Доля FMCG в телевизионной рекламе падает
Апрель 2006
Объем рекламы товаров повседневного спроса (FMCG) на телевидении падает третий год подряд. Продажи этих товаров растут медленнее, чем цены на телерекламу, объясняют эту тенденцию эксперты. Особенно заметно сдали позиции на рынке телерекламы в прошлом году пивовары, кондитеры и производители безалкогольных напитков, пишут "Ведомости".
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) оценила рынок телерекламы в 2005 г. в $2,33 млрд. Самыми рекламируемыми товарами в этот период были косметика и парфюмерия, пиво, услуги сотовой связи.
Доля сектора FMCG (товаров повседневного спроса) на рынке телерекламы, измеряемом в 30-секундных рейтингах (GPRs), за прошлый год снизилась с 66% до 62%, свидетельствуют данные рекламной компании Starcom Mediavest Group Russia. Падение продолжается уже три года, и за это время оно составило 11 пунктов: доля рекламы FMCG снизилась с 74% до 63%, отмечает президент Starcom MediaVest Group Russia Сергей Белоглазов. Сложившуюся ситуацию он объясняет высокой медиаинфляцией — цены на телерекламу ежегодно повышаются на треть — и замедлением роста доходов производителей FMCG.
Заметили эту тенденцию и в BBDO Russia Group. Производители товаров повседневного спроса увеличивают маркетинговые бюджеты, но при опережающем росте цен на рекламу за эти деньги они могут купить все меньше 30-секундных GRPs (контактов с тысячей зрителей), объясняет Юлия Родневская, генеральный директор входящего в BBDO агентства Media Wise. Медиаинфляция же, в свою очередь, подстегивается ростом маркетинговых бюджетов сотовых операторов, финансовых и некоторых розничных компаний, например автодилеров. По данным Media Wise, в 2005 г. доли этих категорий выросли на 2,4 пункта каждая.
У продавцов товаров массового спроса нет возможностей увеличивать свой рекламный бюджет такими же темпами, как в компаниях с более высокой нормой прибыли — телекоммуникационных, автомобильных и финансовых, соглашается Белоглазов. Если, например, у сотовых операторов рентабельность доходит до 50% (такую рентабельность по OIBDA заявила, например, по итогам года МТС), то у большинства компаний в сегменте FMСG она составляет 15–20%, объясняет он. „За 2005 год пивной рынок вырос на 6%, а рынок мобильной связи — на 70%. Естественно, у последнего потенциал лучше и его игроки больше вкладываются в рекламу“, — соглашается директор по маркетингу пивоваренной компании „Балтика“ Андрей Рукавишников. Доля рекламы пива и безалкогольных напитков на ТВ в прошлом году, по данным Starcom, уменьшилась особенно заметно. Правда, это объясняется в основном законодательными ограничениями на рекламу пива — ее можно показывать только в ночное временя (с 22.00 до 7.00).
Однако по темпам снижения рекламы на первом месте оказались кондитеры. По оценке Media Wise, доля безалкогольных напитков и пива в телерекламе упала на 2 пункта, а кондитерских изделий — на 2,5 пункта. Слабеют позиции продуктов питания — минус 1,6 пункта и бытовой химии — минус 1,8 пункта.
Несколько компаний из пятерки крупнейших рекламодателей сектора FMCG в прошлом году даже снизили свою рекламную активность. Так, по данным TNS Gallup AdFact, число выходов рекламы на ТВ у Nestle снизилось на 13%, у Wrigley — на 8%, у компании "Трансмарк", российской "дочки" SABMiller, — на 10%. За тот же период телефоны Samsung появлялись на экране на 45% чаще, а число выходов телерекламы телефонов Motorola вообще удвоилось.
Эксперты уверены, что падение доли FMCG продолжится и в этом году. "Думаю, тенденция падения доли FMCG сохранится. Картина российского рынка становится похожей на ту, что можно видеть в странах с развитой экономикой. Например, в Великобритании и США на рынке телерекламы традиционно лидируют автомобили, финансы и ритейл", — говорит Родневская. Если бы законы, регулирующие рекламную деятельность в стране, остались прежними, можно было бы говорить о закреплении доли FMCG на уровне 60%, полагает Белоглазов, однако вступление в силу нового закона о рекламе и введение квот на показ рекламы могут серьезно ударить по сегменту и уменьшить его долю до 50%. Если это произойдет, то может замедлиться рост всего рекламного рынка, как это случилось в Польше, ведь компании FMCG традиционно являются самыми крупными рекламодателями, опасается Белоглазов.
Внимание производителей товаров массового спроса переключается на другие рекламные каналы, говорит Родневская. По ее данным, доля расходов на BTL растет в коммуникационном бюджете многих брендов. Рукавишников из "Балтики" признает, что его компания, не снижая рекламной активности, пересмотрела распределение средств в бюджете и часть денег ушла в BTL, спонсорство, промоакции и трейд-маркетинг. То же самое произошло в компаниях Nestle Россия и "Бунге СНГ" (производит масло Ideal и "Олейна"). По словам директора по корпоративным вопросам "Бунге СНГ" Кирилла Болматова, компания увеличила рекламную активность в местах продаж, потому что „российские сети уже могут предложить лучшие условия для контакта с потребителем“. А руководитель рекламного отдела „Nestle Россия“ Марина Мещерякова отмечает, что сейчас появляются новые интересные для рекламодателя каналы, например Интернет и радио. А на ТВ растет спрос на продакт-плейсмент и рекламу на региональных каналах. /Елена Виноградова, Ринат Сагдиев/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Апрель 2024 - Новости Видео РекламыМарт 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как надо готовиться к дачному сезону? (286)
- Что мы считаем классикой вкуса? (673)
- Как начинающему бренду с нулевым знанием заявить о себе на рынке? (347)
- Как Dove борется за естественную красоту? (585)
- Как получать удовольствие от поездки на новом автомобиле? (571)
- Как Burger King отметил 70-летие своих бургеров? (648)
Февраль 2024 - Новости Видео Рекламы
- Как укротить новый Subaru? (658)
- Как Levi's отметил десятилетие кампании Live in Levi's? (580)
- Как не дать родственникам залезть в ваш телефон? (687)
- Что подскажет сердце? (766)
- Почему люди работают во «Вкусно - и точка»? (727)
- Сколько одежды нужно человеку? (716)
- Что общего между покупкой товаров на Wildberries и походом на футбол? (1402)
- Как Ким Кардашьян проверяет нижнее бельё Skims? (657)
- Что творится в Yappy? (820)
- Как найти банк для настоящего? (785)
- Где твой дом? (758)
- Какие цитаты легли в основу новой рекламной кампании Diet Coke? (780)
- Как компания Gap борется с ностальгией по 90-м? (775)
Январь 2024 - Новости Видео Рекламы
- Какой автомобиль Nissan - настоящий внедорожник? (761)
- Что поможет запечатлеть выдающееся событие? (750)
- Зачем McDonald’s начал вешать людей? (720)
- Как отметить свое 25-летие? (920)
- Кто стал героем новой рекламной кампании МТС? (1231)
- Какой сериал снимает ВТБ? (1073)
- Как заставить человека купить очки? (885)
- Как McDonald's улучшает вкус своих бургеров? (886)
- Как настроить гарнитуру Vision Pro? (892)
Декабрь 2023 - Новости Видео Рекламы
- К чему приводит любовь к кетчупу? (854)
- Как «хороших людей» превратить в сотрудников? (986)
- Как M&M's подготовилась к финалу Суперкубка? (1012)
- Для чего нужен IPhone 15? (1167)
- Когда чипсы не только вкусны, но и полезны? (874)
- Зачем ChatGPT автовладельцам? (1095)
- Как L'Oreal Paris поздравил женщин с Новым Годом? (922)
- Какие подарки предлагает коллаборация Yota и «Вкусно - и точка»? (1013)
- Как Apple позиционирует очки смешанной реальности Vision Pro? (917)
Ноябрь 2023 - Новости Видео Рекламы
- Какая реклама встретит нас в Новом Году? (1223)
- Как «Национальная Лотерея» переработала сюжет «Иронии судьбы»? (1442)
- Как «Сбер» может помочь Деду Морозу? (1314)
- Как устроить Новый год «как в детстве»? (1380)
- Какой календарь ввели во «Вкусно - и точка!»? (1034)
- Как получить подарок от МТС? (1156)
- Какой рождественский видеоролик придумали в Apple? (1160)
- Как в рекламе показать новостройку в деталях? (579)
- Каким увидят обновленный «Перекресток» покупатели? (1096)
- Как звучат российские заводы? (1230)
- Как очутиться в Испании? (1161)
- Сколько Санта-Клаусов нужно миру? (1221)
- Как работает карта клуба «Перекресток»? (1509)