Каковы итоги первого полугодия 2023 года для рекламного рынка России?
Август 2023

Рост российского рекламного рынка в апреле — июне этого года составил 47,5–52%, согласно подсчетам AdIndex на основе данных Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Приблизительный объем расходов рекламодателей в средствах распространения рекламы во втором квартале составил 175–180 млрд руб.
За первое полугодие рынок вырос на 27% к тому же периоду прошлого года, составив 315 млрд руб., следует из отчета АКАР.
В новый год с новой оценкой
Разбивку по отдельным медиа ассоциация не приводит с прошлого года. Тогда это решение АКАР объясняла возникновением сложностей «с оценкой объемов некоторых сегментов», которые комиссия экспертов решила не выделять «в интересах индустрии». В этом году против выделения отдельных медиа выступил НРА, заявивший, что методики ассоциации устарели.
Сейчас АКАР пересматривает подходы к аналитике рынка. Рабочая группа по совершенствованию методов оценки объемов рекламного рынка, куда вошли представители рекламных структур, профильных комитетов и комиссий АКАР, эксперты исследовательских компаний, полагает, что в новом формате рынок удастся оценить при подведении итогов 2023 г., говорится в пресс-релизе ассоциации.
Пока АКАР только отмечает, что во втором квартале 2023 г. «фактически все сегменты и подсегменты рекламного рынка продемонстрировали положительную динамику».
Как рынок прошел первое полугодие — оценка групп
«Единственное, с чем мы солидарны с комиссией экспертов, так это в том, что все сегменты показали положительную динамику, — говорит Андрей Скородумов, руководитель департамента контроля и результативности медиазакупок OMD OM Group.
По подсчетам OMD OM Group, во втором квартале сегменты ТВ, радио и наружной рекламы выросли примерно на 20%, диджитал увеличился почти на 30%, пресса — примерно на 5%.
Оценка результатов первого полугодия от Group4Media оказалась близка к подсчетам АКАР: в группе зафиксировали рост медиарынка на уровне около 30%, до 327–330 млрд руб. Михаил Елисейкин, директор по трейдингу и медиапартнерствам Group4Media, подчеркнул, что в оценку входят показатели классических медиа (ТВ, радио, интернет, ООН и др.) и цифровых каналов продвижения (реклама на маркетплейсах & е-com, influencer marketing и др.).
В Group4Media наибольший рост зафиксировали в диджитал-сегменте. По оценкам группы, классические и новые диджитал-каналы выросли за первую половину этого года на 46% к тому же периоду прошлого года. Радио и наружная реклама продемонстрировали двузначный рост. «В ТВ-рост также присутствует, но по причине высокой базы первого квартала 2022 года пока он визуально не столь впечатляющий», — говорит Елисейкин.
«Оценка АКАР объемов рынка первого полугодия соответствует нашему годовому прогнозу для базового сценария развития экономики с учетом объемов рекламы в ретейл-медиа», — отмечает Сергей Белоглазов, старший вице-президент ГК «Родная Речь»
Согласно прогнозу «РоРе», рынок в базовом сценарии развития экономики (сохранение тенденций первого полугодия с ростом доходов и расходов населения) вырастет на 24–30% с учетом рекламных бюджетов в канале ретейл-медиа и на 18–23% без ретейл-медиа.
В NMi Group также сослались на свой прогноз, согласно которому все медиа, кроме прессы, показывают рост до 15%. «Наиболее востребованным среди рекламодателей остаются ТВ и digital, наружная реклама и радио делять третью по популярности строчку. Традиционный интернет (без учета retail media) продолжает расти, но ожидаем снижения осенью в связи с введением реальных штрафов за отсутствие маркировки интернет-рекламы», — отметил Дмитрий Виноградов, баинг-директор NMi Group.
В июле — августе, по подсчетам «Родной Речи», рынок сохранил положительную тенденцию первого полугодия. В Group4Media также отметили «ровное» прохождение года: «Июль и август, несмотря на ситуацию с курсом рубля, не изменили тренда. Однако определенный уровень риска внешние факторы несут — для части производителей сложившаяся ситуация влечет дополнительные издержки, что может повлиять на их инвестиции в рекламное продвижение», — рассуждает Михаил Елисейкин. В NMi Group зафиксировали в июле — августе повышенный спрос на телерекламу: «Рекламодатели доносят бюджеты, с одной стороны, и торгуют ранние сделки — с другой. В конце августа также видим нетипичную картину по ранним сделкам на 2024 год, где более 75% инвентаря уже продано. И такой ажиотаж происходит до выхода считалки», — констатирует Виноградов.
Драйверы роста и перспективы на второе полугодие
Рост рынка в первой половине года стимулировали два фактора: медиаинфляция, а также увеличение расходов рекламодателей — в первую очередь из секторов ретейла, финансов и IT, отмечают в OMD OM Group.
«Во втором полугодии при отсутствии сильных политических и экономических шоков рынок продолжит уверенный рост, но превысить полученные во втором квартале 2023 года показатели прироста уже не получится. Это связано в первую очередь с эффектом низкой базы, где апрель — июнь 2022 года показал наибольший спад», — говорит Андрей Скородумов.
Большую роль в росте диджитал-рекламы сыграли малый и средний бизнес, считают в Group4Media. На офлайн-рекламу больше тратились ретейл, рекламодатели финансовой категории, застройщики и продавцы недвижимости, а также производители продуктов питания и товаров народного потребления.
«Считаем, что рынок продолжит наблюдать рост инвестиций в рекламу и по итогам года мы увидим динамику, аналогичную первому полугодию, но с большим относительным ростом ТВ- сегмента», — отметил Михаил Елисейкин.
Среди медиасегментов, ставших драйверами роста в этом году, в «РоРе» выделяют ТВ, интернет и наружную рекламу. В меньшей степени на увеличение рынка повлияло радио. Лидером роста стал ретейл-медиа, где группа ожидает удвоения рекламных инвестиций по итогам года. Главной же причиной роста рынка в группе считают увеличение доходов и расходов населения.
В NMi Group полагают, что на увеличение рекламных бюджетов повлияло множество факторов: инфляция, частичная монополизация определенных каналов коммуникации, развитие новых медиа («Телеграм», retail media и другие), адаптация рекламодателей к новому медийному ландшафту, развитие инструментария отечественных рекламных платформ, выход на рекламный рынок новых рекламодателей, в том числе из зарубежных, дружественных стран, повышение маркетинговой активности МСБ. Во втором полугодии группа не ожидает глобальных перемен, поскольку большая часть сделок разыграна, говорит Виноградов.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"

Декабрь 2025 - ИсследованияНоябрь 2025 - Исследования
- Как в 2026 эффективно использовать инфлюенс-маркетинг? (126)
- Сколько можно заработать на донатах в «Вконтакте»? (224)
- Как бренду привлечь внимание 80-ти процентов покупателей? (366)
- Сколько было вложено в рекламу на e-commerce-площадках в 2025? (531)
- Сколько зрителей на Rutube? (604)
- Избавляет ли Smart TV зрителей от рекламы? (627)
- Каковы перспективы рекламного рынка в 2026? (714)
- Какие 9 трендов маркетинга нас ждут в 2026? (913)
- ОСАГО при покупке подержанного авто: проверки перед оформлением (58)
Октябрь 2025 - Исследования
- Как студенты используют искусственный интеллект? (1192)
- Как московские застройщики борются со спадом продаж? (1191)
- Какие перспективы у нейросетей в России? (1207)
- Сколько в Instagram осталось рекламы российских компаний? (1368)
- Как блогерам не потерять своих читателей? (1398)
- Как определить подлинность смартфона iPhone (196)
- Сколько россиян используют нейросети для поиска в интернете? (1478)
- Как привлечь внимание поколения Z? (1507)
- Конверсия обращений в стоматологической практике: системный подход к работе регистратуры (161)
- Сколько в 2025 VK заработал на рекламе? (1630)
- Как при помощи футбола увеличить узнаваемость бренда? (1467)
- Сколько рекламных агентств зарабатывают на искусственном интеллекте? (4801)
- Гид по упаковочным материалам: как создать эффективную систему на складе (302)
- Сколько зрителей доверяют ТВ-рекламе? (1333)
- Турникеты: виды, принцип работы и выбор для бизнеса. Полный гид (299)
- Как меняется доля интерактивной рекламы в маркетинговых бюджетах? (1459)
- Репутация сантехника в интернете: как негативные отзывы влияют на клиентов и медийный охват (299)
Сентябрь 2025 - Исследования
- Как определить видеоконтент, сгенерированный нейросетью? (1755)
- Как нейросети влияют на интернет-рекламу? (1468)
- Сколько денег в 2026 потратят на рекламу в «Телеграме»? (1392)
- Недорогие квартиры в Москве на вторичном рынке (485)
- Образование без границ: преимущества частной школы с британскими традициями (370)
- Сколько средств в наших компаниях тратится на Customer Data Platform? (4022)
- За что полюбили «Телеграм» продуктовые ретейлеры? (1585)
- Кто самый заметный в e-commerce? (1456)
- По данным исследований рынка, доля регулярных клиентов среди всех заказчиков клининговых услуг в Краснодар выросла на 25-30% за последний год. Особенно активно этот тренд развивается в крупных городах, где высокий темп жизни и дефицит времени (598)
- Что такое липучесть бренда? (1584)
- Как распределяются доходы российского медийного рынка? (1596)
- Презентационный ролик для бизнеса: примеры применения и реальные выгоды (638)
- Какие перспективы у блогеров в возрасте? (1490)
- Купить готовый бизнес в Москве: ЧОП, СРО и не только - как не прогадать? (569)
- Сколько блогеров продолжают размещать рекламу в Instagram? (1784)
- Слава Вестсайда в On-X casino (83)
Август 2025 - Исследования
- Встречайте: Spinto casino! (102)
- Почему резко выросло число платных подписок в «Телеграме»? (2032)
- Как россияне ищут в Интернете товары? (1639)
- Какую пиратскую историю предлагает в казино Максбет официальный сайт (92)
- Новостройки Москвы: квартиры по ценам от застройщика (584)
- Почему стремительно растет Retail Media? (1998)
- Как при помощи рекламы создать лояльного покупателя? (2007)
- Насколько оправдываются прогнозы динамики рекламного рынка? (1681)
- Насколько мы доверяем рекламе? (1711)
- Как меняются объемы рекламы в соцсетях? (1529)
- В Объединенных Арабских Эмиратах состоялся первый розыгрыш национальной лотереи (125)
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (2559)
- Что делать после покупки квартиры на вторичном рынке (1254)
- Как выбрать яхту новичку в 2025: Полное руководство от покупки до первого плавания (2108)
- Ультра-свежесть в 7к казино (101)
- Как купить квартиру на вторичном рынке без посредников (950)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (2192)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (2141)
- Почему девушки выбирают The Flex - спортзал в Москве (997)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (2170)
- Как питаются российские школьники? (1903)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1918)
- Как в казино Вулкан играть в Сокровища форели (210)
- Австралиец выиграл многомиллионный джекпот в лотерее Oz Lotto (157)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (2078)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (2220)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (2214)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (1080)
- Можно ли стать профессионалом в индустрии азарта? (343)
- Где узнать стоимость Toncoin? (446)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (2264)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2765)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2812)
- Как лотереи в России преумножают свою популярность (325)
- BGaming - лучший разработчик слотов года по версии SBC Awards 2025 (843)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2964)
- Кто такой селлер маркетплейса? (3066)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (3033)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (1569)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2990)
- На кого влияет таргетированная реклама? (3073)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2862)
- Удача Тигра в клубе Вулкан (344)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (3016)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (2618)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2960)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (3019)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (1415)
- Клуб Вулкан предлагает поиски Древних Сокровищ (612)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1791)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (924)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (3309)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (3180)


