Высший арбитражный суд борется со сходными товарными знаками
Июль 2006

Президиум Высшего арбитражного суда сломал многолетнюю практику Роспатента по регистрации товарных знаков, сходных до степени смешения с известными марками, пишет "Коммерсантъ".
Высшая инстанция признала, что сходные знаки нельзя регистрировать не только в отношении однородных товаров, но и в отношении сопутствующих. Между тем отраслевые эксперты считают, что без изменения законодательства о конкуренции существенно улучшить ситуацию с имитирующими товарными знаками не удастся.
Вчера президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) решил два прецедентных дела в сфере интеллектуальной собственности. Он признал незаконными отказы палаты по патентным спорам Роспатента отменить регистрацию товарного знака "AMRO Невское", напоминающего пиво "Невское", и знака LIVIA, внешне очень схожего с косметической маркой NIVEA. "Дела о таком паразитировании на чужих товарных знаках президиум ВАС рассмотрел впервые, создав важнейшие прецеденты", – заявила Ъ судья ВАС Татьяна Нешатаева.
Владельцы товарных знаков "Невское" (ОАО "Вена") и NIVEA (немецкая компания Beiersdorf AG) возражали против регистрации Роспатентом знаков, сходных с оригинальными и имеющих более позднюю дату приоритета. Патентная палата, однако, в 2003 и 2004 годах отказалась отменить регистрацию оспариваемых знаков, после чего "Вена" и Beiersdorf обратились в суд. "Вена" оказалась в наиболее сложной ситуации: ее товарный знак "Невское" был зарегистрирован для пива и услуг по "обеспечению пищевыми продуктами и напитками", а знак "AMRO Невское" – для креветок, фисташек, соленой и сушеной рыбы, орехов, семечек. В марте 2005 года арбитражный суд Москвы признал незаконной регистрацию знака "AMRO Невское" для продуктов, используемых как закуска к пиву, но апелляционная и кассационная инстанция решили спор в пользу ООО "Блэк-Джек-1", владельца спорного знака. Фирма же Beiersdorf, владелец знака NIVEA, с которым LIVIA имеет очевидное графическое сходство, судилась более двух лет и проиграла во всех нижестоящих инстанциях.
На заседание президиума ВАС по поводу NIVEA представители Роспатента даже не явились. Они участвовали только в деле об "AMRO Невское", где заявили, что постановление президиума может "пошатнуть многолетнюю практику Роспатента" по регистрации товарных знаков и выявлению их сходства. Представитель ведомства Галина Разумова доказывала, что их критерии не позволяют считать пиво и орешки однородным товаром, ориентированным на один и тот же круг потребителей. Однако суд с этим не согласился. "Есть международная методика сравнения товарных знаков, с которой правила Роспатента могут не совпадать, но которая применяется судами во всем мире,– пояснила Ъ Татьяна Нешатаева.– Международная практика требует смотреть на сопутствующие товары и круг потребителей".
"Этот прецедент особенно важен для борьбы со сходными товарными знаками, зарегистрированными в отношении сопутствующих товаров",– убежден патентный поверенный РФ Александр Сулимов. По его словам, до настоящего момента в суд обращались немногие владельцы товарных знаков, поскольку невысоко оценивали вероятность выигрыша, а теперь шансы на выигрыш должны возрасти. Глава юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков пояснил Ъ, что количество имитирующих товарных знаков в России исчисляется сотнями, а выигрывать в нижестоящих судах дела против имитаторов до сих пор удавалось единицам. Например, концерну "Калина", чей иск о незаконности регистрации знака "Миленькая фея" удовлетворила недавно кассационная инстанция.
Господин Усков, однако, не верит, что появление прецедентов ВАС сможет кардинально изменить ситуацию. "Сходство товарных знаков в России определяется по правилам Роспатента, в которых много субъективных моментов, тогда как во многих странах критерии и правила проверки устанавливает закон",– пояснил он. Судьи ВАС отмечают, что паразитирование на чужих товарных знаках означает недобросовестную конкуренцию. "Оно может вестись как с целью завоевания рынка, так и для перекрытия рынка для определенного производителя товара",– считает Татьяна Нешатаева. По мнению Вадима Ускова, решение проблемы в целом лежит в сфере антимонопольного законодательства. "Европейское законодательство о конкуренции предусматривает, что за использование имитирующих знаков с компании взимается штраф в двукратном размере ее дохода, а у нас с нарушителей не взыскивают ничего",– резюмировал он. /Ольга Плешанова/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Август 2025 - Официальная хроникаИюль 2025 - Официальная хроника
- Что можно, а что нельзя рекламировать в процедуре банкротства? (720)
- Какие изменения внесут в рекламу азартных игр? (1072)
Июнь 2025 - Официальная хроника
- Что считается рекламой, а что - нет? (1427)
- Почему запретили рекламу Marks & Spencer? (1695)
- Как избежать штрафов за интернет-контент? (1615)
- Сколько рекламы букмекеров будет на ТВ? (1677)
- Почему реклама в видеоиграх останется? (1575)
- Как издателям предотвратить ущерб от AI Overviews Google? (1921)
- Как Google потерял $314 млн из-за рекламы? (2263)
Май 2025 - Официальная хроника
- Какие правила станут обязательными для цифровых платформ? (2568)
- Как в России ужесточатся правила рекламы алкоголя? (2574)
- Станет ли Google более справедливо ранжировать компании? (2455)
- Как наказывают за спам в разных странах? (2300)
- Почему Роскомнадзор ждет 1 сентября? (2319)
- Сколько придется платить банкам за нарушения рекламного законодательства? (4067)
Апрель 2025 - Официальная хроника
- Когда из рекламы фастфуда исчезнут мультипликационные герои? (2715)
- Какие услуги требуют больше рекламы? (2729)
- Как выбрать продукты с улучшенными характеристиками? (2138)
- Какие новые требования к рекламе фастфуда обсуждаются в Госдуме? (2117)
- Кто получит деньги от сборов с интернет-рекламы? (2284)
- Что является рекламой на дорожных знаках? (2298)
Март 2025 - Официальная хроника
- Когда в Госдуме приравняют цифропсихологов к магам? (2703)
- Почему в Великобритании запретили рекламу пива Prime Time Lager? (2124)
- Какие ограничения ждут рекламу «энергетиков»? (2180)
- Как правильно рекламировать банковские вклады? (1863)
- Насколько редкими станут в рекламе слова «полезный» и «здоровый»? (1877)
- Какие бренды лишатся в России прав на товарные знаки? (2330)
- Как Т-Банк получил штраф за рекламу в мобильном приложении? (2795)