От просто плохих до катастрофических. ЭКСПЕРТЫ об ограничении Рунета
Апрель 2019
В феврале 2018 года депутаты Госдумы РФ большинством голосов одобрили в первом чтении законопроект, который позволяет властям в случае необходимости изолировать российский сегмент интернета от глобальной Сети. ИОМ «Анкетолог» провел опрос и выяснил, как относятся россияне к документу, уже получившему в народе название «закон об отключении интернета». Большинство опрошенных выразили негативное отношение к этой инициативе, Но у тех, кто занят в бизнесе, может быть и другое мнение. Sostav задал несколько вопросов представителям агентств, активно использующих диджитал-коммуникации.
Сразу скажем, что общее отношение тех, с кем нам удалось поговорить, к возможной изоляции Рунета отрицательное.
«Довольно сложно вообще в подобное поверить, — говорит Фара Кучкаров, директор по стратегии Depot branding agency. — Даже не потому, что такого не может произойти в принципе — добавляется эмоциональное восприятие этого факта. Потому, что большинство людей, разумеется, думает об этом исключительно как о прецеденте, как об ограничении безусловных личных прав. Напомню, что уже выросло поколение, которое к интернету относится как к электричеству: оно просто есть, его отсутствие или ограничение нереально.
Если согласиться с той мыслью, что основным капиталом индустрии 4.0 являются все же данные и информация — то потери будут колоссальные. Но, тем не менее, это никак не отменяет «аналоговой» стороны бизнеса (разумеется, если не говорить про интернет-компании и сектор IT вообще). Осмелюсь предположить, что в России довольно много компаний до сих пор не сильно зависят от «этих ваших интернетов», имеют факсы и стационарные телефоны. А электронную почту и аккаунты в соцсетях имеют «постольку — поскольку». Для них прямые потери будут не так велики, только в привязке к потерям конкретной отрасли в целом. Сильнее всего, на мой взгляд, пострадают даже не существующие классические или прикладные бизнесы, типа сельского хозяйства или металлургии, а именно созидательные отрасли: наука в целом, R&D всех отраслей (в России сейчас-то с этим так себе), проектирование, инженерия. Пострадают комплексные/интегрированные отрасли, типа машиностроения или авиации. Достанется логистике, технологическому производству, инновационным видам бизнеса, международникам и всем компаниям, чей бизнес завязан на контенте (медиа, игровая индустрия, паблишинг, аналитика). То есть, все те, кто зависит от качества, актуальности и разнообразия информации и данных, в убытке однозначно».
«Вот мы, к примеру, пострадаем наверняка, — продолжает Кучкаров. — Хотя сложно сказать в чем именно: в деньгах или в качестве продукта. Учитывая, что закон этот обсуждается сейчас людьми, которые вряд ли разбираются в том, как «устроен» интернет — становится, конечно, страшно. Но, почему-то, я уверен, что эти люди хотя бы способны подумать о бизнесе. Ведь озвученная инициатива нужна для «вопросов национальной безопасности», а не для того, чтобы экономика страны умерла в одночасье».
«Вредный для российского бизнеса закон о суверенизации российского сегмента интернета создаст угрозу колоссальных потерь в экономике, — полагает Анна Стец, руководитель группы по контекстной рекламе Nectarin. Будет нанесен удар по конкуренции, которая является залогом здорового развития бизнеса. Например, отсутствие конкуренции между рекламными платформами повлечет за собой рост цен на продвижение в интернете, стагнацию сферы торговли и рекламного рынка как в online, так и в offline, спад развития малого бизнеса. Под запрет попадут сервисы, которые бизнес использует для работы и которые основаны на зарубежных хостингах и серверах: интернет-банки и платежные системы, интернет-магазины, мэссенджеры, соцсети, ресурсы для бронирования билетов и отелей, видеохостинги, обновления и поддержка иностранного ПО и др».
Эмоциональный фон отношения людей бизнеса к возможному ограничению всемирной сети определяется еще и тем, что, говоря образно, «только жить начали».
«В 2018 году интернет впервые стал самым крупным медиа сегментом российского рекламного рынка, оттеснив на второе место телевидение, — констатирует Кристина Ветрова, коммерческий директор Advark. — При этом интернет продолжает оставаться наиболее динамично растущим сегментом. Объем рынка интернет-рекламы вырос на 22%, а динамика сегмента ТВ превысила всего лишь 9%. Если Рунет будет изолирован, конечно же, это скажется на рекламных бюджетах. Часть рекламодателей сократят рекламные бюджеты вовсе, а другая часть будет перераспределять в сторону отечественных игроков. Если рассматривать перераспределение бюджетов на отечественных игроков, то картина получается следующая, бюджет контекстной рекламы в перераспределении составит примерно 25%, онлайн видео реклама 15%, реклама в соц. сетях 10%. Для российских компаний, с точки зрения бизнеса, конечно же ситуация получается очень выгодной, так как будет увеличение оборота. И тогда сильно вырастут доходы у российских сервисов и e-commerce направления».
Алексей Пашков, CEO i.com: «В краткосрочной перспективе последствия изоляции Рунета будут однозначно отрицательными. Сократится количество клиентов, будет ограничен доступ к качественному контенту, сложнее будет обучать и мотивировать команду. Что ожидать в долгосрочной перспективе, сложно предсказать. «Цифровой занавес» будет влиять на общий экономический фон. Потери бизнеса могут составить 25% - 30% в краткосрочной перспективе».
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Ноябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (79)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (555)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1439)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1116)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1027)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (140)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (90)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3719)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1297)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1204)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (178)
- Что такое липучесть бренда? (1363)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1338)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (350)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1289)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (327)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1565)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1788)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1449)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (384)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1807)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1811)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1530)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1574)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1395)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2421)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1108)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1903)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (817)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2045)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1988)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (846)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2030)
- Как питаются российские школьники? (1789)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1810)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (45)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (36)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1944)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2093)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2104)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (959)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (196)
- Где узнать стоимость Toncoin? (269)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2165)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2659)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2684)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (186)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (547)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2873)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2997)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2924)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1473)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2925)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2982)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2777)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (224)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2933)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2487)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2883)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2913)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1341)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (491)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1681)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (769)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3232)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3101)
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3717)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3530)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3386)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2612)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2588)
- Как научиться играть в покер (1306)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3150)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3030)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3236)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2843)


