Какие киберугрозы стали главными для бизнеса в 2024?
Декабрь 2024

Главной киберугрозой для российского бизнеса в 2024 году, наряду с атаками программ-вымогателей, стали утечки баз данных. По данным экспертов, за год в публичном пространстве появилось более 250 ранее не опубликованных баз данных российских компаний. За год количество атак программ-вымогателей выросло на 44%, отметили аналитики.
В 2024 году эксперты компании F.A.C.C.T. (бывшая Group-IB) выявили в тематических Telegram-каналах и на андеграундных форумах 259 баз данных российских компаний. Обнародованная информация чаще всего содержала ФИО, даты рождения и адреса пользователей, а также их электронные почтовые ящики и номера телефонов.
Аналитики отмечают, что наиболее подверженными риску оказались ретейл и интернет-магазины, медицинские организации и образовательные центры. Самой объемной утечкой стал архив из 404 баз данных.
По данным экспертов, количество атак программ-вымогателей в 2024 году выросло на 44% по сравнению с 2023 годом. Отмечается, что в 10% подобных инцидентов целью преступников была диверсия с целью нанесения ущерба, а не выкуп.
Жертвами кибератак чаще всего становились производственные, строительные, фармацевтические и IT-компании, предприятия добывающей промышленности, военно-промышленного комплекса, а также организации из сферы услуг.
Стоимость первоначального выкупа за расшифровку данных для крупных и средних компаний начиналась от 5 млн руб. Самую крупную сумму, в 300 млн руб. потребовала от одной из жертв группа Shadow, в настоящее время действующая под именем Darkstar.
Также в этом году продолжались кибератаки на российские и белорусские компании с целью диверсии или шпионажа. Аналитики выявили 27 прогосударственных групп, которые атакуют Россию и СНГ, при этом в прошлом году было известно о 14. Чаще всего их действия были направлены на госведомства, НИИ, производственные предприятия и другие структуры. Количество кибератак на промышленные предприятия в России при этом превысило число атак на госсектор.
Одним из самых популярных векторов атаки на российские компании, по данным F.A.С.С.T., остается рассылка вредоносных писем. Аналитики выяснили, что чаще всего в «начинке» фишинговых писем встречают шпионское ПО и стилеры — их доля составила 69%. При этом чаще всего фишинговые письма с вредоносным ПО рассылали по понедельникам. На этот день недели пришлось 21% всех отправлений.
Аналитики связывают рост количества фишинговых и скам-ресурсов в 2024 году с развитием киберпреступных сообществ и мошеннических партнерских программ. По их данным, в 2024 году среднее число поддельных ресурсов на один бренд выросло на 28% — с 7878 до 10112. Количество фишинговых ссылок увеличилось с 2441 до 3714, а скам-ресурсов — с 5437 до 6398 на бренд.
«Мы видим, как киберпреступность адаптируется, появляются новые угрозы и методы обхода традиционных средств защиты. Даже хорошо защищенная инфраструктура может не выдержать, когда речь идет об атаке через поставщика и цепочку поставок», — отметил гендиректор F.A.C.C.T. Валерий Баулин.
Он также отметил, что в этих условиях необходимы комплексные решения для проактивной защиты и данные киберразведки для предотвращения кибератак.
Аналитики F.A.C.C.T. в 2025 году прогнозируют рост количества кибератак — как хактивистов, так и APT (Advanced Persistent Threat). Также увеличится число целевых атак, атак на мобильные устройства и атак с использованием ИИ.
Ранее сообщалось, что мошенники начали использовать открытки с gift-расширением и изображения маленького размера, которые требуют нажатия, после чего происходит сбор персональных данных жертв. Эксперт предупредила, что злоумышленники могут взламывать аккаунты и использовать их для отправки вложений с вирусами.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - ИсследованияОктябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (910)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (917)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (982)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (1137)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1298)
- Как определить подлинность смартфона iPhone (64)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1376)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1407)
- Конверсия обращений в стоматологической практике: системный подход к работе регистратуры (38)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1512)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1383)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4703)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (212)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1244)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (231)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1403)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (248)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1705)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1423)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1337)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (430)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (317)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (3964)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1530)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1412)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (546)
- Что такое липучесть бренда? (1550)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1550)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (587)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1454)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (510)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1744)
- Слава Вестсайда в On-X casino (2)
Август 2025 - Исследования
- Встречайте: Spinto casino! (33)
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (1989)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1599)
- Какую пиратскую историю предлагает в казино Максбет официальный сайт (29)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (546)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1967)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (1978)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1651)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1688)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1505)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (105)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2529)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1227)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2063)
- Ультра-свежесть в 7к казино (61)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (924)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2173)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2107)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (975)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2133)
- Как питаются российские школьники? (1883)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1900)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (170)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (132)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2052)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2199)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2186)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1054)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (307)
- Где узнать стоимость Toncoin? (405)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2237)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2746)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2788)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (287)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (726)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2948)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3048)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (3004)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1543)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2973)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3051)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2842)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (315)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (3000)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2590)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2938)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2986)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1389)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (589)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1759)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (883)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3297)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3168)


