Особенности набора и верстки формул
Один из самых сложных видов набора и верстки — формульный. Обычно в этом случае используют специализированные пакеты верстки со встроенными средствами для фомульного набора. Но что делать, если в статье встречается лишь несколько уравнений? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основы простой формульной верстки.
Программы
Обычно пользуются двумя программами: MathType и ее урезанным аналогом Equation Editor из стандартной поставки MS Word1 (для InDesign можно применять специальные плагины: InMath (http://www.itip.biz/en/index.htm) и MathMagic (http://www.mathmagic.com), но они еще несколько сыроваты и уступают по своей функциональности MathType). И та и другая обладают всеми возможностями для обычного формульного набора. Первый редактор, естественно, имеет больше возможностей, но и второго в подавляющем большинстве случаев вполне достаточно. Тем более что Equation Editor можно переносить с машины на машину и размножать простым копированием, после чего каждую копию можно настроить по-своему, что, согласитесь, очень удобно. Использовать же его можно и нужно как отдельное, самостоятельное приложение.
Выбор шрифта
Что самое главное в формулах? Конечно, их удобочитаемость. Наличие же спецсимволов, знаков, имеющих курсивное начертание, надстрочных и подстрочных элементов предполагает высокие требования к употребляемому шрифту. Он должен быть не просто удобочитаемым, но удобочитаемым во всех начертаниях. К сожалению, немногие гарнитуры пригодны для верстки формул. Как же выбрать гарнитуру? Для этого необходимо, а во многих случаях и достаточно, набрать, например, такой (или аналогичный) текст:
Таким образом вы сразу сможете отсечь проблемные шрифты, затрудняющие чтение формул.
Предварительно, конечно, спросите, не будет ли редактор категорически возражать против использования для набора формул шрифтов другой гарнитуры (не основной), что, как известно, разрешено.
Величина кегля
Некоторые рекомендации:
1. Основной кегль формул должен быть равен кеглю основного набора. Если вы используете для набора формул шрифты другой гарнитуры, то вам необходимо подобрать кегль так, чтобы выровнять знаки по высоте.
Пример:
...отсюда следует, что a3 + b = 17...
Здесь основная гарнитура — Peterburg, гарнитура для формул — JournalSansC. Для выравнивания по высоте пришлось увеличить кегль шрифта для формул на 0,5.
2. Кегль простых дробей должен быть на 1 пункт меньше основного кегля. Это правило очень важно, но почему--то часто игнорируется.
Согласитесь, что дробь справа смотрится гораздо лучше:
3. Кегль надстрочных и подстрочных элементов (степеней, индексов) должен составлять 30-40% от основного кегля формулы. Это значение подбирается экспериментально и зависит от применяемой гарнитуры. При этом необходимо учитывать, что должно быть соблюдено равенство выбранного кегля в программе верст-ки и в программе набора формул.
Пробелы
Поскольку речь идет о формульном наборе, то следует подробно рассмотреть расстановку пробелов в математических выражениях:
1. Основные математические знаки перед числами в значении степени увеличения положительной или отрицательной величины от чисел не отбиваются.
Пример: +5, x20.
2. Математические знаки действия (+, –, x, :) и соотношений (>, =) должны быть отбиты от чисел или символов на третную шпацию.
Пример: 3 + 4 = 7.
3. Знаки процента (%) и промиле (‰) не отбиваются от стоящего перед ними числа. Это же правило относится и к специальным знакам, поднятым на верхнюю линию шрифта.
Пример: …°, …’, …’’; 1%, 2‰.
4. Знаки минуты ( ’), секунды ( ’’) и терции ( ’’’) не отбиваются от чисел, к которым они относятся, но от последующих знаков должны быть отбиты на тонкую шпацию.
Пример: 45° 25 ’ 33 ’’.
5. Знак градуса (географический и математический) следует применять без пробела. Однако если это градус температурной шкалы, то он должен быть отбит от своего числового значения на тонкую шпацию, но набирается слитно с условным обозначением системы мер.
Пример: 25 °С или 298 °К.
6. Знаки номера (№) и параграфа (§) отбивают от относящихся к ним чисел на третную шпацию.
7. Многозначные числа следует разделять тонкими шпациями (0,25 кегля набора) группами по три знака в каждой, считая в обратном направлении. Исключение делается только для четырехзначных чисел. В дробях подобное разделение на группы не применяется.
Пример:
56 783,071 098 — неправильно;
56 783,071098 — правильно.
Для номеров и стандартов разбивку на группы не делают.
8. Числа от относящихся к ним наименований отбивают на третную шпацию.
Пример: 25 кг.
9. Обозначение знака валюты ( $, ?) стоит перед числовым значением и отбивается от него на тонкую шпацию.
Выравнивание строк
Посмотрите на любую страницу с формулами. Что вы видите? Как правило, формулы стоят в отдельных строках. Таким образом, самое главное — это получить выровненные строки.
Обратите внимание, что каждая формула имеет свой собственный интерлиньяж. Благодаря возможности свести все многообразие формул к нескольким типичным (см. рисунок) мы можем упростить их выравнивание.
Выделив типичные формулы, можно создать соответствующие стили, которые, с одной стороны, учитывали бы интерлиньяж самой формулы (выражение не очень корректное, но им я обозначаю тот интерлиньяж, с которым формула попала на полосу) и интерлиньяж основного текста. Например, интерлиньяж основного текста — 12,7, а формула имеет интерлиньяж 18,3. Для того чтобы выровнять текст, следует создать стиль, который имел бы интерлиньяж, например, 22 пункта и включал бы отбивки сверху и снизу — такие, чтобы они в сумме были кратны интерлиньяжу основного текста, то есть 12,7.
В статье не были затронуты вопросы выравнивания текстового блока по вертикали при наличии формул непосредственно внутри абзаца. Оставляю эту тему в качестве домашнего задания хотя бы потому, что все многообразие решений в данном случае описать просто невозможно. Поможет только опыт и самостоятельный поиск нетривиальных подходов.
Создайте стили для каждой типичной формулы и вы значительно облегчите себе жизнь!
Маленькое замечание: выравнивание текстового блока по вертикали обязательно производите только после полной загрузки текста и формул в публикацию. В этом случае вы выполните выравнивание, ориентируясь не только на текущую полосу, но и на последующую.
Стили для верстки формул
1. Стили с интерлиньяжем 1, 2, 3, 4 пункта. Такие стили применяются для дополнительной отбивки заголовков и подзаголовков в формульной верстке при выравнивании текстового блока по вертикали.
2. Промежуточные стили, интерлиньяж которых кратен основному. Например, если основной текст имеет интерлиньяж 12,6 пункта, то стили имеют интерлиньяж ±6,3 пункта. Способ их применения тот же, что и в п. 1, то есть для дополнительной отбивки, но используются такие стили реже.
3. Стили, отличающиеся по интерлиньяжу от основного на ±0,1 и ±0,2 пункта (но не более!). Например, если интерлиньяж основного текста 12,6 пункта, то создаем стили с интерлиньяжем 12,4; 12,5; 12,7; 12,8 пункта. Эти стили применяются для плавной выгонки/вгонки текста при выравнивании текстового блока по вертикали.
1Для InDesign можно использовать специальные плагины InMath (http://www.itip.biz/en/index.htm) и MathMagic (http://www.mathmagic.com), но они еще несколько сыроваты и уступают по своей функциональности MathType.
- Контроль растискивания. Наши рекомендации (8962)
- Как подготовить макет клише для тиснения (27435)
- Рекламная полиграфия: основные виды деловой и рекламной полиграфии (26662)
- Особый вид настенного календаря - квартальный. Особенности конструкции (15179)
- Чтобы цветопередача была стабильной. Держим влажность и температуру (12820)
- Пятьдесят семь советов для верстки книги. Совет профессионала (59482)
- Что такое бумага? Особенности структуры и свойства бумаги. Классификация бумаг (35925)
- Основы теории цвета - цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовые модели (42900)
- Допечатная подготовка этикеток. Закономерности и особенности печатного процесса (16615)
- Выбор способа печати в типографии. Цифровая или офсетная печать - что выбрать? (21653)
- Зачем нужна вырубка? Отделочные процессы в полиграфии (15833)
- Конверты особого назначения - размеры и типы конвертов. Конверты с окошком (21738)
- Делаем неожиданные эффекты. Эксперименты с рекламной полиграфической продукцией (14214)
- Типография - Рекламное агентство - Заказчик. А нужен ли вам посредник? (21801)
- Лицо делового человека. Да - она - Визиткая карточка. О правилах оформления визиток (13251)
- Широкоформатная печать. Обзор материалов печати и качество конечной продукции (17236)
- Что такое PostScript? Основы - OPI, RIP и интерпретатор PostScript. Создаем PostScript файлы (27459)
- 10 шагов к качественной полиграфии - практические рекомендацим менеджеру по рекламе (23444)
- Где печатаем? Как правильно выбрать типографию? (20491)
- Дизайнерские бумаги, особые сорта картона или прозрачная калька - выбор за вами (19249)
- Цифровая печать - для быстрых заказов. Почему офсет - это не быстро (13438)
- Что такое шелкография? Трафаретный способ печати - самый доступный способ печати (26989)
- Ян Чихольд - рекомендации по верстке полиграфической продукции (23227)
- Ошибочка вышла... О требованиях для макетов печатной продукции (15149)
- Выбор бумаги для календаря. Дизайнерские бумаги для календаря (22444)
- Особенности препресса для флексографской печати (31924)
- Анатомия визитки. Визитка как элемент фирменного стиля - материал, дизайн и методы изготовления (19527)
- Считаем бумагу. Сколько нужно бумаги на тираж? И сколько будет он весить? (26392)
- Предполетная проверка «кореловского» файла (18524)
- Офсет для печати этикеток и упаковки. Обзор оборудования для печати (22519)
- Основные виды рекламной полиграфии. Классификация и виды (15514)
- Способы печати и области их применения - высокая, плоская, глубокая, трафаретная и цифровая (53739)
- Миф о евростандарте . Есть ли в полиграфии универсальный стандарт печати? (15952)
- Adobe Photoshop как препресс инструмент (19172)
- Фирменный конверт с логотипом. Офсет или Цифровая печать? Выбор бумаги (17812)
- 3 этапа в расчете количества полос издания. Правила подсчета количества полос с примерами (38461)
- Теоретические основы муара - Причины возникновения и методы борьбы с муаром (23660)
- Поговорим о полиграфических форматах. Какие бывают форматы и типоразмеры бумаги (24488)
- Фотоформа и печатная форма в полиграфии. Классификация фотоформ. Штриховые и растровые фотоформы (29712)
- 3 технологии цветоделения - термины и определения. Принципы применения технологии МЦК (28713)
- Календарный сезон открыт. Готовим дизайн календаря и выбираем бумагу (20114)
- Почему при печати в типографии цвета не такие яркие как на мониторе? Пару слов о цветопробе (17425)
- Брак и качество офсетной печати. Кто виноват в браке при печати тиража (46140)
- Цифровая печать - это серьезно Цифровая печатная машина Xerox DocuColor 2060 - как пример (17529)
- Выбор разрешения иллюстрации для последующего растрирования (18684)
- О точности позиционирования в программах верстки (16854)
- Объектный муар. Возможно ли бороться с муаром в полиграфии? (26912)
- А запах... 3 способа применения ароматических веществ в рекламной полиграфии (18124)
- Общие правила верстки - рекомендации по оформлению книжных изданий (28387)
- PDF против MS Word. Способ перевода файта в PDF (14433)
- Спуска полос в программе PageMaker по Кварковскому методу (11260)
- Особенности построения офсетных машин фирмы Mitsubishi Heavy Industries (17487)
- Азбука полиграфиста - Цветовой охат RGB и CMYK. Ограничения по печати. Форматы файлов и их особенности (31635)
- Офисный принтер в качестве цифровой печатной машины (19803)
- Изображения и оригиналы для полиграфических изданий. Типы и их классификация (25640)
- Технические условия приема файлов на фотовывод (16721)
- Технологии печатного производства: теория и практика большой типографии (17747)