Россияне перешли на дешевые бренды
Апрель 2015

77% российских покупателей говорят о «значительном» росте цен, оценивая инфляцию в 32% по сравнению с декабрем 2014 года. Переключение на более дешевые бренды происходит в первую очередь в категории сыров
Беспрецедентно высокая доля российских покупателей – 44% ? говорят о том, что сокращают объем покупок продуктов питания и товаров повседневного спроса, показало очередное исследование «Российский покупатель в новых экономических условиях», проведенное в марте 2015 года компанией Nielsen, мировым экспертом в области маркетинговой информации. На протяжении кризисного 2009 года число уменьшивших покупки FMCG колебалось в пределах 25-30%, а декабре 2014 года составляло 31%. Объем сокращения покупок по сравнению с декабрем 2014-го российские потребители в среднем оценивают в 24%.
Рост цен в магазинах заметили практически все (99%) покупатели страны, причем 77% указали на «значительное» повышение (+20 процентных пунктов по сравнению с декабрем 2014 года и +47 п.п. по сравнению с августом 2014-го). В период кризиса 2009 года о «значительном» подорожании продуктов сообщали чуть более половины потребителей. Сегодня россияне, отмечающие увеличение цен на FMCG, говорят об инфляции в 32% по сравнению с декабрем 2014 года – иными словами, по ощущениям респондентов цены в марте выросли на треть в сравнении ценами трехмесячной давности. Среди категорий товаров с наивысшим воспринимаемым ростом стоимости за первенство спорят сыр, свежие фрукты и овощи, свежее мясо, мясо птицы и мясные продукты – увеличение ценников в этих категориях в марте по сравнению с декабрем 2014 года отмечают более 95% опрошенных.
«От периода к периоду мы наблюдаем, как покупатель становится все более бережливым, все тщательнее ищет пути сэкономить, все пристальнее смотрит на цены. Если в 2009 году россияне уже ко второму кварталу начинали оправляться от кризиса, то в текущей ситуации мы фиксируем последовательное ухудшение всех показателей уже на протяжении более чем шести месяцев – с августа 2014 года. Сейчас потребители проходят через период адаптации к новым ценам, и покупательские настроения сегодня, судя по всему, находятся на своем „дне“. Среди форматов торговли выигрывают только дискаунтеры – это единственные магазины, где сохраняется приток новых покупателей, которые при выборе точки совершения покупки руководствуются, во-первых, уровнем цен, во-вторых, соотношением «цена-качество» на представленные товары и, в третьих, наличием привлекательных промопредложений», – комментирует Илона Лепп, коммерческий директор Nielsen Россия.
Отказ от не необходимого
В марте россияне продолжили сокращать покупки продуктов не первой необходимости, в особенности премиального алкоголя (в марте 2015 года от него отказались 28% российских покупателей против 22% в декабре 2014 года) и чипсов и других снеков (стали покупать меньше 48% в марте против 42% в декабре 2014 года).
Все больше россиян – около 45% по каждой категории товаров – сокращают покупки шоколада, фруктовых соков, свежих фруктов и овощей, мясных продуктов (прирост уменьшивших покупки колеблется в диапазоне 6-10 п.п. по сравнению с декабрем 2014 года). Почти половина покупателей (48%) говорят, что стали приобретать меньше сыра, более трети заявляют о сокращении потребления молочной продукции (37%), но динамика к декабрю 2014 года по этим категориям оказалась минимальной – 2-3 п.п. Что касается непродовольственных категорий, то наибольшее число россиян отказываются от покупок чистящих средств для дома и средств для стирки одежды.
Переключение на более дешевые бренды происходит в весьма сдержанной форме. Многие покупают привычные марки, а среди тех категорий, где наибольшее число опрошенных перешли на менее дорогие продукты, побеждают категории сыров, конфет, замороженных продуктов, премиального алкоголя и фруктовых соков.
Нормализация
Обеспокоенность колебаниями курсами валют утихает – в марте регулярно отслеживали ситуацию на валютном рынке 36% опрошенных против 49% в декабре 2014 года. Говоря о последствиях падения курса рубля, респонденты чаще всего отмечали снижение уровня жизни (44%), а 40% заявили, что ощутимого негативного эффекта не будет и ситуация в ближайшее время исправится.
По поводу введенного в августе эмбарго на ввоз ряда продовольственных категорий в марте беспокоились всего 23% россиян против 33% в декабре 2014 года. Эмбарго продолжает волновать россиян из-за его прямого влияния на рост цен, в том числе на продукцию, произведенную в России, и на сокращение ассортимента в магазинах.
Об исследовании
Исследование «Российский покупатель в новых экономических условиях» проводилось с 16 по 22 марта 2015 года в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре и в 22 городах с населением свыше 500 тысяч человек. Исследование проводилось онлайн среди отобранных по половозрастным квотам 1080 россиян, являющихся основными покупателями продуктов питания и товаров повседневного спроса в семье.
Подробнее: http://www.adindex.ru/news/researches/2015/04/20/122889.phtml
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"









Сентябрь 2025 - ИсследованияАвгуст 2025 - Исследования
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (473)
- Как питаются российские школьники? (482)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (518)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (704)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1169)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1189)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (19)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (1244)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (1781)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (1770)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (1980)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2209)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2106)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (627)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2167)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2163)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (1932)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2139)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1656)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2136)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2102)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (543)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (886)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2522)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2399)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2796)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2776)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2645)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1868)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1840)
- Как научиться играть в покер (146)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2442)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2351)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2397)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2146)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2618)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4435)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2756)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2061)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (723)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2003)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (7033)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2021)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (205)
- Какую рекламу видит покупатель? (2622)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2372)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (240)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2415)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (285)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (258)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (261)
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2703)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (264)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2918)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (244)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7086)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2695)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (314)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1375)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2218)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (250)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2182)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (271)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2157)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (257)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1963)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1797)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2297)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1783)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (297)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (299)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (291)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (303)
- Как россияне узнают о киноновинках? (2068)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (474)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2246)