Торговля аудиокнигами ежегодно растет на 30%
Ноябрь 2007

Объем российского книжного рынка оценивается более чем в 2 млрд долларов. Несмотря на огромный ассортимент (в 2006г. было выпущено 102 тысячи наименований), совокупные тиражи книг последние 5 лет резко сокращаются.
При этом в среднем книги ежегодно дорожают на 20%. Но рынок не может без конца прибегать к повышению цен, и эксперты прогнозируют падение объемов книжной торговли с 2008г. Тем временем, пока классическая книга переживает не лучшие времена, развивается торговля аудиокнигами с ежегодными темпами в 30%.
"Оценка рынка печатной книги в 2 млрд долларов сильно занижена, – не соглашается с общепринятыми данными по объемам рынка в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" гендиректор консультационной компании "Дымшиц и партнеры" Михаил Дымшиц. – В 2007г. объем книжного рынка составит 6,5-7 млрд долларов. Но даже такие цифры не должны никого вводить в заблуждение, так как в 2007г. объем книжного рынка упадет. Потому что люди читают все меньше и меньше".
Похоже, производители аудиокниг считают, что граждане просто не успевают читать. Оглядываясь на успех рынка аудиокниг в США (20% книжного рынка), генпродюсер компании "Эксмо-Сидиком" Кирилл Красильников сообщает: "Наш рынок молодой. Задел для роста велик: рынок растет в целом на 30% в год, и в 2007г. он должен собрать по России 18 млн долларов".
То есть в лучшем случае доля аудиокниг составит 0,9% книжного рынка. Но откуда берется уверенность, что в РФ аудиокниги станут так же популярны, как в Америке?
В странах ЕС рынок аудиокниг остановился в росте, набрав 2,5% книжного рынка. "Формат слушания сегодня переживает очередной цикл моды. Подобное случается каждые 15-20 лет", – подчеркивает М.Дымшиц.
Причем в последнее время популярность аудиокниг едва ли не напрямую связана с бурными темпами автомобилизации, являясь, скорее, веянием моды - ведь нельзя слушать аудиокниги бесконечно. С другой стороны, эксперты-оптимисты указывают такие формы аудиослушания помимо автомобильного, как слушание в mp3-плеере или домашнее слушание. Они связывают надежды и с появлением новых продуктов на рынке аудиокниг: учебных пособий и мультимедийных аудиогидов (помимо детской или взрослой литературы).
"Весной мы проводили небольшое социологическое исследование, и выяснили, что слушание в машине занимает всего лишь 20% потребления, остальные слушают дома, – говорит К.Красильников. – Или число аудиалов велико, или это очень модно". "Или исследование некорректно, – добавляет М.Дымшиц. – Некорректно поставлен вопрос: одно дело, где вы слышали, и другое – где вы слушаете. Понятно, что автомобилистов меньше, чем пешеходов, но слушают аудиокниги, главным образом, автомобилисты.
Большой вопрос вызывает и качество аудиокниг, замечает руководитель группы маркетинга по образовательным проектам фирмы "1С" Игорь Кузора. Помимо 30 крупных игроков (издателей и разработчиков) на рынке орудует немало пиратов. И спасением от контрафакта может послужить только сетевая дистрибуция. По словам эксперта, продажи через сети "1С-мультимедиа" примерно такие же, как и через книжные магазины. Средний тираж книги, выгодный для разработчика, – порядка 500 экземпляров, 1000 – для издателя.
Как бы то ни было, аудиокнига вполне сможет отвоевать 20% книжного рынка в РФ при условии значительного сокращения рынка печатной книги. В ближайшие 3-5 лет цены на традиционные книги в стране достигнут европейского уровня – в 8-15 евро за экземпляр, не скрывают издатели. Но ведь также и не секрет, что покупательная способность граждан РФ в несколько раз ниже этой способности у граждан ЕС и США: все чаще книготорговцы и эксперты говорят об обвале книжного рынка. Издатели возражают, что им куда выгоднее печатать глянцевые журналы и рекламные буклеты.
"В случае с аудиокнигой, я думаю, она будет становиться массовой, - говорит К.Красильников. – Это во многом определят усилия маркетологов". И судя по всему, аудиокнига уже пошла в народ: на фоне нехватки книжных магазинов в регионах, там растут продажи аудиокниг. Если раньше, по словам экспертов, на Москву и Санкт-Петербург приходилось 80% продаж, сегодня - только 50. "Но аудиокнига - это всегда суррогат, – напоминает М.Дымшиц. – Ведь книга подразумевает активное участие человека в чтении. Хуже аудиокниги только телевизор".
/РБК/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"





Август 2025 - ИсследованияИюль 2025 - ИсследованияИюнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (1526)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (1899)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (445)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (1995)
- На кого влияет таргетированная реклама? (1975)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (1758)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (1937)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1486)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (1955)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (1913)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (384)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (657)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2349)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2250)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2609)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2585)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2461)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1717)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1682)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2298)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2233)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2306)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2055)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2514)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4301)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2639)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1940)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (598)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1922)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (6758)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1921)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (101)
- Какую рекламу видит покупатель? (2513)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2269)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (101)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2324)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (155)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (131)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (139)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2623)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (156)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2825)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (138)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6999)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2603)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (143)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1238)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2134)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (138)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2105)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (150)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2075)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (151)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1890)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1726)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2199)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1655)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (178)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (175)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (172)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (187)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1965)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (359)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2141)
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (8704)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (2036)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (225)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (2039)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1947)
- Как влияет реклама банков на россиян? (2014)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2188)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5294)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2153)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2489)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2383)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2296)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2221)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (252)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2456)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2266)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1961)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (609)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2090)
- Как устроен вебкам-бизнес (456)
- Серебристый олень в 7k казино (241)