Реклама "за чертой". В России набирает обороты реклама вне СМИ
Декабрь 2005

Рекламные и PR-агентства крупных городов активно развивают новые формы маркетинговой активности — в России набирает обороты реклама вне СМИ. К традиционной рекламной кампании "ТВ плюс радио плюс наружка" сейчас добавляется BTL. Многие федеральные и транснациональные брэнды переориентируют бюджеты в сторону этого способа продвижения, позволяющего работать с каждым потребителем, попавшим в зону видимости промоутеров. Производители стремятся проводить BTL-акции в регионах, однако в Тюмени этот способ продвижения тормозит высокая покупательская способность жителей города.
Стоимость медиаконтакта в вещательных СМИ неуклонно растет, двухнедельный рекламный бюджет размещения даже на одной радиостанции или одном телеканале — это десятки тысяч рублей. Даже с учетом экономии и сказочных скидок итоговый результат будет примерно равен $ 1 000 и больше. При этом горожанин за день получает сотни рекламных сообщений — Большой брат теперь смотрит на тебя с рекламных щитов, уличных экранов "Сибэлком" и автобусных "Трансмедиа", говорит из динамиков "Радио Город" и "Сибинфотранс". Неудивительно, что человеческая психика, защищаясь от информационной лавины, начинает воспринимать ее избирательно, а то и вовсе не реагировать вовсе.
Сейчас для того, чтобы добиться узнавания и цитируемости товаров, рекламщики придумывают сумасшедшие акции, уличные спектакли, суды с конкурентами. Такой маркетинг в профессиональной среде называют "вирусным" или "партизанским". Кроме того, растет рынок BTL-рекламы (все виды рекламы, кроме рекламы в СМИ). Аббревиатура BTL происходит от английской фразы "below the line" — "ниже линии", "за чертой".
"Несомненно, сейчас доля BTL растет, мы можем об этом судить даже по количеству заказов, поступающих в наше агентство. Если 2 года назад у нас в месяц было всего 2–3 BTL-проекта, то сейчас их 10–15, и это не предел. В Екатеринбурге крупнейшие BTL-агентства в месяц могут вести от 15 до 45 проектов одновременно. Это колоссальное количество — столько классических рекламных кампаний у тебя никогда не будет", — считает директор агентства по связям с общественностью "PRимер" Анна Морозова.
Хотя в Тюмени BTL продвигается не очень хорошо, у нас всего 5 агентств декларирует эти услуги. При этом львиная доля проводимых акций, до 70%, — это работа на субподряде, поддержка федеральных BTL-кампаний. К тому же, местные акции отличаются локальностью и малобюджетностью: однократные дегустации, розыгрыши, раздачи листовок.
Знаменитый высокий уровень платежеспособности тюменского потребителя для BTL оказался тормозом — продукт не нужно агрессивно продвигать, его и так купят. В нашем регионе любой продукт, который приходит на рынок, находит свое место. Особенно это касается продуктов питания. В это время в городах-миллионниках уже идет битва за полку — за то, чтобы продукт выставили торговые сети и большие магазины, производители платят. Если кто-то хочет не 30, а 35 см полки, чтобы вся ассортиментная матрица уместилась, тоже нужно платить. В Тюмени в этом плане работать намного проще — компании, реализующие BTL-акции, как правило, даже не платят за место в магазине.
В BTL нет мелочей. Негатив по отношению к продукту способно вызвать даже неправильно поставленное промоутером ударение, поэтому при подготовке акции организаторы учитывают все детали: качество раздаточного материла, текст, произносимый промоутерами, даже их внешний вид. Компания "СуперОкна" на акцию "Начни ремонт с главного — поменяй окно" для промо-гелз заказывала не огромные футболки, а облегающие маечки, чтобы потребительский глаз радовался, скользя по рекламному стенду и промоутерскому телу.
Ювелирный салон "Золотая лавина" в витрины абы каких красоток не ставит: воплощать светлый и радостный образ невесты берут миловидных девушек, способных красиво двигаться и улыбаться несколько часов кряду. Красавицы в пышных белых работают и на мероприятиях, спонсируемых магазином — раздают визитки и дисконтные карты.
В последнее время стали популярны промо-акции с подсадными утками — именно так рекламировали технику Bork участники реалити-шоу "Кандидат" в одном из заданий. Хотя этот метод — не новинка для стратегий продвижения. Еще в середине XVII в. Ост-Индская компания, поставлявшая чай в Великобританию, нанимала барышень из хорошего общества, которые устраивали чаепития и расхваливали новинку. В России в начале ХХ в. промышленник Николай Шустов рекрутировал десяток студентов, которым было велено обходить московские трактиры и требовать "шустовский коньяк". Не получая коньяк, студенты устраивали шумный скандал и лезли в драку. О происшествия стали писать газеты, и Москва быстро узнала о новой марке алкоголя.
Считается, что BTL — это не затратно, вернее не так затратно, как прямая реклама (ATL). Это так, но не совсем: «Да, BTL дешевле, чем телевидение, радио и наружка, но если считать стоимость одного человекоконтакта, то получается дороже. Однако опять же — эффективнее. Но если мы ведем федеральную рекламную кампанию, где основной упор сделан именно на BTL, нам все равно не обойтись без рекламы на радио, ТВ…. Мы 3 месяца реализовывали федеральные акции "Дай пробке шанс" и "С миллионом не соскучишься" (торговые "Клинское" и "Толстяк, соответственно). Бюджет на 3 города составил почти полмиллиона рублей — расходы на промоперсонал, логистику и т.д. Всего же в проекте было охвачено свыше 55 городов России. Это огромная сумма! Но затраты окупились резким увеличением объема продаж, что собственно и являлось главной целью акции", — говорит Анна Морозова.
Компания "ТюменьФинанс" проводит для частных лиц семинары, посвященные вопросам инвестирования личного капитал. Организационно мероприятие достаточно сложное, но семинары очень эффективны по затратам и последующему привлечению клиентов. Организаторы каждый раз рассылают по ICQ людям, потенциально подходящим под аудиторию семинара, примерно 1 500 приглашений.
Пиво Corona Extra на Хэллоуин устроила в клубах и кафе Тюмени гастрольный тур потусторонних латиноамериканских персонажей, которые веселили посетителей заведений и дарили им маракасы, сахарные головы в форме черепов и оригинальные сувениры. Промоутеров воспринимали как часть праздничной программы, они даже попали в прессу. При этом организация акции обошлась меньше чем в $ 400.
Хотя нестандартный рекламный ход может вообще ничего не стоить — деревообрабатывающий комбинат "Красный Октябрь" предложил переименовать остановку "Дом мебели" на "Мебельвилль". Однако совет по топонимике рекомендовал главе города отклонить это предложение. Как сообщает пресс-служба главы города, чиновники сочли это нарушением закона — определенная торговая марка не может быть поставлена в преимущественное положение над остальными. Хотя есть и удачный пример истории с переименованием — радиостанция "Красная Армия" предложила официально назвать пешеходный мост через реку Туру Мостом влюбленных. После переименования, давшего брэнду хорошую цитируемость в СМИ, радио регулярно устраивает на Мосту праздничные акции, приуроченные ко Дню влюбленных.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"





Август 2025 - ИсследованияИюль 2025 - Исследования
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (265)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (727)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (730)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (951)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (1491)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (1645)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (1923)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2147)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2037)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (577)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2124)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2112)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (1887)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2079)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1601)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2077)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2048)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (500)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (806)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2473)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2359)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2738)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2711)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2592)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1828)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1804)
- Как научиться играть в покер (102)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2392)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2316)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2372)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2118)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2582)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4399)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2716)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2027)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (675)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1985)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (6989)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2007)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (180)
- Какую рекламу видит покупатель? (2602)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2353)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (202)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2401)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (258)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (225)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (230)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2690)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (243)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2897)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (221)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7058)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2674)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (286)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1337)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2198)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (222)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2165)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (238)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2145)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (230)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1954)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1786)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2283)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1761)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (272)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (273)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (270)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (275)
- Как россияне узнают о киноновинках? (2048)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (445)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2219)
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (9020)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (2128)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (315)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (2093)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (2030)
- Как влияет реклама банков на россиян? (2097)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2257)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5375)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2218)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2584)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2449)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2365)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2282)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (341)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2527)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2324)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (2032)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (696)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2157)
- Как устроен вебкам-бизнес (555)
- Серебристый олень в 7k казино (326)