Новости Рынков
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Вино или винный напиток? Новые правила - новые проверки

Июль 2020

Новости Рынков - Вино или винный напиток? Новые правила - новые проверки

26 июня в России вступил в силу федеральный закон о виноградарстве и виноделии, ставший для отрасли базовым и установивший ряд требований к производству, продаже и маркировке винодельческой продукции. Винные напитки теперь должны выставляться в магазинах на отдельных полках и сопровождаться надписью: «Продукция не является вином». Такое же обозначение производители обязаны размещать и на этикетках винных напитков.

«После внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы по всей цепочке — от производства продукции до ее продажи конечному потребителю — доля нелегального алкоголя в лицензированной рознице стремится к нулю», — сообщает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

В винном напитке, согласно пункту 3.1 действующего национального стандарта, должно быть не меньше половины объема виноматериалов. До половины объема производитель может налить воды, добавить ректификованного этилового спирта, красителей и ароматизаторов, а также сделать эту смесь игристой за счет искусственно добавленной двуокиси углерода.

От «шампанского» и от игристого вина, которые по ГОСТу производятся только из 100% виноградного сырья, этот продукт серьезно отличается. Если посмотреть на контр-этикетку: «столовое белое вино, сахар, лимонная кислота, ароматизаторы натуральные (манго, папайя, яблоко), двуокись углерода». И в качестве «бонуса» — консервант сорбат калия. Он применяется во многих пищевых продуктах, но его использование в сочетании с алкоголем во многих странах жестко регламентировано. Разливается винный напиток в бутылку, формой очень напоминающую бутылку из-под шампанского. Пробка, проволочная уздечка-мюзле (бесполезная для этого малогазированного продукта), колпачок из красивой фольги — все имитирует настоящее вино. Догоняет ли винный напиток вино и по качеству — разбирались эксперты Роскачества.

Роскачество исследовало продукцию 20 торговых марок винных напитков: 18 из России, одну из Испании и одну Литвы — по более чем 40 показателям. Эксперты установили, что большинство винных напитков изготавливалось из виноградного сырья. Исключение составила продукция четырёх торговых марок, произведенная на основе фруктов.

Соответствие требованиям одного из действующих в настоящий момент национальных стандартов (ГОСТа 31729–2012 «Напитки винные» или ГОСТа Р 58013–2017 «Напитки винные фруктовые») было заявлено на этикетках только у четырех товаров. Все остальные напитки продавались без такого обозначения, что противоречит положениям Федерального закона 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»). Согласно данному закону, любая алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории России, должна сопровождаться информацией о государственных стандартах, требованиям которых она соответствует.

Несоответствия обязательным требованиям действующего законодательства были выявлены в продукции семи торговых марок. Все нарушения касались маркировки. В продукте ТМ «Крымский» эксперты обнаружили не указанный в маркировке ароматизатор 1,2-пропиленгликоль.

Не заявленные на этикетке консерванты обнаружены в двух напитках — Bolle и «Крымский». Речь идёт о сорбиновой кислоте, препятствующей росту дрожжевых грибов.

В винных напитках двух торговых марок выявленные в ходе испытаний значения объёмной доли этилового спирта не совпадали с теми, которые были указаны в маркировке. Так, по итогам исследования, в продукции Belbosco этот показатель составил 6% (в маркировке значилось 10%), а в Santo Stefano Rose — 10% (в маркировке значилось 8%).

Продукция трех торговых марок — Santo Stefano Bianco, Santo Stefano Rose и Santo Stefano Rosso, исходя из выявленных значений массовой концентрации сахаров, не соответствовала наименованию «напиток полусладкий». При максимальной норме 60 г/дм3, массовая концентрация сахаров в этих напитках составляла 81 г/дм3, 85 г/дм3 и 87 г/дм3, что соответствует «напиткам сладким».

В одном из напитков — в продукте Ruby Granum Blue — был обнаружен синтетический краситель — синий блестящий — Е 133, однако его концентрация не превышала установленные законом нормы и составляла 29 мг/кг (при норме не более 200 мг/кг).

По итогам испытаний все напитки оказались безопасными: потенциально-вредных веществ не обнаружено ни в одном проверенном винном напитке.

Один из важнейших показателей, который оценивался у винных напитков — это изотопный состав входящих в него химических элементов. Однако определить его можно только у продукции, произведённой из виноградного сырья. Фруктовые винные напитки за неимением библиотеки изотопов в данном тесте не участвовали.

Как показали результаты испытаний, в продукции 10 торговых марок из 16 значения изотопов кислорода и водорода были нехарактерны для виноградных спиртов. Данные отклонения, хоть и не являются нарушением, но свидетельствуют о том, что при изготовлении этих напитков, вероятнее всего, использовались фруктовые спирты. Речь идёт о продукции «Каждый День», Bolle, Aviva Rose, Lavetti Classico, Vermouth Bianco (Monograme), Villa Blanca (Moscato), Ruby Granum Blue, Lavetti Rose, Lavetti Crema di Vanilla и Vanilla Sky (Burbuleta).

Что касается винных напитков тех четырех торговых марок, определить изотопный состав которых не представлялось возможным, то они были исследованы на массовую концентрацию органических кислот (щавелевой, винной, молочной, яблочной, лимонной и янтарной). Отклонение по этому параметру свидетельствует о наличии в продукте вкусовых добавок, как в случае с Santo Stefano Bianco, массовая концентрация органических кислот в котором оказалась нехарактерной для фруктового вина, превысив установленное ГОСТом (33410–2015) значение в 0,1 г/дм3. В продукции «Каждый день» о наличии добавок сказало несвойственное винным напиткам содержание глицерина.

Как показали результаты лабораторных испытаний, нельзя сделать однозначного вывода о качестве продукции, представленной в сегменте винных напитков. С одной стороны, на российском рынке действительно есть товары, произведённые с нарушением обязательных требований — информация о таких компаниях вместе с результатами проведённого исследования была направлена в Росалкогольрегулирования.

Кроме того, необходимо отметить, что ЗАО «НПО Агросервис», выпускавший винные напитки под тремя торговыми марками — Santo Stefano Rose, Santo Stefano Rosso и Santo Stefano Bianco — узнав о результатах испытаний, прекратил их производство.

У винных напитков в виду их яркого и сладкого вкуса большое количество поклонников. Более трети российских семей регулярно приобретает винные напитки. К тому же, за последний год их стали покупать на 9,1% чаще. Это вызвано низкой стоимостью винных напитков по сравнению с вином.

«Потребитель часто не видит разницы между вином и „напитком“. Однако винный напиток содержит лишь виноматериалы, и не может составить достойную конкуренцию качественному вину. Конечно, каждый покупатель имеет право выбирать себе продукт по вкусу и цене», — подчеркнул Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества.

2069
Читайте в рубрике "Новости Рынков"
Март 2024 - Новости РынковФевраль 2024 - Новости РынковЯнварь 2024 - Новости РынковДекабрь 2023 - Новости РынковНоябрь 2023 - Новости РынковОктябрь 2023 - Новости Рынков
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
1.68