Комитет по BTL АКАР подвел итоги 9 месяцев
Ноябрь 2009

Комитет маркетинговых услуг АКАР совместно с РАМУ подвел итоги 9-и месяцев 2009 года. По данным экспертов, падение рынка в целом составило 30% по сравнению с прошлым годом. Из всех сегментов индустрии маркетинговых услуг больше всего пострадал event-маркетинг, чьи бюджеты сократились до 70% (однако, некоторые игроки отметили любопытный факт — сегмент event-ов остался у них на уровне 2008 г.). Также, сократились затраты на POSM и ДМ-мероприятия – не более, чем на 30%−40%.
Наиболее востребованными и стабильными остаются сегменты sales-промоушн, trade-промоушн, интернет-маркетинг, чьи объемы остались на прежнем уровне или даже выросли.
Период с конца 2008 – начала 2009 года прошел для рынка под знаком неизвестности, никто не мог предсказать глубину падения экономики, поэтому все игроки и рекламодатели сокращали бюджеты, оптимизировали расходы, сокращали персонал и т.п. «По итогам двух кварталов уже было очевидно, что BTL сектор пострадал меньше наружной рекламы, радио и прессы. Несмотря на текущие пессимистичные прогнозы, клиенты начали планирование следующего года, в связи с чем, значительно увеличилось количество глобальных тендеров на комплексные и разовые программы. Те крупные производители, которые не сокращали свои бюджеты — увеличили свою долю по сравнению с конкурентами», — говорит Ирина Васенина, сопредседатель Комитета BTL АКАР.
Наиболее активными рекламодателями на сегодняшний день являются: производители алкоголя (включая пиво), сигарет, продуктов питания, средств гигиены и др.
По мнению большинства экспертов, кризис положительно сказался на BTL индустрии: рынок стал более прозрачным, структурным, ушли агентства-однодневки, а также — произошло укрупнение агентского бизнеса (больше M&A сделок).
Эксперты дают сдержанные прогнозы на следующий год. Многие отметили, что индустрии придется сложно в 2010 году. Те, кто сможет выстоять — станут действительно федеральными агентствами, более того – привлекательными для крупных сетей.
Вадим Куликов, сопредседатель комитета по BTL АКАР: «Следует также ожидать ужесточение финансовых взаимоотношений с клиентами - продление процедуры пост-оплат и поиск источников кредитования проектов. Это приведет к процессу слияния локальных агентств — с более крупными холдингами и выделению наиболее крупных сетей, контролирующих основные бюджеты рекламодателей». Среди рекламодателей стал распространен переход к краткосрочному планированию рекламных бюджетов.
Тренды 2009−2010
Экономический кризис позволил клиентам и агентствам по-новому взглянуть на бизнес и на дальнейшее развитие своих компаний. Стало очевидно, что этап завоевания потребителя уже пройден — настало время его удержания. Именно поэтому, все эксперты отметили важнейший тренд рекламной индустрии – формирование и усиление лояльности потребителей. При этом агентства становятся в большей степени ремесленниками и исполнителями стратегических задач клиента.
BTL-отрасль – наиболее инновационная, особенно в новых экономических условиях. Именно поэтому, интернет или – digital — становится неотъемлемой частью рынка маркетинговых услуг. Практически каждый 2−й бриф включает в себя использование онлайн-инструментов. Наибольшим спросом пользуются: разработка промо-сайта, игр, акций с использованием мобильных телефонов (пополнение счета) и др. Традиционные BTL-направления: promotion, DM/CRM и другие виды прямого контакта с потребителем, интегрируясь в цифровую сферу, становятся e-promotion, e-CRM и т.п.
Важнейшим вопросом, способным повлиять практически на все сегменты рекламного рынка, где происходит прямой контакт с потребителем, является вопрос принятия Закона о персональных данных. Как отметил президент РАМУ Михаил Симонов: «Существующее сегодня в России отношение к персональным данным недопустимо для цивилизованного общества. Однако, запуск закона, без предварительной подготовки, может привести к плачевным результатам для многих участников российского бизнеса. Сейчас при Роскомнадзоре сформирован Консультативный совет, который должен содействовать гармонизации и устранению противоречий в законодательстве. Надеюсь, что этот консультативный орган, в который вошли представители различных сфер бизнеса и общественных объединений, позволит наладить конструктивный диалог, а также будет способствовать развитию эффективной системы защиты информации о гражданах и соблюдению интересов операторов персональных данных».
Комментарии некоторых экспертов:
Ольг Барская, вице-президент Группы Progression: «Если бы не кризис, BTL, возможно, еще долго оставался бы в аутсайдерах рекламного рынка. Сейчас наша индустрия – крупный сегмент рынка, чьи инструменты помогают клиентам не только продавать их продукцию, но и, благодаря прямому контакту с людьми — выстраивать лояльность к брендам».
Игорь Куценко, президент Группы Orange: «Появился излишний оптимизм, никто не верит во вторую волну кризиса. Верить, не значит быть уверенным, но готовым нужно быть. Особенно печально, что оптимизм появился у сотрудников, причем излишний».
Сергей Кочуров, управляющий партнер Unionlinx: «Мы планируем диверсифицировать предоставляемые клиентам услуги, уделим больше внимания небольшим и средним клиентам и будем готовы к работе с небольшими бюджетами».
Наталья Карасева, Управляющий директор агентства маркетинговых коммуникаций Ark Connect: «В кризис выжили крупные агентства, имеющие хорошие обороты и возможность кредитовать клиентов. И эта тенденция, к сожалению, будет продолжаться, несмотря на то, что ни одному агентству она не приносит ничего, кроме убытков. Здесь можно увидеть только один положительный для нас момент — клиенты стали больше доверять сильным игрокам и работать с крупными партнерами, несмотря на то, что большинство из таких агентств не готово на откровенный демпинг или существенное снижение расценок на услуги».
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"


Июль 2025 - ИсследованияИюнь 2025 - Исследования
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (187)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (999)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (1659)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (1643)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2277)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2244)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2295)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1592)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1561)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2146)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2125)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2182)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (1945)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2404)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4169)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2496)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1819)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (492)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1843)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (5989)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1865)
- Какую рекламу видит покупатель? (2423)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2184)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2230)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (57)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (37)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (41)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2541)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (91)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2735)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (73)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6911)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2513)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (83)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1149)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2062)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (75)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2038)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (79)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2017)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (73)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1854)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1666)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2157)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1604)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (105)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (109)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (99)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (97)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1878)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (277)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2073)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (7751)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1960)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (139)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1968)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1875)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1938)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2121)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5226)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2085)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2382)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2310)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2236)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2159)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (184)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2393)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2183)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1894)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (516)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2041)
- Как устроен вебкам-бизнес (381)
- Серебристый олень в 7k казино (181)
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (2075)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1991)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3542)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (232)
- Кто продвигает Samsung в России? (1920)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1775)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (750)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (461)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1314)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (614)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (811)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1236)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (436)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (697)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (739)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (468)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (507)
- Как в России покупают продукты? (719)