Какие перспективы в 2022 у интернет-рекламы?
Апрель 2022

Совокупные бюджеты на интернет-рекламу в 2021 году, по оценке исследовательской компании Digital Budget, составили 161,73 млрд рублей. В расчетах учитывались расходы на десктопную и мобильную баннерную и видео-рекламу, рекламу в соцсетях, программатические закупки и контекстные кампании.
По оценке AdIndex ушедшие из России компании не имели значительного влияния на объем рекламных бюджетов в digital.
Минимально возможные потери рассчитывались исходя из бюджетов компаний, на момент анализа официально объявивших об уходе с рынка. Минимальные возможные потери составят 20,4 млрд рублей. Относительная доля этих бюджетов - 12,61%.
Максимально возможные потери (при пессимистичном сценарии) оценивались исходя из рекламных бюджетов фирм, которые предположительно могут уйти с российского рынка, но пока не заявили об этом. Это компании стран, входящих в НАТО и Евросоюз, а также Прибалтики и других регионов, активно выступающих против спецоперации. В случае прекращения их деятельности рынок наружной рекламы в сократится на 36,0 млрд рублей. Доля на рынке наружной рекламы бюджетов всех компаний-резидентов стран, выступивших против России в конфликте - 22,26%.
В разных категориях маркетинга компании иностранного происхождения имеют разные веса.
При минимальных возможных потерях наибольшее влияние на уменьшение объема рынка окажут компании из сегментов «Одежда и обувь» (доля 1,42%). Здесь наибольший вес у компаний Asos (21,4%), H&M (19,6%) и Re:trading (19,2%).
Второе место по значимости (по 1,38%) разделили «Компьютерная техника и ПО», где основная доля в категории приходится на Apple (50,1%), Microsoft (23,9%) и Adobe (16,7%), и FMCG, где лидируют Nestle с долей 41,2%, Mars-Russia (32,65) и Unilever (8,2%).
Замыкает тройку лидеров категория «Транспорт и сопутствующие товары» (1,36%). Здесь основной отток бюджетов произойдет за счет Volkswagen (доля 23,30%), Nissan (23,29%) и General Motors Corp (18,2%).
При максимально возможных потерях картина будет выглядеть иначе. И хотя на первом месте останется категория «Одежда и обувь» (2,6%), на второе выйдут автопроизводители (2,3%). На третье1 позиции окажутся «Лекарства и БАДы» с долей 1,8%, распределенной по трем операторам рынка: Sanofi Aventis (доля 43,5%), GSK Consumer Healthcare (41,4%) и Abbot Laboratories (15,1%).
Каждая из категорий рекламодателей не оказывает сколько-то значительного влияния на объем рынка цифровой рекламы. При минимально возможных потерях самыми серьезными оказываются доли, не превышающие 2%. При максимально возможных потерях цифры тоже невелики, и не достигают 3%.
Виктория Довгопол, коммерческий директор AMDG (Artox Media Digital Group):
1) Уход с рынка западных брендов наиболее весомо сказался на положении сетевых агентств. Именно они вели основные рекламные бюджеты данных заказчиков во всех каналах, включая digital-рекламу. Мы видим отрицательную динамику - некоторые представители сегмента сетевых агентств прекращают или временно приостанавливают работу на территории РФ. Например, Британский холдинг WPP, управляющий сразу несколькими сетями по производству и закупкам рекламы (MindShare, Mediacom, Wavemaker и др.). Вероятнее всего, динамика сохранится, и мы увидим еще ряд приостановок, особенно если в ближайшее время геополитическая ситуация кардинально не улучшится.
2) Для performance-агентств ситуация тоже непростая, поскольку локальные бренды, как и весь рынок в принципе, находятся в состоянии сильнейшей турбулентности и неопределенности. Это приводит к паузам в размещениях.
3) Текущая ситуация, которую можно смело назвать «идеальный шторм», приводит к усилению конкуренции, демпингу по условиям сотрудничества и сказывается на прибыльности рекламных агентств. В результате, на рынке будет наблюдаться уход основной массы небольших рекламных агентств и укрупнение значимых игроков. Сам рынок станет меньше, но эффективнее в своих результатах.
4) Мы верим, что для крупных performance-агентств ситуация будет планомерно стабилизироваться. Будут востребованы нестандартные способы коммуникации: возрастет спрос на видео, на Rich Media. Поисковый спрос не сможет быть в моменте удовлетворен одним Яндексом - все ищут альтернативы для усреднения цен закупки и сохранения рентабельности. Различные технологические стартапы и небольшие платформы сейчас смогут чувствовать себя увереннее и предлагать больше интересных, прорывных продуктов.
Сергей Макаркин, клиентский директор Nectarin:
1) Рекламный рынок продолжит развиваться, но более персонально, с учетом бизнес задач клиента. Останутся крупные игроки на рынке, мелкие уйдут. Произойдут оптимизации и укрупнения работ на единицу штата.
2) Очень активно начнут развиваться технологические решения у тех сервисов, платформ и поставщиков которые остались на рынке РФ.
3) Временно цены поставщиков будут проседать, так как все пострадали из-за ухода клиентов, остановки бюджетов, и надо как-то удерживать клиентов.
4) Будет активно происходить развитие кампаний, которые были позади тех, кто ушел, будет активнее развиваться инмпортозамещение не только инвентаря, но и клиентов. Китай станет активно продвигаться на нашем рынке со своими продуктами.
5) Все рекламные агентства начнут демпинговать свои предложения, чтобы завоевать тех клиентов, которые остались, и делать новые персональные стратегии завоевания, которые решают бизнес-задачи этих клиентов».
Марина Мишункина, первый заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты»: "Безусловно, уход с рынка целого ряда западных компаний оказывает влияние и на наши бюджеты в части диджитал. В то же время, доля этих кампаний у нас традиционно не высока – на уровне 10%-12%. А с учетом нашей активной работы с российскими брендами и компаниями можно говорить о том, что такая ситуация не является для нас катастрофичной. В то же время есть определенные опасения относительно будущего маркетинговой стратегии и рекламных бюджетов российских компаний, как попавших под санкции, так и испытывающих на себе негативные последствия происходящего в мировой экономике в целом. Это также касается и тех зарубежных компаний, которые пока остаются в России и являются нашими рекламодателями. Со своей стороны мы стараемся оперативно реагировать на происходящие события и предлагаем клиентам соответствующие решения и проекты. Например, запустили два спецпроекта: «Время созидать» и «Импортозамещение в России»".
Роман Погорелов, директор по продажам АиФ.ру: "Сейчас наметился тренд частичной замены крупных маркетинговых кампаний на PR-сопровождение и освещение новостной повестки. Существенно изменился коридор планирования – он стал гораздо короче. Первый квартал мы удержали в плановых показателях. Но будучи компанией, причисленной западными платформами к государственным СМИ, мы уже ощущаем на себе недружественные методы воздействия, которые, в том числе, негативного сказываются и на наших аудиторных показателях. Надеемся, что принятие государством соответствующих решений в рамках поддержки СМИ помогут нам минимизировать это негативное воздействие и пройти этот непростой этап с минимальными потерями".
Справка
Потери определяются составителями как возможные, поскольку в рейтинг включались годовые бюджеты, тогда как рекламная активность начала пересматриваться в марте и может меняться в любую сторону в зависимости от политической повестки.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Ноябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (260)
- Как привлечь внимание поколения Z? (268)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (354)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (460)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (3666)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1089)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1244)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (73)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1559)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1278)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1181)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (277)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (214)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3855)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1420)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1325)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (316)
- Что такое липучесть бренда? (1473)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1475)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (497)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1384)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (428)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1661)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1910)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1522)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (471)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1896)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1907)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1573)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1619)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1447)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (33)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2468)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1168)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1999)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (871)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2121)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2039)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (922)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2057)
- Как питаются российские школьники? (1823)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1841)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (106)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (86)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1988)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2152)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2133)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1010)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (244)
- Где узнать стоимость Toncoin? (343)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2192)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2695)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2741)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (226)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (618)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2909)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (3017)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2950)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1501)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2943)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3010)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2799)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (263)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2960)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2546)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2907)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2934)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1362)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (555)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1714)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (813)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3257)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3127)
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3977)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3560)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3425)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2644)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2615)
- Как научиться играть в покер (1348)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3188)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (3064)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3307)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2897)


