Что происходит на рынке ТВ-рекламы?
Июль 2022

Количество использованных на ТВ рекламных минут в апреле—июне сократилось год к году на 33%, следует из исследования Havas Media. Сильнее всего показатель упал в мае — на 39%. В июне проседание было не таким глубоким и составило 29%.
Всего за июнь на ТВ было загружено 62% от разрешенного рекламного времени, в среднем, это 5,6 минут в час. В начале года показатель был значительно выше и составлял 83%, в мае он сократился до 52%.
По законодательству реклама может занимать до 20% вещания в час, то есть максимум 12 минут. При круглосуточном вещании телеканала общий объем коммерческих блоков должен занимать не больше 216 минут.
«В июне мы наблюдаем положительную динамику использования рекламного инвентаря на ТВ – в сравнении с маем 2022 года рост составил 10%. Этому способствовала активность рекламодателей из категории финансов, в частности банков. Вероятнее всего показатели третьего квартала не будут сильно отличаться от результатов второго», — говорит CEO Havas Village Андрей Чуваев.
В качестве положительного фактора для ТВ эксперты указали старт работы сети «Вкусно – и точка», наращивающей рекламные объемы. По оценкам Havas, дальнейшее развитие рынка будет во многом зависеть от скорости локализации ряда других зарубежных компаний.
Драйвером ТВ-рынка стал онлайн-ритейл
С апреля по июнь рейтинг топ 15 рекламодателей покинули категории: корм для животных, шоколад, молочные продукты, авто, кофе и какао. Эти сегменты традиционно сильно зависят от ряда крупных зарубежных рекламодателей, прекративших активность (Nestle, Ferrero, Pepsi, Mondel?z и др.), отмечают аналитики. Категория авто в том числе значительно сокращает объем медиаинвестиций – в основном ТВ-размещения продолжают китайские бренды.
Лидером среди категорий в апреле-июне 2022 года стал онлайн-ритейл. Это наиболее значимый по росту объема поддержки сегмент. Маркетплейсы по уровню медиаинвестиций приближаются к категории банковских продуктов, подчеркивается в исследовании. Обе категории сегодня превосходят традиционно лидирующую категорию фармы. Эксперты объяснили тренд ростом активности категорий интернета и финансов, а также приостановкой ТВ-размещения крупнейших фармацевтических корпораций (Bayer, Sanofi, GSK Consumer Healthcare, Berlin-Chemie и др).
Российские игроки выходят на ТВ
Одним из самых значимых событий июня эксперты назвали выход на ТВ рекламы «Вкусно – и точка» (бывшей сети «Макдональдс» с новым названием). Ролик длился сорок пять секунд, что выше среднего показателя в пятнадцать секунд. Помимо этого, в июне вышли в эфир рекламодатели «Балтика» и «Очаково». На фоне ухода ряда зарубежных брендов напитков в будущем можно ожидать рост рекламной активности со стороны производителя напитков «Черноголовка», полагают в Havas, — по данным ТАСС, компания ведет переговоры о поставках в сеть «Вкусно – и точка».
Новыми ТВ-рекламодателями среди российских игроков стали представители категории туризма. Например, в конце мая на ТВ впервые вышел Aviasales.
Также на телевидение вышли российские сервисы бронирования жилья Tvil и Sutochno.ru, стремящиеся занять место ушедшего монополиста рынка Booking.com. Помимо этого, аналитики отметили появление категории парфюмерии в не самый традиционный летний период (Antonio Maretti с L’Etoile), выход бренда «Самокат» на национальное ТВ и начало кампании «Останкино» на национальном и региональном телевидении.
В июне банки наращивали ТВ-объемы
Категория «финансы» в июне выросла по объему ТВ-размещений как по отношению к маю 2022 года, так и относительно июня прошлого года. Рост может быть связан с перерывом в мае, а также новостями о снижении ключевой ставки Банка России и укреплении рубля, полагают эксперты.
В качестве основного направления креативов банки выбирали в июне как имиджевые, так и продуктовые ТВ-кампании. Так, «Почта Банк» в своем ролике акцентирует внимание на доверии, национальной айдентике и в качестве основного коммуникационного сообщения выбирает: «Самый большой банк – это тот, который есть даже в самом маленьком уголке России».
Одновременно «Сбер» поддерживает на ТВ актуальные технологичные продукты. В новой рекламе для поддержки SberPay демонстрируется, как можно оплачивать покупки с помощью сканирования QR-кода.
Как меняется телесмотрение
По оценке Havas Media (на основе данных Mediascope, TV Index) динамика телесмотрения снизилась на 1% в июне по сравнению с тем же периодом 2021 года - его можно назвать относительно стабильным. В то же время в мае и апреле рост телесмотрения среди возрастной категории 35–55 лет снизился. Однако среди категории старше 55 лет продолжается рост показателя. Интерес к ТВ среди молодежи (возраст 18–35 лет) также снижается.
Россияне устали от новостей
В июне рейтинг новостных программ на разных телеканалах практически вернулся к уровню начала года. В конце февраля наблюдался рост рейтингов новостей и новостных каналов («Россия-1», «Россия-24», Первый). Наряду с этим интерес к просмотру развлекательных каналов падал, несмотря на традиционную вовлеченность аудитории по отношению к данному контенту. Сегодня изменение динамики просмотра новостей может указывать на усталость аудитории от политического контента или переход на другие каналы для чтения альтернативной повестки новостей.
Снижение доли развлекательных программ
Сегодня в вещании основных федеральных каналов нет крупных проектов (например, уровня Евро) — это негативно влияет на рейтинги, подчеркивают эксперты. В июне наблюдается значительное сокращение доли телесмотрения у Первого канала в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Эта тенденция может объясняться минимальной долей развлекательного контента на канале в пользу новостей, а также высокой базой июня 2021 года. В то же время рейтинги телесмотрения СТС и ряда других крупных развлекательных каналов не показывают динамику роста в сравнении с 2021 годом. По оценкам Havas Media, это связано со снижением количества развлекательных программ и сезонностью – новые крупные проекты, как правило, стартуют с осени.
ТВ-рынок в ближайшем будущем
По оценкам Havas Media, локальные бренды только продолжат расширять свое присутствие на ТВ-рынке. В том числе размещаться начнут те, кто ранее этого не делал, а также компании, которые успешно локализовались. Кроме этого, в ближайшее время вероятнее всего будут наращивать ТВ-объемы китайские (в частности, авто) и, турецкие производители. Выход этих рекламодателей на ТВ приведет к росту конкурентной напряженности. В таком контексте брендам, ранее соблюдавшим телевизионную тишину, важно быть открытыми к другим вариантам выхода на ТВ и рассматривать альтернативные возможности для поддержки на каналах.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Ноябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (126)
- Как привлечь внимание поколения Z? (131)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (213)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (324)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (3214)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1069)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1227)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (49)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1542)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1262)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1159)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (260)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (197)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3833)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1404)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1310)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (289)
- Что такое липучесть бренда? (1459)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1458)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (490)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1374)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (421)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1653)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1904)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1515)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (460)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1890)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1899)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1564)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1610)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1438)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (29)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2462)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1156)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1986)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (860)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2116)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2035)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (914)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2051)
- Как питаются российские школьники? (1819)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1835)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (103)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (81)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1982)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2151)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2128)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1005)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (239)
- Где узнать стоимость Toncoin? (339)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2189)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2692)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2737)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (221)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (614)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2907)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (3012)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2945)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1500)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2941)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3006)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2794)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (257)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2954)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2543)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2901)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2930)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1360)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (548)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1705)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (807)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3252)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3122)
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3914)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3556)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3417)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2636)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2611)
- Как научиться играть в покер (1344)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3181)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3056)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3299)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2890)


