Исследования
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Шоколадный рынок ждет стагнация

Июль 2006

Исследования - Шоколадный рынок ждет стагнация

Рынок шоколадных изделий близок к насыщению. Если в 2004 году он увеличился на 13,4%, то в 2005-м – только на 8% и составил 622 тыс. тонн. Эксперты, принявшие участие в программе "В фокусе" телеканала РБК, не исключают, что через несколько лет отечественный рынок начнет стагнировать. Похожая ситуация складывается и на европейском рынке, где прирост, по словам эксперта РБК Надежды Геращенко, составляет всего один процент.

На фоне этого значительный рост потребления шоколада наблюдается в Китае, Индии, Индонезии. Согласно данным производителей шоколада, наиболее активный рост потребления шоколада - на 25% в год – зафиксирован в Китае. Причем китайским потребителям нужен все более качественный шоколад. Пока что средний китаец потребляет около килограмма шоколада в год. Это значительно ниже, чем в Европе: швейцарец съедает в год почти 12 кг, немец - более 10 кг, россиянин - 4 кг. Так что потенциал роста у азиатского рынка шоколада огромный. Мировые производители шоколада прогнозируют, что рост потребления продукта в Азии может привести к его дефициту. Пока же какао-сырья вполне хватает, чтобы удовлетворить мировой спрос.

По словам специалистов, рынок какао-бобов очень концентрирован — 70% мирового урожая приходится всего на четыре страны-производителя: Кот-д'Ивуар, Гану, Индонезию и Нигерию. Ситуация на этом рынке, объем которого составляет 3 млн тонн в год, напрямую зависит сейчас от политической обстановки на западе Африки. Основные поставки какао-бобов в Россию идут из Кот-д'Ивуара, где периодически то затухает, то вновь вспыхивает гражданская война. В конце 2004 г. гражданская война в Кот-д'Ивуар даже стала причиной дефицита какао-бобов на международном рынке. С начала ноября 2004 года стоимость какао-бобов выросла более чем на 20% и составила 1800 долл. за тонну. Это было самое стремительное подорожание шоколадного сырья за последние пять лет. Сегодня в Кот-д'Ивуар выращивают 40% всех какао-бобов, или 1,4 млн тонн. Между тем нарастить производство какао-деревьев непросто. Какао-деревья произрастают на довольно узкой полоске земли вдоль экватора и приносят первый урожай только на пятый год.

Как отмечают эксперты, спрос на какао-бобы может подстегнуть не только политическая обстановка в странах Западной Африки. Сегодняшние тенденции таковы, что потребители в последнее время стали отдавать предпочтение качественному шоколаду без добавок. Потребление молочного шоколада (с низким содержанием какао и высоким — сахара) стало снижаться, а спрос на темный шоколад (с содержанием какао более 75%) расти. Например, доля темного шоколада в целом по ЕС за последние пять лет выросла с 8 до 14%.

Интерес европейцев к горькому шоколаду не случаен: какао-бобы содержат полифенолы - органические соединения растительного происхождения, которые являются сильными антиоксидантами, обладают противовоспалительными и антибактериальными свойствами. В России тоже растет интерес к шоколаду с высоким содержанием какао. Чаще всего такая продукция представлена шоколадными плитками. На этот сегмент рынка приходится более четверти рынка. А самым емким пока является сегмент развесных шоколадных конфет - на его долю в натуральном выражении приходится немногим менее половины общих продаж шоколадной продукции.

Лидерство развесных конфет во многом объясняется их низкой стоимостью: средние розничные цены на эту продукцию как минимум вдвое ниже цен на другие виды шоколадных изделий. Таким образом, развесные конфеты доступны широким слоям населения. Зато удельный вес шоколадных конфет в коробках остается достаточно небольшим – около 13% в натуральном выражении, однако из-за высоких цен на эту продукцию в стоимостной структуре продаж доля этого сегмента почти вдвое больше - порядка 24%. Что касается предпочтений потребителей по видам шоколадных конфет в коробках, то самыми популярными остаются конфеты "Ассорти". При этом их доля продолжает расти.

Сегмент шоколадных батончиков остается самым маленьким на рынке шоколадных изделий, однако стабильно сохраняет свою долю в общем объеме продаж на протяжении долгого периода. Спрос на батончики ограничен рамками потребительской аудитории, которую в основном составляет молодежь и подростки. Львиная доля сегмента принадлежит международным игрокам - компаниям Mars, Nestle и Cadbury, на продукцию которых приходятся порядка 90% продаж.

Сегодня в России шоколадную продукцию производят около 160 фабрик. При этом половину рынка контролируют пять крупнейших компаний: Nestle, Mars, Kraft Foods, "Слад&Kо", и "Объединенные кондитеры". Обсуждая развитие шоколадного производства в РФ, Надежда Геращенко отмечает, что Россия может оказаться в более выгодном положении по сравнению с другими странами мира, поскольку некоторые африканские страны готовы в счет их задолженности перед бывшим СССР и нынешней Россией не только поставлять какао-бобы и полуфабрикаты, но и предоставить российскому бизнесу многие какао-плантации.

Но даже если цена на какао-бобы резко подскочит, то подорожает не вся шоколадная продукция. Все будет зависеть от того, каково содержание какао в шоколаде. Если оно десять процентов, а цена на какао вырастет на двадцать процентов, то в итоге цена продукта увеличится всего на два процента. Кроме того, некоторые компании планируют заменить какао-масло кондитерскими жирами: пальмовым и кокосовым маслом.

12489
Читайте в рубрике "Исследования"
Март 2024 - ИсследованияФевраль 2024 - ИсследованияЯнварь 2024 - ИсследованияДекабрь 2023 - ИсследованияНоябрь 2023 - ИсследованияОктябрь 2023 - Исследования
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
9.00