Россияне перешли на дешевые бренды
Апрель 2015

77% российских покупателей говорят о «значительном» росте цен, оценивая инфляцию в 32% по сравнению с декабрем 2014 года. Переключение на более дешевые бренды происходит в первую очередь в категории сыров
Беспрецедентно высокая доля российских покупателей – 44% ? говорят о том, что сокращают объем покупок продуктов питания и товаров повседневного спроса, показало очередное исследование «Российский покупатель в новых экономических условиях», проведенное в марте 2015 года компанией Nielsen, мировым экспертом в области маркетинговой информации. На протяжении кризисного 2009 года число уменьшивших покупки FMCG колебалось в пределах 25-30%, а декабре 2014 года составляло 31%. Объем сокращения покупок по сравнению с декабрем 2014-го российские потребители в среднем оценивают в 24%.
Рост цен в магазинах заметили практически все (99%) покупатели страны, причем 77% указали на «значительное» повышение (+20 процентных пунктов по сравнению с декабрем 2014 года и +47 п.п. по сравнению с августом 2014-го). В период кризиса 2009 года о «значительном» подорожании продуктов сообщали чуть более половины потребителей. Сегодня россияне, отмечающие увеличение цен на FMCG, говорят об инфляции в 32% по сравнению с декабрем 2014 года – иными словами, по ощущениям респондентов цены в марте выросли на треть в сравнении ценами трехмесячной давности. Среди категорий товаров с наивысшим воспринимаемым ростом стоимости за первенство спорят сыр, свежие фрукты и овощи, свежее мясо, мясо птицы и мясные продукты – увеличение ценников в этих категориях в марте по сравнению с декабрем 2014 года отмечают более 95% опрошенных.
«От периода к периоду мы наблюдаем, как покупатель становится все более бережливым, все тщательнее ищет пути сэкономить, все пристальнее смотрит на цены. Если в 2009 году россияне уже ко второму кварталу начинали оправляться от кризиса, то в текущей ситуации мы фиксируем последовательное ухудшение всех показателей уже на протяжении более чем шести месяцев – с августа 2014 года. Сейчас потребители проходят через период адаптации к новым ценам, и покупательские настроения сегодня, судя по всему, находятся на своем „дне“. Среди форматов торговли выигрывают только дискаунтеры – это единственные магазины, где сохраняется приток новых покупателей, которые при выборе точки совершения покупки руководствуются, во-первых, уровнем цен, во-вторых, соотношением «цена-качество» на представленные товары и, в третьих, наличием привлекательных промопредложений», – комментирует Илона Лепп, коммерческий директор Nielsen Россия.
Отказ от не необходимого
В марте россияне продолжили сокращать покупки продуктов не первой необходимости, в особенности премиального алкоголя (в марте 2015 года от него отказались 28% российских покупателей против 22% в декабре 2014 года) и чипсов и других снеков (стали покупать меньше 48% в марте против 42% в декабре 2014 года).
Все больше россиян – около 45% по каждой категории товаров – сокращают покупки шоколада, фруктовых соков, свежих фруктов и овощей, мясных продуктов (прирост уменьшивших покупки колеблется в диапазоне 6-10 п.п. по сравнению с декабрем 2014 года). Почти половина покупателей (48%) говорят, что стали приобретать меньше сыра, более трети заявляют о сокращении потребления молочной продукции (37%), но динамика к декабрю 2014 года по этим категориям оказалась минимальной – 2-3 п.п. Что касается непродовольственных категорий, то наибольшее число россиян отказываются от покупок чистящих средств для дома и средств для стирки одежды.
Переключение на более дешевые бренды происходит в весьма сдержанной форме. Многие покупают привычные марки, а среди тех категорий, где наибольшее число опрошенных перешли на менее дорогие продукты, побеждают категории сыров, конфет, замороженных продуктов, премиального алкоголя и фруктовых соков.
Нормализация
Обеспокоенность колебаниями курсами валют утихает – в марте регулярно отслеживали ситуацию на валютном рынке 36% опрошенных против 49% в декабре 2014 года. Говоря о последствиях падения курса рубля, респонденты чаще всего отмечали снижение уровня жизни (44%), а 40% заявили, что ощутимого негативного эффекта не будет и ситуация в ближайшее время исправится.
По поводу введенного в августе эмбарго на ввоз ряда продовольственных категорий в марте беспокоились всего 23% россиян против 33% в декабре 2014 года. Эмбарго продолжает волновать россиян из-за его прямого влияния на рост цен, в том числе на продукцию, произведенную в России, и на сокращение ассортимента в магазинах.
Об исследовании
Исследование «Российский покупатель в новых экономических условиях» проводилось с 16 по 22 марта 2015 года в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре и в 22 городах с населением свыше 500 тысяч человек. Исследование проводилось онлайн среди отобранных по половозрастным квотам 1080 россиян, являющихся основными покупателями продуктов питания и товаров повседневного спроса в семье.
Подробнее: http://www.adindex.ru/news/researches/2015/04/20/122889.phtml
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - Исследования
- Как бренду привлечь внимание 80-ти процентов покупателей? (186)
- Сколько было вложено в рекламу на e-commerce-площадках в 2025? (311)
- Сколько зрителей на Rutube? (376)
- Избавляет ли Smart TV зрителей от рекламы? (386)
- Каковы перспективы рекламного рынка в 2026? (458)
- Какие 9 трендов маркетинга нас ждут в 2026? (719)
Октябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (1152)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (1153)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (1165)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (1329)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1358)
- Как определить подлинность смартфона iPhone (148)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1442)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1472)
- Конверсия обращений в стоматологической практике: системный подход к работе регистратуры (119)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1591)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1437)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4765)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (272)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1309)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (277)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1438)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (280)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1733)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1450)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1369)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (466)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (346)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3998)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1562)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1438)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (580)
- Что такое липучесть бренда? (1570)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1580)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (621)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1475)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (545)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1772)
- Слава Вестсайда в On-X casino (60)
Август 2025 - Исследования
- Встречайте: Spinto casino! (76)
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (2014)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1624)
- Какую пиратскую историю предлагает в казино Максбет официальный сайт (68)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (569)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1985)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1993)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1668)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1701)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1516)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (115)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2547)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1243)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2085)
- Ультра-свежесть в 7к казино (81)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (939)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2183)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2124)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (986)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2157)
- Как питаются российские школьники? (1894)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1909)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (194)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (145)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2063)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2209)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2196)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1071)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (329)
- Где узнать стоимость Toncoin? (431)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2250)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2756)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2797)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (310)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (798)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2959)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3058)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (3021)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1561)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2981)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3065)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2852)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (336)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (3009)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2605)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2950)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (3003)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1404)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (603)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1781)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (911)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3302)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3174)


