248)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (1744)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1535)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1514)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2096)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2074)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2132)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (1900)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2359)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4121)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2448)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1765)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (442)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1806)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (5943)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1831)
- Какую рекламу видит покупатель? (2384)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2146)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2195)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2514)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2717)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6885)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2504)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (47)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1127)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2049)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (50)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2009)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (51)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2008)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (54)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1839)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1649)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2131)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1571)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (81)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (89)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (74)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (75)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1864)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (259)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2057)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (7120)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1950)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (121)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1961)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1864)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1915)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2103)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5213)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2080)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2364)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2302)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2227)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2131)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (166)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2376)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2142)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1880)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (492)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2029)
- Как устроен вебкам-бизнес (362)
- Серебристый олень в 7k казино (170)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (2065)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1980)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3521)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (217)
- Кто продвигает Samsung в России? (1891)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1769)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (729)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (459)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1291)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (539)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (797)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1225)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (384)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (681)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (715)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (461)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (445)
- Как в России покупают продукты? (711)
- Какие семьи показывают в рекламе? (769)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (262)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2620)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (208)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (276)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (745)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3728)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (718)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (722)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (262)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (227)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (719)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (275)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (226)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (645)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (253)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1277)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (213)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (275)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (247)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (614)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (726)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (267)