Бренд-менеджер - кто это такой? Человек, управляющий брендами
Профессия бренд-менеджера родилась в Procter&Gamble в 1930-е годы. У этой мировой корпорации много так называемых зонтичных брендов. Надо было, чтобы линии не соперничали друг с другом, а развивались каждая в своей нише, имели собственную идеологию. Вот и закрепили за брендами управляющих.
"Моя работа начинается с того, что меня вызывает директор по маркетингу, мой непосредственный начальник, и просит составить план продвижения на рынке нового товара, - рассказывает Ирина Жданова, бренд-менеджер памперсов компании Procter&Gamble. - Первый шаг - потребительские исследования. Это и фокус группы, когда волонтеры отвечают на вопросы. Их бывает от 80 до 600, и разговоры один на один.
Иногда мы проводим с человеком, представляющим нашу потребительскую группу, целый день и четко фиксируем его распорядок, то, как он ведет себя в быту. Исследования длятся от недели до двух-трех месяцев. Полученные количественные и качественные данные бренд-менеджер должен проанализировать, чтобы составить максимально полный портрет потребителя.
Бренд-менеджер опирается в своей работе как на логические выводы, основанные на исследованиях рынка, так и на собственную интуицию. Именно бренд-менеджер формулирует задачи рекламистам в так называемом креативном брифе - пресс-релизе для специалистов: ситуация на рынке, стратегия бренда, его потенциальный покупатель и те мысли, чувства, к которым должна реклама апеллировать.
Там же указывается вид желаемой рекламы - телевизионный ролик, городской праздник или просветительская программа в школе. Брифы рассылаются в рекламные агентства - последние в ответ шлют свои предложения. Бренд-менеджер их комментирует, обсуждает с начальством и выбирает лучшего исполнителя. Цену рекламной кампании мы обычно закладываем в бриф.
После того как товар появился на рынке, бренд-менеджер должен обеспечить ему системную поддержку: сюда входит и реклама, и всевозможные акции типа бесплатной раздачи образцов и почтовой рассылки буклетов.
Еще одна задача бренд-менеджера - поддержание оптимального по цене и качеству ассортимента, отслеживание поведения на рынке конкурентов, в которых явно не дремлют их коллеги. Наконец, он контролирует, чтобы в собственной компании сотрудники других отделов уделяли его бренду не пять минут в день, а столько времени, сколько необходимо для успеха.
Бренд - это лицо компании
На рынке бренд - это знак качества. Покупатель обычно выбирает известную ему марку, а это значит, что летят вверх объемы продаж. Поэтому и говорят, что бренд помогает делать деньги из воздуха - из репутации. Сколько бы ни говорили, что мотоциклы Harley-Davidson по качеству хуже японских, но стоят они при этом почти в два раза дороже. Поклонники Harley-Davidson покупают не только качество, но и стиль жизни: имидж, образ, впечатление, которое они производят на окружающих - "крутизна", романтика, рок-культура в сочетании с демонстрацией собственных высоких доходов.
Константин Самойлов работает в компании "Трансмаркет". Он уже два года отвечает за пивную марку "Золотая бочка", очень успешный сегодня бренд. "Успешная раскрутка бренда зависит от многих обстоятельств: бюджета, креативных способностей рекламистов.
Но мне кажется, что в конечном итоге успех определяется личностью бренд-менеджера, его творческим потенциалом. Он - лидер команды. Нехаризматичный человек не может создать успешную торговую марку. Бренд - это образ, слепок тех людей, которые его делают".
Кто вы, мастера продаж?
Какими навыками надо обладать, чтобы стать бренд-менеджером? Во-первых, неплохо иметь образование. Необязательно экономическое, можно по профилю: техническое - если речь идет о компьютерах или "технолога продуктов питания" - когда создается новый бренд шоколадных конфет. Например, Константин Самойлов из "Трансмаркета" окончил Институт (ныне Государственный университет) управления в Москве и Лондонскую школу экономики. После чего работал в отделах маркетинга крупных международных компаний, в частности в Pepsi и "Филипп Моррис".
Во-вторых, надо быть чрезвычайно коммуникативным, так как работа подразумевает постоянное общение с большим количеством людей. Сергей Савушкин, управляющий подразделения безрецептурных препаратов компании F.Hoffmann-La Roche Ltd.: "Бренд-менеджер - это человек, сочетающий аналитические и творческие способности, одновременно умеющий поторговаться с рекламным агентством за скидки и "быть своим" для креативных людей".
Впрочем, есть и свои издержки: "Обычно от меня требуется согласовать проект на всех инстанциях, а это четыре ступеньки вверх. На это уходит много времени", - констатирует Иван Врублевский, бренд-менеджер компании "Компьтерный мир".
В-третьих, необходима высокая ответственность, ведь речь идет всегда о долгосрочном, рассчитанном на несколько лет проекте: "Это специалист с внутренней дисциплиной, соблюдающий dead lines. Человек с достаточно высоким уровнем культуры, конечно, - образование, словарный запас, правильная речь, интересующийся искусством, чувствующий потребности и мотивации потребителей.
Человек, умеющий рискнуть, так как никакое маркетинговое исследование никогда не даст окончательного ответа, что будет правильно, а что неважно воспринято потребителем. И честный. Нельзя подтасовывать факты для оправдания своей идеи, ведь доступ к первичным результатам исследования только у него", - считает Сергей Савушкин.
На поприще брендинга преуспевают жизнерадостные, энергичные люди с железным характером, которые могут направить работу большой команды к единой цели: "Бренд-менеджер должен знать производство, достоинства и недостатки ассортимента, который уже есть. Он должен обладать интуицией: предчувствовать, что именно будет востребовано рынком, и одновременно здраво оценивать возможности производства.
Высший пилотаж - когда предлагается идея, не требующая больших вложений, но которая безошибочно попадает в десятку. Как случилось у нас с шоколадом "Красный Октябрь", - говорит Ольга Мартынова, начальник службы маркетинга фабрики "Красный Октябрь".
"Бренд-менеджером может быть только самостоятельный, инициативный, творческий человек, умеющий работать в команде и не паникующий в трудных ситуациях, который может выполнять несколько дел одновременно, с чувством юмора, коммуникабельный, - убеждена Наталья Голоскокова, бренд-менеджер ЭКЗ "Лебедянский".
Средний возраст бренд-менеджеров 28-36 лет: "Слишком молодой специалист на такие позиции не подойдет. Потому что одно дело - сказать, что завтра наша марка станет номер один в мире. А если это неосуществимо?! Человек должен реально оценивать свои силы, возможности компании и бренда", - обосновывает возрастной ценз Сергей Алексеев, компания "Бюрократ", руководитель направления "Компьютеры Genius".
Профессия требует "опытного человека с божьей искоркой, лучше уже успешно поработавшего в отделе сбыта или маркетинга на низовых должностях, например, торговым представителем или ассистентом в отделе маркетинга, проявившим способность подняться над обстоятельствами задумывавшегося, почему один товар продавался лучше, чем другой и выдававшего в связи с этим дельные предложения. То есть инициативного, но по делу", - описывает идеального кандидата Константин Самойлов.
Зарплата бренд-менеджера колеблется от стандартных 1100 у.е. до $2,5 тыс. Плюс (особенно в западных фирмах) полный социальный пакет, нередко служебный автомобиль. Могут выплачиваться ежеквартальные премии.
Перспективы роста разные: продвигать новые бренды или расширять ассортимент уже имеющихся, уйти в совершенно новый проект или расти до начальника отдела маркетинга. В любом случае напряженная работа гарантирована
- Как отследить изменения в восприятии марки при ребрендинге - методики. Примеры ребрендинга (21198)
- Маркетинг и реклама luxury товаров. Статус и Психология элитарности (18244)
- Знаете ли вы, что такое брендинг? Разработка бренда (16987)
- Растяжение и расширение бренда - их виды. Марочное семейство. Примеры неудачного расширения (25046)
- Покупаю, потому что дорого. Работа с премиальными брэндами (21045)
- Ребрендинг компании. Проводим аудит бренда и выработка стратегии (21794)
- Процесс создания бренда - этапы разработки. Примеры брендов долгожителей (46603)
- Основные правила брендирования - 4 принципа управления торговой маркой (29124)
- 2 архитектуры Брендов: Branded House (компания-брэнд) и House of Brands (компания брендов) (21024)
- Логика архитектуры бренда. Бренд как коммерческий стереотип (19115)
- Внутренняя сила бренда. Как создать успешный бренд - упаковка, логотип, слоган (24187)
- Брендинг в интернете. Специфика и Особенности интернет-брендинга (18564)
- Нэйминговые методики: экспресс-тестинг и naming link test (21144)
- На пути к созданию бренда - 6 основных шагов в разработке бренда (21856)
- 13 основных принципов брендинга для успешного управления Брендами (34201)
- Архетипы в брендинге: применении архетипов при разработке стратегии бренда (25011)
- Метод драматизации бренда. 5 параметров актуализации бренда (20467)
- Краткое введение в брендинг. Атрибуты бренда, имидж бренда (19086)
- Позиционирование бренда. Дифференциация и сегментация рынка при брендинге (82534)
- Сила взрывных звуков. На что обратить внимание при нейминге бренда (13818)
- Аудиостиль - Голос бренда. Желателен? - Обязателен! (15867)
- "Брендить" или не "брендить"? (17097)
- Что в имени тебе моем? Разработка имен для товаров - одна из составляющих создания бренда (14915)
- Дорогие и уважаемые. Показатели настоящего бренда в примерах (29170)
- Private label - Что это такое? Бренды торговых сетей (21736)
- Убейте бренд, чтобы сохранить покупателя! Откажись от продвижения убыточного бренда! (18771)
- Выбор цветового решения в дизайне бренда. Цвет и узнаваемость бренда (15796)
- Расширение бренда - два измерения ширины бренда. Все ЗА и ПРОТИВ (20351)
- Западный и восточный подходы к созданию бренда (37294)
- Восемь шагов раскрутки бренда с помощью PR (17219)
- Эмоционирование бренда: стратегия влияния и Манипулирование (20599)
- Брендинг и Нэйминг. Создание и продвижение марки на примере нового мороженого "Crazy Miх" (23024)
- Как творческую идею превратить в бизнес - история Гоблина (16769)
- Архетипы брэнда. 12 основных архетипов и стиль поведения человека (21414)
- Стоимость бренда и методы его оценки (25761)
- Бренды класса люкс - для людей у которых все есть. luxury - атрибут элитарности (18020)
- Создавайте уникальность массового потребления. Этапы создания новых продуктов (12203)
- Измерение ценности бренда. Конкретный пример из жизни (14799)
- Сколько стоит вывод бренда на рынок? Создание и продвижение бренда на конкретном примере (15543)
- Зачем компании создавать свое корпоративное издание (17179)
- Как поменять названия брендов, не запутав при этом рынок. Успешный опыт palmOne (10962)
- Такие похожие Бренды. И реклама похожа (16496)
- Мультибрендовая реклама: совместная реклама взаимонезависимых товаров в одном ролике (13768)
- All you need is love. Есть ли жизнь после брендов? Мнение вице-президента S&S Ричарда Хайтнера (13993)
- Стратегии проникновения на рынок. Что выбрать - стратегию новатора или последователя (20476)
- Принципы Айкидо в брендинге (16914)
- Брэнд остается в сознании. Товары с "легендой" (14954)
- Что в нейминге тебе моем… Примеры разработки названия торговой сети (17782)
- Почему брендами становятся единицы? (15625)
- Десять заповедей успешного бренд-менеджмента. Цвет бренда, шрифт и символ (51785)
- Методика позиционирования товара на рынке из 7 шагов. Способы, стратегии, сегментация (27894)
- Использование проективных методик при определении позиционирования бренда (18498)
- Конструирование психосемантических полей для выбора оптимального названия (18726)