Что принес 2022 год прессе?
Апрель 2023

AdIndex изучил распределение рекламных доходов печатной прессы в динамике 2021–2022 и определил, какие рекламодатели повлияли на падение объема сегмента.
Объем рынка рекламы в прессе в 2021 г. AdIndex оценил в 9,454 млрд руб. В 2022 г. эта цифра составила 6,002 млрд руб., что свидетельствует о падении в 37%. Потери сегмента оказались выше ожидаемых: в 2022 г. AdIndex прогнозировал, что уход международных брендов приведет к максимально возможному — 28%-ному снижению доходов прессы.
Наибольшее влияние на объем рекламы в прессе оказало, как и предсказывалось, сокращение рекламных расходов luxury-холдинга Louis Vuitton Moet Hennessy, в марте 2022 г. объявившего о прекращении деятельности в России. Его вклад в бюджеты сегмента в 2021 г. составлял 7,1%, в 2022 г. он был уже не более 3,1%. При этом Louis Vuitton Moet Hennessy остался в топ-5 крупнейших рекламодателей в печатной прессе. В 2022 г. компания потратила на такую рекламу 188 млн руб. (в основном в первые месяцы года), заняв третье место в этом сегменте (для сравнения: в 2021 г. LVMH была на первом месте по расходам на рекламу в прессе с бюджетом 676 млн руб).
Другой luxury-бренд, Mercury, также значительно снизил рекламные вложения: его вклад в общий бюджет сегмента уменьшился с 6,8% до 3,6%. В 2022 г. лидером среди рекламодателей стала компания-производитель медицинского оборудования индивидуального использования «Prodвижение» (бренды Selfdocs, «Радуга прозрения», «Тренажер Маркелова» и др.), которая нарастила бюджет в этом сегменте с 349 млн до 597 млн руб. Но даже при том, что ее рекламные инвестиции выросли на 70,7%, их объем все равно оказался меньше, чем докризисный объем вложений как LVMH, так и Mercury. Замыкающей топ-5 компании «Столото» за счет сокращения бюджетов luxury-брендов удалось подняться в 2022 г. с восьмого места на пятое, даже несмотря на некоторое снижение своих рекламных инвестиций.
Несмотря на уменьшение бюджетов топ-5 рекламодателей 2021 г., почти все они остались в следующем году лидерами, хотя расклад сил изменился. Выбыл лишь luxury-холдинг Richemont Group, оказавшийся в 2022 г. на 17-м месте и показавший самую значительную отрицательную динамику бюджета.
Бюджеты новых участников топ-20, ранее не попадавших в первую двадцатку, не сопоставимы с расходами ушедших из топ-20 участников. Компании, покинувшие топ-20, в 2021 г. инвестировали в рекламу в прессе суммарно 868 млн руб., а новые участники топ-20 потратили на нее в 2022 г. 599 млн руб.
Как уже отмечалось выше, значительнее всего уменьшились доли трех зарубежных лакшери-компаний из топ-20. Это в основном и повлияло на снижение общего объема рынка печатной рекламы. Рекламодатели, выбывшие из топ-20, сократили рекламные инвестиции на небольшие доли — от 0,3 до 1%. И эти потери могли бы быть компенсированы вкладом новых участников топ-20, если бы не резкое уменьшение бюджетов уже упомянутых гигантов, чьи доли были очень весомыми.
Тем не менее мониторинг зафиксировал существенный рост бюджетов на печатную рекламу у целого ряда игроков. Самое большое увеличение показали компании «Proдвижение», Home Shopping Russia, «Национальный Центр Здоровья», ВИС (производитель биологически активных добавок) и «Аэрофлот». У остальных увеличивших долю компаний рост произошел менее чем на 1%.
В 2022 г. рекламу в прессе стали размещать несколько совершенно новых компаний, а две из них, телемагазины «Маркет ТВ» и ИП Елкин И. Ю., даже вошли в обновленный топ-20.
КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА
Вклад различных сегментов в бюджеты печатной рекламы в 2022 г. по сравнению с предыдущим годом значительно изменился. Два лидера 2021 г. — «Часы, ювелирные изделия: продавцы» и «Одежда и обувь: производители» сократили бюджеты более чем на 80% каждый. Соответственно, в рейтинге 2022 г. они оказались на пятом и шестом местах. Резкое сокращение рекламных вложений показали и сегменты «Товары для красоты и здоровья», «Одежда и обувь: продавцы», «Парфюмерия», «Транспорт и сопутствующие товары» и «Часы, ювелирные изделия: производители». Три из них даже выбыли из списка сегментов основных рекламодателей.
В 2022 г. две верхние строчки в рейтинге сегментов заняли «Лекарства и БАДы» (+37,2%) и «Услуги в области торговли» (+30,2%). На третьем месте остались «Средства массовой информации», прибавив 20,5% доли.
Самый значительный прирост доли (+72,3%) в 2022 г. оказался у отрасли «Медицинское оборудование и материалы», в которую входит уже упомянутая компания «Prodвижение», что позволило сегменту не только войти в рейтинг основных рекламодателей, но и занять в нем четвертое место. Кроме того, места выбывших сегментов заняли «Массовые мероприятия» (+30,1%) и «Медицинские услуги» (+33,1%).
Другими словами, драйверами рынка рекламы в прессе стали сегменты, связанные с медициной, торговлей и СМИ.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
Расчеты производились на основе мониторинга рекламы Mediascope. Включались бюджеты на центральную прессу (коммерческая реклама и свободные вложения), а также издания Москвы и Санкт-Петербурга.
В оценке расходов на прессу к бюджетам, которые дает мониторинг, применялась среднерыночная скидка, которая высчитывалась исходя из экспертного опроса. Учитывались также наценки на эксклюзивные форматы рекламы: рубрика, обложка, приоритетная полоса и т. д.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"







Октябрь 2025 - ИсследованияСентябрь 2025 - Исследования
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (457)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (248)
- Кто самый заметный в e-commerce? (481)
- Что такое липучесть бренда? (721)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (750)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (970)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (54)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1292)
Август 2025 - Исследования
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1448)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1181)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (94)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1529)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1539)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1326)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1303)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1189)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2174)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (899)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (1633)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (656)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (1882)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (1843)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (592)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1886)
- Как питаются российские школьники? (1599)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1679)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1805)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1942)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1978)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (839)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2043)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2496)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2522)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (70)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (150)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2733)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2914)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2820)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1368)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2823)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2826)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2605)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (111)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2849)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2356)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2806)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2753)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1176)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (368)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1585)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (633)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3161)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3016)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3456)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3440)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (3303)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2519)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2485)
- Как научиться играть в покер (1191)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (3078)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2952)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (3018)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2700)
- Где россияне чаще замечают рекламу? (3182)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (5012)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3339)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2642)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (1258)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2538)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (8186)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2532)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (748)
- Какую рекламу видит покупатель? (3199)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2956)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (829)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2918)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (879)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (828)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (813)