Кто останется на рынке телерекламы России к 2022?
Октябрь 2021

«Национальный Рекламный Альянс» создал максимально подробную картину телевизионного рынка в своем первом индустриальном отчете. Обширный документ подводит итоги пандемийного 2020 г. и анализирует его влияние на дальнейшее развитие медиарекламной индустрии. Проект дает представление о ситуации на мировых рекламных рынках и позитивных трендах 2021–2022 гг. Команда НРА пристально изучила структуру российского сегмента ТВ, что позволило собрать подробные данные об инвестициях основных товарных категорий и потреблении видео в омниканальном мире, а также поделиться видением относительно будущего отрасли.
«Идея этого проекта пришла к нам в 2020 г., когда мы столкнулись с огромным объемом новой информации и необходимостью ее критически оценивать, структурировать и выделять главное», — рассказал генеральный директор НРА Алексей Толстоган.
Селлер подтвердил ранее озвученный прогноз на 2021 г., согласно которому расходы рекламодателей на телевидение увеличатся на 12–13?%. В пятилетней перспективе среднегодовые темпы роста (CAGR) составят 7%.
Пандемия привела к значительному усилению сплита ТВ + Интернет, отмечают в НРА. С одной стороны, наш рынок повторил глобальный сценарий, с другой — возникла довольно опасная предпосылка для дальнейшего распределения рекламных бюджетов. Во-первых, потенциал роста ТВ и digital за счет других медиа исчерпан, а это грозит обострением конкуренции между ними. Во вторых, наиболее пострадавшие сегменты будут стараться отыграть драматичное падение 2020 г. Результатом может стать ожесточенная конкурентная борьба между участниками российского рекламного рынка в 2021–2022 гг.
Данные аналитического центра НСК свидетельствуют, что в прошлом году заметное сокращение телевизионных бюджетов наблюдалось в таких товарных категориях, как «парфюмерия и декоративная косметика» ?(–32%), «чай, кофе, какао» ?(–21%), «шоколад и шоколадные изделия» ?(–19%), «средства по уходу за кожей» ?(–18%), «уход за волосами» ?(–18%), «услуги сотовой связи» ?(–15%).
Самыми динамичными оказались рекламодатели из категорий «корм для животных» (+36%), «моющие и чистящие средства» (+21%), «кродукты питания» (кроме напитков и шоколада, +16%), «кнтернет-торговля/сервисы» (+16%, с учетом всех рекламодателей онлайн-среды +23%) и «финансовые услуги» (+11%).
В ряде случаев катализатором послужил именно COVID 19. Например, расходы e-commerce на ТВ-продвижение начали расти еще в 2018 г., а пандемия и домашняя изоляция только разогнали этот процесс. Похожая ситуация с категорией «Финансы», где уже несколько лет наблюдается своеобразная «гонка вооружений» между ключевыми игроками. В кризисный год они нарастили маркетинговую активность, переориентировав креативы на новые приоритеты аудитории, отмечают в НРА.
Противоположный тренд — на снижение инвестиций — продемонстрировали категории «Фарма» и «Авто», которые сокращают присутствие на ТВ третий год подряд. При этом фарма по-прежнему остается лидером по доле рекламных инвестиций на ТВ (20,5%).
Впервые за три года НСК зафиксировала увеличение доли 50 крупнейших рекламодателей на федеральном ТВ, с 59,1 до 61,9%. В 2020-м бюджеты топ-50 выросли на 2%, а бюджеты топ-10 рекламодателей увеличились на 5%. Миллиардными бюджетами могут похвастать 36 федеральных рекламодателей, в среднем каждый такой бренд потратил на телерекламу 1,9 млрд руб. В целом так называемый «миллиард+» обеспечил 52% всех инвестиций в ТВ.
В 2020 г. доля локальных брендов на ТВ впервые превысила долю зарубежных, и тренд на импортозамещение оказался весьма устойчивым. Доля затрат отечественных рекламодателей по итогам 2020 г. составила 54%, в топ 10 федерального ТВ вошли МТС, «Сбер», «Фармстандарт» и «Мираторг». Во второй десятке оказались еще четыре российские компании: «Билайн», «Тинькофф», «МегаФон» и ВТБ.
Согласно данным НСК, полное импортозамещение наблюдается в телекоме, более 80% — в категориях «Досуг и развлечения» (к которой относятся букмекеры), «Финансовые услуги» и «Торговые организации». Отсутствие локальных игроков можно заметить в категориях «Предприятия общественного питания» и «Легковые автомобили», зарубежные бренды также доминируют в категориях «парфюмерия и декоративная косметика» (98%), «мобильные устройства связи», «пиво», «моющие и чистящие средства» (по 96%).
Кроме того, эксперты выяснили жанровые предпочтения рекламодателей. Так, медицина и фарма чаще выбирают размещение в развлекательных ток-шоу, финансовые бренды предпочитают информационные программы, производители продуктов питания — игровые форматы, а сотовые операторы и интернет-сервисы — мультфильмы.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - Исследования
- Зачем бизнесу искусственный интеллект? (206)
- Что ждет социальные сети в 2026? (251)
- Как увеличить популярность канала в «Телеграме»? (261)
- ОСАГО при покупке подержанного авто: проверки перед оформлением (823)
- Как в 2026 эффективно использовать инфлюенс-маркетинг? (340)
- Сколько можно заработать на донатах в «Вконтакте»? (486)
- Как бренду привлечь внимание 80-ти процентов покупателей? (653)
- Сколько было вложено в рекламу на e-commerce-площадках в 2025? (658)
- Сколько зрителей на Rutube? (718)
- Избавляет ли Smart TV зрителей от рекламы? (701)
- Каковы перспективы рекламного рынка в 2026? (791)
- Какие 9 трендов маркетинга нас ждут в 2026? (959)
- Топ-4 проектов бань из бруса 2026 года: планировки и цены под ключ (93)
Октябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (1236)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (1235)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (1252)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (1411)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1438)
- Как определить подлинность смартфона iPhone (241)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1520)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1533)
- Конверсия обращений в стоматологической практике: системный подход к работе регистратуры (179)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1649)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1484)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4818)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (317)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1347)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (315)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1480)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (311)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1772)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1485)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1411)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (503)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (388)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (4042)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1605)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1472)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (613)
- Что такое липучесть бренда? (1594)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1612)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (652)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1504)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (587)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1796)
- Слава Вестсайда в On-X casino (99)
Август 2025 - Исследования
- Встречайте: Spinto casino! (119)
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (2050)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1656)
- Какую пиратскую историю предлагает в казино Максбет официальный сайт (104)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (593)
- Почему стремительно растет Retail Media? (2012)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (2021)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1695)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1725)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1545)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (135)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2577)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1264)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2124)
- Ультра-свежесть в 7к казино (116)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (964)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2206)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2159)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (1008)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2184)
- Как питаются российские школьники? (1911)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1932)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (223)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (167)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2086)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2228)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2228)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1092)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (357)
- Где узнать стоимость Toncoin? (461)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2279)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2776)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2825)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (341)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (883)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2977)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3072)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (3044)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1579)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2995)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3084)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2873)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (355)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (3022)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2630)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2973)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (3028)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1420)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (621)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1798)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (935)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3320)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3189)


