Эксперты невысоко оценивают российские корпоративные сайты
Май 2007

Сайты крупнейших российских корпораций — «Газпрома», «Лукойла» и «Сургутнефтегаза» — отличаются старомодным дизайном, пренебрежением к потребителям и соискателям вакансий. Такой вывод сделали эксперты компании Bowen Craggs, изучившие веб-ресурсы 60 крупнейших мировых компаний. В рэнкинге, составленном по результатам исследования для Financial Times, сайты отечественных компаний оказались на последних местах.
Европейское агентство Bowen Craggs, более 10 лет специализирующееся на анализе коммерческих веб-сайтов, включило в рэнкинг FT Bowen Craggs Index 20 американских, 20 европейских компаний и 20 компаний из других частей света, входящих в число крупнейших по выручке глобальных корпораций.
Эксперты агентства в течение 10 часов исследовали каждый сайт, определяя его удобство для пользователя. Среди главных критериев оценки — логичность навигации, количество и качество информации для инвесторов, потребителей и соискателей вакансий, полезность контактных данных и эффективность раздела «часто задаваемые вопросы».
Самым эффективным корпоративном сайтом FT Bowen Craggs Index признан интернет-ресурс немецкой корпорации Siemens. А лучший из российских сайтов — нефтяной компании «Лукойл» — оказался лишь на 52-м месте из 60. «Сургутнефтегаз» и «Газпром» заняли соответственно 58-е и 59-е места, обогнав лишь China Mobile.
Соседи по несчастью
Больше всего в одной части рэнкинга с россиянами компаний из Саудовской Аравии — это Saudi Telecom, Saudi Basic Industries и Al Rahji Banking and Investment. У них очень красивые, но малосодержательные сайты, отмечает старший консультант Bowen Craggs Дэвид Боуэн. Чуть выше, в пятом десятке списка, оказались продвинутые в техническом плане японцы. Эксперты упрекают их в неуклюжем дизайне и невнятной презентации бренда. Например, главную страницу сайта телекоммуникационной корпорации NTT (www.ntt.co.jp — 47-е место) сложно читать из-за флэш-ролика и беспорядочной мешанины текстовых и графических элементов. А на сайте компании Honda (www.world.honda.com), занявшем 42-е место, слишком крупные картинки затрудняют восприятие полезных ссылок. «При навигации по разделам сайта вас приветствует маленький мультяшный человечек — выглядит забавно, но разве это соответствует имиджу гигантской корпорации?» — спрашивает Боуэн. Недостаток сайта страховщика American International Group (www.aig.com — 56-е место) в отсутствии продуманной связи с вторым корпоративным сайтом — www.aiu.com. Журналисты и люди, ищущие работу, могут запутаться в переходах между этими сайтами.
Все сначала
Но если всем участникам списка можно доработать свои сайты — убрать дизайнерские погрешности или дополнить содержание, то российским компаниям нужно начинать все заново, считает Боуэн. Проблемы у них, по мнению эксперта, примерно одинаковые. «Похоже, они используют в качестве образца типовые шаблоны сайтов первого поколения — так выглядели многие западные веб-ресурсы лет десять назад, — говорит эксперт. — В принципе, мне даже нравится дизайн сайта “Лукойла” (www.lukoil.com) именно потому, что он выдержан в стиле ретро. Боюсь, что разработчики сайта рассчитывали на совсем другой эффект». Это можно объяснить, выступает в защиту россиян Борис Рысс, директор по маркетингу рекламного агентства GRAPE Digital. Все эти компании работают в регионах, где скорость соединения с Интернетом очень низкая, поэтому на их сайтах не используются тяжелые мультимедийные формы вроде флэш-анимации, иначе такой сайт просто не откроется, объясняет он.
Но главный фактор, повлиявший на низкую оценку российских сайтов, — небольшой объем информации для потребителей, инвесторов и людей, ищущих работу, признается Боуэн. Доступ к Всемирной паутине уже имеют 70—90% жителей развитых стран, поэтому чаще всего именно интернет-сайты становятся для них первым источником информации о компаниях, а россияне, задумывающиеся о глобальной экспансии, пренебрегают таким важным имиджевым и маркетинговым инструментом. Например, у «Лукойла», «Газпрома» и «Сургутнефтегаза» на сайтах практически отсутствует информация о социальной ответственности и заботе об окружающей среде, столь важная для западных инвесторов. Вакансии на этих сайтах также не публикуются, а потребители не могут получать ответы на свои вопросы.
С выводами Bowen Craggs согласны и другие эксперты. В ноябре 2006 г. российские сайты попали в число худших европейских корпоративных сайтов в ежегодном рэнкинге исследовательской компании H&H Webranking. «Лукойл» получил 102-е место из 165, «Газпром» — 156-е, «Сургутнефтегаз» — последнее в списке. Другие российские участники рэнкинга тоже результатами не радовали: у «Норникеля» — 148-е место, а у «Сбербанка» — 163-е. На интернет-страничках отечественных компаний содержится минимум информации «для инвесторов, аналитиков и других людей, ищущих данные для принятия инвестиционных решений», отмечалось в исследовании.
Из российских сайтов выше в рэнкинге точно оказался бы ресурс «ЮКОСа» (www.yukos.com), считает Боуэн. Нефтяной гигант до своего банкротства старался привлечь симпатии как можно более широкого круга общественности, прежде всего западной аудитории. Его сайт хорош как с точки зрения дизайна (в его оформлении, например, использованы рисунки детей сотрудников), так и с информативной. Сайт до сих пор обновляется — последняя новость на нем опубликована 25 апреля 2007 г.
И так сойдет
Российские компании лишь частично признают справедливость выводов Bowen Craggs. «Лукойл» постоянно совершенствует свой сайт, но дизайн в общих чертах нас устраивает. Это дело вкуса«, — объясняет руководитель пресс-службы нефтяной компании Дмитрий Долгов. Не собирается нефтяной гигант размещать на сайте и вакансии, потому что желающих работать в “Лукойле” и так больше, чем вакансий, кроме того, на сайте есть телефоны отдела кадров.
А »Сургутнефтегаз« собирается изменить свой сайт. “Мы уже поручали разработку нового дизайна одной компании, но нас не устроил результат”, — говорит пресс-секретарь “Сургутнефтегаза” Раиса Ходченко. Но с претензиями к содержанию ресурса она не согласна. На сайте есть вся информация о компании, которую необходимо размещать по закону, говорит Ходченко. Рабочие, которые нужны »Сургуту«, вряд ли будут искать вакансии в Интернете.
»Газпром« обещает учесть выводы Bowen Craggs при совершенствовании своего сайта, говорится в сообщении пресс-службы компании. В ближайшее время будет модернизировано программное обеспечение сайта, в частности усовершенствована поисковая система. Кроме того, там появится раздел с текущими котировками акций “Газпрома” и их динамикой на всех биржах, где они торгуются.
Общая проблема
Пока ни одна крупная российская компания не использует возможности своего корпоративного сайта даже на 80%, считает Борис Рысс. Их отношение к веб-ресурсам показывает хотя бы то, что они не проводят открытых тендеров на их разработку, а поручают это “своим” компаниям, добавляет он. Cейчас создание корпоративных веб-ресурсов в России в моде, большинство компаний делают их “чтобы было”, поэтому половина сайтов находится в полузамороженном состоянии, сожалеет Полина Денисенко, исполнительный директор компании Imageland. Сырьевым компаниям сайт нужен только для имиджа, поэтому они тратят на его создание в два-три раза меньше, чем отечественные ритейлеры, готовые направить на это до $100 000 в год, добавляет управляющий партнер дизайнерского агентства “Артикул Медиа” Ольга Куликова. Содержание хорошего сайта обходится компании в небольшой процент от оборота. Например, корпорация Unilever с выручкой почти в $54 млрд тратит на свой веб-ресурс, по данным Bowen Craggs, $2 млн в год. Российским компаниям, чтобы подняться в рэнкинге на более высокие строки, нужны не деньги, а изменение психологии, считает Боуэн.
/Елена Виноградова, Ринат Сагдиев, Кирилл Корюкин, Александр Силонов, "Ведомости"/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - Исследования
- Сколько зрителей на Rutube? (46)
- Избавляет ли Smart TV зрителей от рекламы? (47)
- Каковы перспективы рекламного рынка в 2026? (107)
- Какие 9 трендов маркетинга нас ждут в 2026? (353)
Октябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (950)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (958)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (1026)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (1182)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1306)
- Как определить подлинность смартфона iPhone (72)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1383)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1413)
- Конверсия обращений в стоматологической практике: системный подход к работе регистратуры (49)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1523)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1387)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4713)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (217)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1251)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (236)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1410)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (256)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1710)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1428)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1342)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (434)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (321)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3968)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1534)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1415)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (551)
- Что такое липучесть бренда? (1553)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1555)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (592)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1460)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (516)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1750)
- Слава Вестсайда в On-X casino (21)
Август 2025 - Исследования
- Встречайте: Spinto casino! (38)
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1991)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1603)
- Какую пиратскую историю предлагает в казино Максбет официальный сайт (34)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (551)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1970)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1983)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1653)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1692)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1508)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (105)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2532)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1232)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2067)
- Ультра-свежесть в 7к казино (63)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (928)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2177)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2109)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (978)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2137)
- Как питаются российские школьники? (1885)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1904)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (176)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (135)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2054)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2201)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2188)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1058)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (311)
- Где узнать стоимость Toncoin? (409)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2243)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2750)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2791)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (289)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (736)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2950)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3050)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (3008)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1546)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2974)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3055)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2844)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (319)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (3002)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2590)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2942)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2994)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1392)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (593)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1762)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (889)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3299)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3170)


