Комитет по BTL АКАР подвел итоги 9 месяцев
Ноябрь 2009

Комитет маркетинговых услуг АКАР совместно с РАМУ подвел итоги 9-и месяцев 2009 года. По данным экспертов, падение рынка в целом составило 30% по сравнению с прошлым годом. Из всех сегментов индустрии маркетинговых услуг больше всего пострадал event-маркетинг, чьи бюджеты сократились до 70% (однако, некоторые игроки отметили любопытный факт — сегмент event-ов остался у них на уровне 2008 г.). Также, сократились затраты на POSM и ДМ-мероприятия – не более, чем на 30%−40%.
Наиболее востребованными и стабильными остаются сегменты sales-промоушн, trade-промоушн, интернет-маркетинг, чьи объемы остались на прежнем уровне или даже выросли.
Период с конца 2008 – начала 2009 года прошел для рынка под знаком неизвестности, никто не мог предсказать глубину падения экономики, поэтому все игроки и рекламодатели сокращали бюджеты, оптимизировали расходы, сокращали персонал и т.п. «По итогам двух кварталов уже было очевидно, что BTL сектор пострадал меньше наружной рекламы, радио и прессы. Несмотря на текущие пессимистичные прогнозы, клиенты начали планирование следующего года, в связи с чем, значительно увеличилось количество глобальных тендеров на комплексные и разовые программы. Те крупные производители, которые не сокращали свои бюджеты — увеличили свою долю по сравнению с конкурентами», — говорит Ирина Васенина, сопредседатель Комитета BTL АКАР.
Наиболее активными рекламодателями на сегодняшний день являются: производители алкоголя (включая пиво), сигарет, продуктов питания, средств гигиены и др.
По мнению большинства экспертов, кризис положительно сказался на BTL индустрии: рынок стал более прозрачным, структурным, ушли агентства-однодневки, а также — произошло укрупнение агентского бизнеса (больше M&A сделок).
Эксперты дают сдержанные прогнозы на следующий год. Многие отметили, что индустрии придется сложно в 2010 году. Те, кто сможет выстоять — станут действительно федеральными агентствами, более того – привлекательными для крупных сетей.
Вадим Куликов, сопредседатель комитета по BTL АКАР: «Следует также ожидать ужесточение финансовых взаимоотношений с клиентами - продление процедуры пост-оплат и поиск источников кредитования проектов. Это приведет к процессу слияния локальных агентств — с более крупными холдингами и выделению наиболее крупных сетей, контролирующих основные бюджеты рекламодателей». Среди рекламодателей стал распространен переход к краткосрочному планированию рекламных бюджетов.
Тренды 2009−2010
Экономический кризис позволил клиентам и агентствам по-новому взглянуть на бизнес и на дальнейшее развитие своих компаний. Стало очевидно, что этап завоевания потребителя уже пройден — настало время его удержания. Именно поэтому, все эксперты отметили важнейший тренд рекламной индустрии – формирование и усиление лояльности потребителей. При этом агентства становятся в большей степени ремесленниками и исполнителями стратегических задач клиента.
BTL-отрасль – наиболее инновационная, особенно в новых экономических условиях. Именно поэтому, интернет или – digital — становится неотъемлемой частью рынка маркетинговых услуг. Практически каждый 2−й бриф включает в себя использование онлайн-инструментов. Наибольшим спросом пользуются: разработка промо-сайта, игр, акций с использованием мобильных телефонов (пополнение счета) и др. Традиционные BTL-направления: promotion, DM/CRM и другие виды прямого контакта с потребителем, интегрируясь в цифровую сферу, становятся e-promotion, e-CRM и т.п.
Важнейшим вопросом, способным повлиять практически на все сегменты рекламного рынка, где происходит прямой контакт с потребителем, является вопрос принятия Закона о персональных данных. Как отметил президент РАМУ Михаил Симонов: «Существующее сегодня в России отношение к персональным данным недопустимо для цивилизованного общества. Однако, запуск закона, без предварительной подготовки, может привести к плачевным результатам для многих участников российского бизнеса. Сейчас при Роскомнадзоре сформирован Консультативный совет, который должен содействовать гармонизации и устранению противоречий в законодательстве. Надеюсь, что этот консультативный орган, в который вошли представители различных сфер бизнеса и общественных объединений, позволит наладить конструктивный диалог, а также будет способствовать развитию эффективной системы защиты информации о гражданах и соблюдению интересов операторов персональных данных».
Комментарии некоторых экспертов:
Ольг Барская, вице-президент Группы Progression: «Если бы не кризис, BTL, возможно, еще долго оставался бы в аутсайдерах рекламного рынка. Сейчас наша индустрия – крупный сегмент рынка, чьи инструменты помогают клиентам не только продавать их продукцию, но и, благодаря прямому контакту с людьми — выстраивать лояльность к брендам».
Игорь Куценко, президент Группы Orange: «Появился излишний оптимизм, никто не верит во вторую волну кризиса. Верить, не значит быть уверенным, но готовым нужно быть. Особенно печально, что оптимизм появился у сотрудников, причем излишний».
Сергей Кочуров, управляющий партнер Unionlinx: «Мы планируем диверсифицировать предоставляемые клиентам услуги, уделим больше внимания небольшим и средним клиентам и будем готовы к работе с небольшими бюджетами».
Наталья Карасева, Управляющий директор агентства маркетинговых коммуникаций Ark Connect: «В кризис выжили крупные агентства, имеющие хорошие обороты и возможность кредитовать клиентов. И эта тенденция, к сожалению, будет продолжаться, несмотря на то, что ни одному агентству она не приносит ничего, кроме убытков. Здесь можно увидеть только один положительный для нас момент — клиенты стали больше доверять сильным игрокам и работать с крупными партнерами, несмотря на то, что большинство из таких агентств не готово на откровенный демпинг или существенное снижение расценок на услуги».
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"










Сентябрь 2025 - ИсследованияАвгуст 2025 - Исследования
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (287)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (565)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (535)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1103)
- Как питаются российские школьники? (1001)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1045)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1182)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1368)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1391)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (241)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (1462)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (1975)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (1974)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2201)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2417)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2308)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (844)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2358)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2351)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2123)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2347)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1856)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2337)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2300)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (743)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1092)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (81)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2720)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2579)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2966)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2955)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2831)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2043)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2011)
- Как научиться играть в покер (431)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2610)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2528)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2594)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2316)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2796)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4616)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2931)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2247)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (884)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2160)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (7341)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2172)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (369)
- Какую рекламу видит покупатель? (2792)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2546)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (408)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2573)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (451)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (408)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (432)
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2863)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (440)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (3075)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (410)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7269)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2851)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (480)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1566)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2374)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (412)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2340)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (422)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2312)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (431)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (2121)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1967)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2458)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1951)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (466)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (460)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (443)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (453)
- Как россияне узнают о киноновинках? (2233)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (637)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2399)