Каковы итоги первого полугодия 2023 года для рекламного рынка России?
Август 2023

Рост российского рекламного рынка в апреле — июне этого года составил 47,5–52%, согласно подсчетам AdIndex на основе данных Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Приблизительный объем расходов рекламодателей в средствах распространения рекламы во втором квартале составил 175–180 млрд руб.
За первое полугодие рынок вырос на 27% к тому же периоду прошлого года, составив 315 млрд руб., следует из отчета АКАР.
В новый год с новой оценкой
Разбивку по отдельным медиа ассоциация не приводит с прошлого года. Тогда это решение АКАР объясняла возникновением сложностей «с оценкой объемов некоторых сегментов», которые комиссия экспертов решила не выделять «в интересах индустрии». В этом году против выделения отдельных медиа выступил НРА, заявивший, что методики ассоциации устарели.
Сейчас АКАР пересматривает подходы к аналитике рынка. Рабочая группа по совершенствованию методов оценки объемов рекламного рынка, куда вошли представители рекламных структур, профильных комитетов и комиссий АКАР, эксперты исследовательских компаний, полагает, что в новом формате рынок удастся оценить при подведении итогов 2023 г., говорится в пресс-релизе ассоциации.
Пока АКАР только отмечает, что во втором квартале 2023 г. «фактически все сегменты и подсегменты рекламного рынка продемонстрировали положительную динамику».
Как рынок прошел первое полугодие — оценка групп
«Единственное, с чем мы солидарны с комиссией экспертов, так это в том, что все сегменты показали положительную динамику, — говорит Андрей Скородумов, руководитель департамента контроля и результативности медиазакупок OMD OM Group.
По подсчетам OMD OM Group, во втором квартале сегменты ТВ, радио и наружной рекламы выросли примерно на 20%, диджитал увеличился почти на 30%, пресса — примерно на 5%.
Оценка результатов первого полугодия от Group4Media оказалась близка к подсчетам АКАР: в группе зафиксировали рост медиарынка на уровне около 30%, до 327–330 млрд руб. Михаил Елисейкин, директор по трейдингу и медиапартнерствам Group4Media, подчеркнул, что в оценку входят показатели классических медиа (ТВ, радио, интернет, ООН и др.) и цифровых каналов продвижения (реклама на маркетплейсах & е-com, influencer marketing и др.).
В Group4Media наибольший рост зафиксировали в диджитал-сегменте. По оценкам группы, классические и новые диджитал-каналы выросли за первую половину этого года на 46% к тому же периоду прошлого года. Радио и наружная реклама продемонстрировали двузначный рост. «В ТВ-рост также присутствует, но по причине высокой базы первого квартала 2022 года пока он визуально не столь впечатляющий», — говорит Елисейкин.
«Оценка АКАР объемов рынка первого полугодия соответствует нашему годовому прогнозу для базового сценария развития экономики с учетом объемов рекламы в ретейл-медиа», — отмечает Сергей Белоглазов, старший вице-президент ГК «Родная Речь»
Согласно прогнозу «РоРе», рынок в базовом сценарии развития экономики (сохранение тенденций первого полугодия с ростом доходов и расходов населения) вырастет на 24–30% с учетом рекламных бюджетов в канале ретейл-медиа и на 18–23% без ретейл-медиа.
В NMi Group также сослались на свой прогноз, согласно которому все медиа, кроме прессы, показывают рост до 15%. «Наиболее востребованным среди рекламодателей остаются ТВ и digital, наружная реклама и радио делять третью по популярности строчку. Традиционный интернет (без учета retail media) продолжает расти, но ожидаем снижения осенью в связи с введением реальных штрафов за отсутствие маркировки интернет-рекламы», — отметил Дмитрий Виноградов, баинг-директор NMi Group.
В июле — августе, по подсчетам «Родной Речи», рынок сохранил положительную тенденцию первого полугодия. В Group4Media также отметили «ровное» прохождение года: «Июль и август, несмотря на ситуацию с курсом рубля, не изменили тренда. Однако определенный уровень риска внешние факторы несут — для части производителей сложившаяся ситуация влечет дополнительные издержки, что может повлиять на их инвестиции в рекламное продвижение», — рассуждает Михаил Елисейкин. В NMi Group зафиксировали в июле — августе повышенный спрос на телерекламу: «Рекламодатели доносят бюджеты, с одной стороны, и торгуют ранние сделки — с другой. В конце августа также видим нетипичную картину по ранним сделкам на 2024 год, где более 75% инвентаря уже продано. И такой ажиотаж происходит до выхода считалки», — констатирует Виноградов.
Драйверы роста и перспективы на второе полугодие
Рост рынка в первой половине года стимулировали два фактора: медиаинфляция, а также увеличение расходов рекламодателей — в первую очередь из секторов ретейла, финансов и IT, отмечают в OMD OM Group.
«Во втором полугодии при отсутствии сильных политических и экономических шоков рынок продолжит уверенный рост, но превысить полученные во втором квартале 2023 года показатели прироста уже не получится. Это связано в первую очередь с эффектом низкой базы, где апрель — июнь 2022 года показал наибольший спад», — говорит Андрей Скородумов.
Большую роль в росте диджитал-рекламы сыграли малый и средний бизнес, считают в Group4Media. На офлайн-рекламу больше тратились ретейл, рекламодатели финансовой категории, застройщики и продавцы недвижимости, а также производители продуктов питания и товаров народного потребления.
«Считаем, что рынок продолжит наблюдать рост инвестиций в рекламу и по итогам года мы увидим динамику, аналогичную первому полугодию, но с большим относительным ростом ТВ- сегмента», — отметил Михаил Елисейкин.
Среди медиасегментов, ставших драйверами роста в этом году, в «РоРе» выделяют ТВ, интернет и наружную рекламу. В меньшей степени на увеличение рынка повлияло радио. Лидером роста стал ретейл-медиа, где группа ожидает удвоения рекламных инвестиций по итогам года. Главной же причиной роста рынка в группе считают увеличение доходов и расходов населения.
В NMi Group полагают, что на увеличение рекламных бюджетов повлияло множество факторов: инфляция, частичная монополизация определенных каналов коммуникации, развитие новых медиа («Телеграм», retail media и другие), адаптация рекламодателей к новому медийному ландшафту, развитие инструментария отечественных рекламных платформ, выход на рекламный рынок новых рекламодателей, в том числе из зарубежных, дружественных стран, повышение маркетинговой активности МСБ. Во втором полугодии группа не ожидает глобальных перемен, поскольку большая часть сделок разыграна, говорит Виноградов.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"










Сентябрь 2025 - ИсследованияАвгуст 2025 - Исследования
- Как рекламодателю выбрать эффективного инфлюенсера? (634)
- Кто, почему и как покупает одежду в онлайн-магазинах? (796)
- Что ждет российский рынок ТВ-рекламы? (776)
Июль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (1322)
- Как питаются российские школьники? (1066)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (1118)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (1241)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (1438)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (1458)
- Банкротство: отзывы физических лиц прошедших процедуру (308)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (1529)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (2049)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (2036)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (2270)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2497)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2376)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (918)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2420)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2416)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (2185)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2421)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1928)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2398)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2372)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (807)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (1157)
- Le Bandit в Вулкан онлайн казино (160)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2783)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2655)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (3034)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (3032)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2896)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (2117)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (2083)
- Как научиться играть в покер (528)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2675)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2593)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2665)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2386)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2868)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4679)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (3001)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2315)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (950)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (2232)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (7434)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2235)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (438)
- Какую рекламу видит покупатель? (2871)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2622)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (469)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2639)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (529)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (477)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (500)
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2921)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (508)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (3129)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (476)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7345)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2927)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (552)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1633)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2435)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (479)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2413)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (495)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2387)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (507)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (2199)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (2048)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2536)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (2005)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (539)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (532)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (510)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (522)
- Как россияне узнают о киноновинках? (2294)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (703)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2470)