Торговля аудиокнигами ежегодно растет на 30%
Ноябрь 2007

Объем российского книжного рынка оценивается более чем в 2 млрд долларов. Несмотря на огромный ассортимент (в 2006г. было выпущено 102 тысячи наименований), совокупные тиражи книг последние 5 лет резко сокращаются.
При этом в среднем книги ежегодно дорожают на 20%. Но рынок не может без конца прибегать к повышению цен, и эксперты прогнозируют падение объемов книжной торговли с 2008г. Тем временем, пока классическая книга переживает не лучшие времена, развивается торговля аудиокнигами с ежегодными темпами в 30%.
"Оценка рынка печатной книги в 2 млрд долларов сильно занижена, – не соглашается с общепринятыми данными по объемам рынка в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" гендиректор консультационной компании "Дымшиц и партнеры" Михаил Дымшиц. – В 2007г. объем книжного рынка составит 6,5-7 млрд долларов. Но даже такие цифры не должны никого вводить в заблуждение, так как в 2007г. объем книжного рынка упадет. Потому что люди читают все меньше и меньше".
Похоже, производители аудиокниг считают, что граждане просто не успевают читать. Оглядываясь на успех рынка аудиокниг в США (20% книжного рынка), генпродюсер компании "Эксмо-Сидиком" Кирилл Красильников сообщает: "Наш рынок молодой. Задел для роста велик: рынок растет в целом на 30% в год, и в 2007г. он должен собрать по России 18 млн долларов".
То есть в лучшем случае доля аудиокниг составит 0,9% книжного рынка. Но откуда берется уверенность, что в РФ аудиокниги станут так же популярны, как в Америке?
В странах ЕС рынок аудиокниг остановился в росте, набрав 2,5% книжного рынка. "Формат слушания сегодня переживает очередной цикл моды. Подобное случается каждые 15-20 лет", – подчеркивает М.Дымшиц.
Причем в последнее время популярность аудиокниг едва ли не напрямую связана с бурными темпами автомобилизации, являясь, скорее, веянием моды - ведь нельзя слушать аудиокниги бесконечно. С другой стороны, эксперты-оптимисты указывают такие формы аудиослушания помимо автомобильного, как слушание в mp3-плеере или домашнее слушание. Они связывают надежды и с появлением новых продуктов на рынке аудиокниг: учебных пособий и мультимедийных аудиогидов (помимо детской или взрослой литературы).
"Весной мы проводили небольшое социологическое исследование, и выяснили, что слушание в машине занимает всего лишь 20% потребления, остальные слушают дома, – говорит К.Красильников. – Или число аудиалов велико, или это очень модно". "Или исследование некорректно, – добавляет М.Дымшиц. – Некорректно поставлен вопрос: одно дело, где вы слышали, и другое – где вы слушаете. Понятно, что автомобилистов меньше, чем пешеходов, но слушают аудиокниги, главным образом, автомобилисты.
Большой вопрос вызывает и качество аудиокниг, замечает руководитель группы маркетинга по образовательным проектам фирмы "1С" Игорь Кузора. Помимо 30 крупных игроков (издателей и разработчиков) на рынке орудует немало пиратов. И спасением от контрафакта может послужить только сетевая дистрибуция. По словам эксперта, продажи через сети "1С-мультимедиа" примерно такие же, как и через книжные магазины. Средний тираж книги, выгодный для разработчика, – порядка 500 экземпляров, 1000 – для издателя.
Как бы то ни было, аудиокнига вполне сможет отвоевать 20% книжного рынка в РФ при условии значительного сокращения рынка печатной книги. В ближайшие 3-5 лет цены на традиционные книги в стране достигнут европейского уровня – в 8-15 евро за экземпляр, не скрывают издатели. Но ведь также и не секрет, что покупательная способность граждан РФ в несколько раз ниже этой способности у граждан ЕС и США: все чаще книготорговцы и эксперты говорят об обвале книжного рынка. Издатели возражают, что им куда выгоднее печатать глянцевые журналы и рекламные буклеты.
"В случае с аудиокнигой, я думаю, она будет становиться массовой, - говорит К.Красильников. – Это во многом определят усилия маркетологов". И судя по всему, аудиокнига уже пошла в народ: на фоне нехватки книжных магазинов в регионах, там растут продажи аудиокниг. Если раньше, по словам экспертов, на Москву и Санкт-Петербург приходилось 80% продаж, сегодня - только 50. "Но аудиокнига - это всегда суррогат, – напоминает М.Дымшиц. – Ведь книга подразумевает активное участие человека в чтении. Хуже аудиокниги только телевизор".
/РБК/
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Ноябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (176)
- Как привлечь внимание поколения Z? (184)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (262)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (373)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (3373)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1074)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1232)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (59)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1548)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1268)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1167)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (265)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (203)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3842)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1409)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1315)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (295)
- Что такое липучесть бренда? (1464)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1463)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (492)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1379)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (425)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1655)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1905)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1516)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (464)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1892)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1901)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1567)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1613)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1441)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (30)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2466)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1161)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1995)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (865)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2118)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2037)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (919)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2056)
- Как питаются российские школьники? (1822)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1839)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (104)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (82)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1984)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2151)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2129)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1006)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (240)
- Где узнать стоимость Toncoin? (341)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2190)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2694)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2740)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (223)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (615)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2907)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (3014)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2947)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1500)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2942)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3008)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2797)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (259)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2955)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2543)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2903)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2931)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1362)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (552)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1708)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (809)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3253)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3124)
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3930)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3557)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3422)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2641)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2614)
- Как научиться играть в покер (1344)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3184)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3061)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3302)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2892)


