Рекламная Полиграфия

Поговорим о полиграфических форматах. Какие бывают форматы и типоразмеры бумаги

Заказывая любую полиграфическую продукцию, необходимо заранее знать ее тираж, красочность и объем. Но существует еще один чрезвычайно важный параметр печатного издания - формат.

Готовя к публикации статью на эту тему, мы столкнулись с определенными сложностями. Казалось бы, чего проще, выбрать формат. Но чем дальше продвигалась работа над материалом, тем больше деталей в ней появлялось. И на каком-то этапе стало очевидно, что рассмотреть все аспекты издательской деятельности, связанные с форматами печатной продукции, в рамках одной статьи невозможно. Поэтому мы начнем с общих понятий.

Итак, какой же формат издания запланировать: большой, маленький, портретный или альбомный? Дело в том, что заказчик вправе выбрать любой - будь то листовка, буклет, каталог и пр. Однако руководствуясь лишь вкусовыми предпочтениями, исполнение заказа окажется слишком сложным или очень дорогим. И здесь, как и в любом деле, надо полагаться не только на собственный вкус, но и на определенные правила и традиции. Более того, существуют стандарты на формат печатной продукции, которые были разработаны с учетом полиграфической технологии. Конечно, никто не запрещает от них отходить, но можно разработать и свой уникальный, ни на один не похожий формат. В этом случае надо приготовиться к тому, что стоимость производства окажется значительно выше. Впрочем, если финансы не являются сдерживающим фактором и вы готовы выложить запрошенную сумму, можете смело пролистывать страницы и статью не читать - для вас все сделают типографии и рекламные агентства. А тем, кто заинтересован отпечатать заказ на максимально выгодных условиях и при этом более или менее четко представлять во что он обойдется, мы предлагаем ознакомиться с нашими рекомендациями. Кроме того, советы помогут и тем, кто самостоятельно занимается выбором формата для будущего издания. Плюс в статье подробно изложено, как влияет формат издания на стоимость работ и какова зависимость финансовых затрат от формата печатной машины.

ТРИ КИТА

Выбор формата для будущего издания - не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Необходимо учесть несколько факторов: экономичность использования бумаги, технологию производства, не забывая о визуальном восприятии готовой продукции. Сложность заключается еще и в том, что эти три параметра взаимозависимы. Например: печать на машине большого формата требует соответствующего оборудования, приобрести которое, решится не каждая типография из-за его высокой стоимости. Таким образом, выбор среди подрядчиков уменьшается. Да и сама печать на такой машине дороже, чем на малоформатной, особенно если речь идет о малых и средних тиражах (до 10 тыс. экз.) Помимо проблем с оборудованием могут возникнуть трудности с бумагой: отсутствие нужного формата или колоссальные отходы и пр.

ФОРМАТ В ЦИФРАХ

Согласно принятой в издательском деле и полиграфии терминологии, формат издания - это размеры страницы готового издания. Он обозначается в долях листа или в сантиметрах. Доля листа - часть печатного листа, которую составляет страница издания по отношению к формату стандартного листа бумаги. Формат издания в этом случае записывается в виде дроби: в числителе находятся размеры бумажного листа, а в знаменателе - доля. То есть 60х90/8 означает, что на одной стороне бумажного листа размера 60х90 см помещается 8 полос издания. Если формат указывается в сантиметрах, то берется ширина и высота готового издания. Готовым называется издание после обрезки. Как правило, производят трехстороннюю обрезку блока - так удается избавиться от технологических меток и сгибов (фальцев). Для книг в переплетной крышке форматом готового издания считается размер страницы книжного блока после обрезки, а не размер переплетной крышки.

ФОРМАТ ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ

Для того чтобы выпускать печатную продукцию в широком ассортименте и форматном диапазоне, были введены ГОСТы. Разумеется, они возникли не на пустом месте: ГОСТы разрабатывались с учетом размеров производимой бумаги и печатного оборудования. Двадцать лет назад любая типография придерживалась установленных стандартов, и, обратившись с заказом на печать буклета формата А4, вы, скорее всего, получили бы отказ, потому что А4 - это 210х297 мм, а такого формата нет в полиграфии. Конечно, ГОСТы никто не отменял, но сегодня у заказчиков печатной продукции нет препятствий для воплощения самых дерзких фантазий. Вопрос только в том, во сколько это обойдется?

Чтобы понять, почему так важен правильный, оптимальный выбор формата издания, необходимо хотя бы приблизительно ознакомиться с технологией печати. Но одно можно сказать точно: обычно нестандартный формат усложняет производство и увеличивает расход бумаги, что, в свою очередь, повышает стоимость изготовления тиража.

Печать - ключевой момент, на который стоит обратить внимание при разработке формата издания. Ведь именно от печатной машины зависит качество печати и, следовательно, внешний вид продукции. Но помимо качества печати важны и такие ее параметры, как формат и красочность. От первого зависит, какого размера продукцию можно отпечатать на данном оборудовании, от второго - сколько листопрогонов понадобится для того, чтобы воспроизвести изображение требуемой красочности. Так, например, если в выбранной типографии установлена 2-красочная машина, а вам необходимо напечатать полноцветную продукцию (в четыре краски), потребуется сделать два листопрогона. Совмещение красок на оттиске будет хуже по сравнению с печатью на 4-красочной машине.

Итак, что же нужно знать, заказывая дизайнеру разработку макета?

ДЕЛА ПЕЧАТНЫЕ

Первым и главным шагом на пути разработки формата издания является выбор типографии. Именно ее техническое оснащение во многом определяет возможность изготовления продукции того или иного формата. Сможет ли выбранная вами типография выполнить заказ на имеющемся оборудовании или она перепоручит это дело своим коллегам, выступив в роли посредника, разумеется, не без выгоды для себя?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разбираться в печатном оборудовании типографии. Печатные машины подразделяются на листовые и рулонные, об этом мы рассказывали в прошлом номере (см. «Формат» №1). Считается, что существуют четыре форматных группы листовых печатных машин*:

  • малоформатные - 36х52 см и менее;
  • полуформатные - 52х74 см (к этой же группе относятся и американские машины с форматом около 48х66 см);
  • полноформатные - 72х102 см;
  • крупноформатные - 80х110 см и более.

* здесь приводится условная классификация, поскольку у разных поставщиков оборудования формат печати машин, относящихся к одной группе, может тличаться на несколько сантиметров.

Отметим, что листовые машины более гибки в плане варьирования формата. С рулонными машинами все сложнее, но об этом мы расскажем в одном из следующих номеров. Зная основные характеристики печатной машины, нетрудно рассчитать, какие форматы издания на ней целесообразно печатать, сколько бумаги потребуется для печати и каковы будут отходы. Если же представлять, во что оценивается приладка на печатной машине и стоимость листопрогона, то можно приблизительно посчитать, во что обойдется производство. Выяснив, на какой формат печатной машины ориентироваться, вам будет проще выбирать типографию. На следующем этапе можно заняться бумагой.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

Для наглядного решения вопроса с форматом возьмем конкретный пример - 16-страничный каталог формата 17х24 см, скрепленный скобой или сшитый проволокой. Рассмотрим различные способы его изготовления и сравним разницу в стоимости.

ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА

После того как дизайнером подготовлен макет, нужно приступать к изготовлению фотоформ. Здесь есть два подхода: сделать пленки каждой полосы в отдельности и в таком виде сдать их в типографию или вывести сразу спуск полос. Первый вариант удобен, когда неизвестна типография и формат машины, используемой для печати. В типографии из готовых пленок будут вручную выклеивать монтаж полос под свою печатную машину. Это грозит увеличением сроков изготовления тиража, повышением его стоимости, к тому же качество печати, скорее всего, снизится (точность ручного монтажа заметно ниже, чем электронного). Поэтому желательно знать, на какой машине будет печататься тираж, а затем делать спуск полос под конкретную машину. Во втором варианте также могут возникнуть сложности. Иногда бывает так: вывели спуск форматом 70х102 см, а в типографии, которая устраивает вас по расценкам и качеству печати, нет нужной печатной машины. Что делать? Резать пленки и перемонтировать их под формат той машины, которая имеется в выбранной вами типографии, что ведет к лишним затратам времени и денег. Более того, это не всегда возможно.

Для печати тиража можно воспользоваться бумагой предлагаемой в типографии или самостоятельно договориться с поставщиком и выбрать сорт на свое усмотрение. Существует несколько стандартных размеров, в которых поставляется бумага. Теоретически поставщик может ее нарезать как вам угодно, но эта услуга стоит недешево, да и выполняется только при очень крупных заказах. Бумага же стандартных размеров, как правило, соответствует форматам печатных машин, ее значительно проще купить - и это еще один фактор, о котором стоит задуматься при выборе формата издания. Чтобы подобрать бумагу для печати издания, нужна раскладка его страниц, или, как говорят в типографии, полос. Рассмотрим несколько вариантов раскладок для выбранного в качестве примера каталога.

ВАРИАНТ 1

А) Возьмем бумагу стандартного формата 72х104 см - найти ее у поставщиков не составляет труда - и разрежем пополам (сделать это можно в той же типографии, где будут печатать ваш заказ). Получаем бумагу размера 52х72 см, которая вполне подойдет для печатных машин половинного формата. Раскладка на листе в этом случае выглядит так: восемь полос на одной стороне листа и столько же на обороте (рис. 1). Таким образом, на одном бумажном листе можно напечатать 16 полос, то есть все издание. Попробуем рассчитать стоимость для тиража в 1000 экз.

Приладка на 4-красочной машине половинного формата обойдется где-то в 220-250 USD. А поскольку тираж очень мал, то сама печать или не будет учитываться типографией, или составит 0,03 USD. Поэтому стоимость печати тиража будет около 60 USD, а с учетом приладок - приблизительно 500-560 USD. Следовательно, стоимость одного экземпляра по печати составит 0,56 USD. При тиражах больших (например, 10 тыс. экз.) чаще считают не стоимость приладки, а стоимость листопрогона. И если в нашем раскладе он составит, к примеру, 0,04 USD, то вся стоимость печати тиража - 800 USD. Этот вариант хорош для издания со «своей» обложкой. Если же обложка планируется «чужая» - на более плотной бумаге, то целесообразно выбрать вариант 2.

Б) Можно отпечатать издание и на малоформатной печатной машине (36х52 см). В этом случае оно будет состоять из двух бумажных листов (раскладка на рис. 2). Соотвественно, понадобится четыре приладки, что увеличит стоимость печати, хотя приладка на малоформатной машине дешевле, чем на полуформатной. В итоге стоимость печати будет около 700 USD при тираже 1000 экз. (около 180 USD за приладку) и более 1000 USD за 10 тыс. экз.

В) Попробуем использовать лист того же размера (72х104 см) и расположить на нем все полосы издания (рис. 3). Этот вариант можно использовать для полноформатных машин. На одной стороне листа помещается 16 полос, а это значит, что с одного бумажного листа получаются две брошюры. В результате уменьшается время печати тиража. Это оптимально для печати очень больших тиражей. Приладка на полноформатную печатную машину стоит около 350 USD, следовательно, стоимость одного экземпляра при тираже 1000 экз. равна 0,74 USD, а при печати 10 тыс. экз. - 0,11 USD. Стоимость печати тиража 1000 экз. составит 740 USD, 10 тыс. экз. - 1100 USD. Обратитие внимание, как падает стоимость печати экземпляра при увеличении тиража.

Рис. 1
Раскладка полос каталога формата 17х24 см на листе размером 52х72 см (восьмая доля)
Рис. 2
Раскладка полос каталога формата 17х24 см на листе
размером 36х52 см (четвертая доля)
Рис. 3
При печати на полноформатной машине с одного листа размером 72х104 см получается 32 полосы - два каталога формата 17х24 см (шестнадцатая доля). Данный вариант целесообразен для печати больших тиражей
Рис. 4
На листе размером 62х94 см помещается 16 полос каталога формата 17х24 см (восьмая доля). Однако как видно на раскладке, в данном случае нерационально расходуется площадь печатного листа. При печати будет большое количество отходов бумаги. Единственный способ уменьшить отходы - печатать вместе с каталогом еще какую-либо продукцию, листовки, например
Рис. 5
Раскладка полос каталога формата 17х25 см на листе размером 62х94 см (девятая доля). Такой вариант подходит только для клеевого бесшвейного способа скрепления, поскольку у полос издания нет общего корешка
Рис. 6
Раскладка полос каталога формата 17х25 см на
листе размером 80х108 см (шестнадцатая доля)

НУЖНА ЛИ ОБРЕЗКА?

Обрезка нужна, в первую очередь, для придания изданию законченного вида. Всю печатную продукцию условно можно разделить на четыре группы: необрезаемые издания (газеты или афиши); обрезаемые после печати с трех сторон (большинство многостраничных изданий – журналы, брошюры, книги); обрезаемые до печати с двух сторон, а после - с одной (брошюры, выполненные на особых видах брошюровочного оборудования); обрезаемые со всех сторон (листовки, плакаты, визитки и пр.)

Полоса любого издания помимо текста и иллюстраций, содержит дополнительную информацию: шкалу контроля печати, кресты для контроля совмещения, метки обрезки и пр. Все эти элементы служат для процесса печати, а на страницах готового издания их быть не должно. Для этого отпечатанное издание обрезается. Обрезка позволяет избавиться не только от технологических меток, но и от фальцев, позволяя изданию раскрываться. Разрабатывая формат издания, необходимо учесть припуски на фальцовку и обрезку.

ВАРИАНТ 2

Предположим, что для обложки будет использоваться другая бумага, соответственно и печататься она будет отдельно (вариант с так называемой «чужой» обложкой). Для блока возьмем бумагу формата 72х104 см и разрежем на четыре части. Получаем листы размером 36х52 см, которые подходят для малоформатных машин (рис. 2). С одного бумажного листа получаем восемь полос. Для комплектовки блока потребуется полтора листа: восемь полос с одного листа и четыре - с другого: 12 полос издания плюс четыре полосы обложки, которая будет печататься на другой бумаге. В результате количество приладок увеличится по сравлению с ранее рассмотренным вариантом для малоформатных машин (вариант 1б) на две. Можно увеличить количество приладок на одну, если вторую тетрадь блока печатать «со своим оборотом», однако это требует времени на сушку отпечатанной стороны, что не всегда приемлемо.

В результате цена работы заметно вырастет. Стоимость печати одного экземпляра при тираже 1000 экз. составит 0,9 USD, а печать всего тиража - 900-1000 USD. Печать 10 тыс. экз. обойдется около 1400 USD

ВАРИАНТ 3

Все что говорилось ранее было связанно с бумагой формата 72х104 см. Допустим, у нас есть бумага размером 62х94 см -16 страниц на листе не помещается, значит «двойником» печатать не получится. Придется использовать стандартный вариант раскладки в восьмую долю (рис. 4). Таким образом, для печати одного экземпляра 16-страничного каталога формата 17х24 см понадобится всего один бумажный лист.

В первом варианте (см. выше) была рассмотрена похожая ситуация, но там предусматривалась печать на машине половинного формата. Здесь же мы имеем дело с полноформатной печатной машиной, поэтому стоимость приладки будет выше. Кроме того, стоит обратить внимание на площадь запечатывания листа. Если при использовании бумаги размером 72х104 см обрезки составили единицы процентов (фактически обрезались только технологические припуски), то здесь - более 40%. Иначе говоря, в данном варианте потребывалось бы почти в полтора раза больше бумаги, чем реально необходимо. При этом за счет того, что печать не велась «двойником» стоимость работ несколько вырастет по сравнению с вариантом 1в. Печать тиража 1000 экз. составит 830 USD, 10 тыс. экз. - 1300 USD.

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ

Если подходить к выбору формата для печатного издания серьезно, следует учесть некоторые технологические аспекты. Для этого вовсе не обязательно быть профессиональным полиграфистом. Достаточно выяснить, в какой типографии будет печататься ваше издание, вооружиться карандашом, листом бумаги и сделать приблизительные расчеты.

Узнав формат печатной машины, на которой будет печататься тираж, можно прикинуть, как наиболее выгодно использовать площадь бумажного листа. При этом нужно решить две задачи: использовать лист бумаги, наиболее приемлемый для данной печатной машины, и максимально занять этот лист бумаги своим изданием. Если эти задачи решить удалось, то можно быть уверенным, что все технологические возможности снижения цены производства вами учтены. Поэтому, получив в типографии расчеты, неплохо бы вместе с менеджером их проверить. Не исключено, что заказ вам посчитали не по самому оптимальному варианту.

Выбирая формат с экономической точки зрения, лучше решать обратную задачу: исходя из максимального формата бумажного листа подобрать такой спуск полос, чтобы полученное издание было наиболее приближено по формату к желаемому, и при этом занимало максимально возможное поле листа. В этом случае можно быть уверенным, что подобное издание будет оптимальным по затратам на производство.

Напомним, что при спуске полос следует учитывать множество факторов: для шитья проволокой (скрепкой) на одной стороне бумажного листа должно располагаться 2, 4, 6, 8, 12, 16, 24 или 32 полосы. Другое количество полос не удастся скрепить проволокой, потому что нужен общий корешок.

Для клеевого бесшвейного скрепления (КБС) возможны и другие вариатны (3, 9, 10, 14, 15 и т. д.). Однако, хоть в КБС и менее жесткие рамки по формату изданий, этот способ скрепления дороже проволокошвейного и применяется, как правило, для многостраничных изданий. По крайней мере, делать 8-полосный буклет на КБС не принято.

Представленные примеры подтвердили, что выбирать формат нужно исходя из поставленных целей и имеющихся возможностей: каков будет объем, тираж, красочность издания, есть ли ограничения по формату печати или бумаге.

Разумеется, перечислить все возможные варианты использования бумаги в зависимости от формата печати невозможно в рамках одной статьи. Надеемся, что рассмотренные случаи помогли вам понять общие принципы выбора формата и выявить факторы, влияющие на производство.

А4 - ФОРМАТ НЕПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ!

В последнее время в типографиях очень часто приходится слышать: «Отпечатайте мне листовку формата А4».

Вообще-то, форматные ряды А и В не являются форматами печатной продукции. Но здесь мы видим как раз тот случай, когда тенденции времени нарушают классическую терминологию. Дело в том, что серия A определяет обрезные размеры канцелярских бумаг и форматов для производства беловых товаров. Серия В занимает промежуточное положение между форматами A и предназначена в том числе для изготовления листовой печатной продукции (плакатов и афиш). Форматный ряд С используется в производстве конвертов.

Одна из причин, по которой форматные ряды А и В стали использоваться в полиграфии, кроется в следующем. В нашей стране развитие печатной индустрии совпало с развитием офисного оборудования (принтеров, копировальных аппаратов и т. д.), которое и оперировало такими канцелярскими форматами. А поскольку копировальный аппарат довольно долго у нас называли «настольной типографией», то и формат А4 как-то сам собой стал «типографским».

Более того, вследствие расширения печатного сектора (и стремительного сокращения других инженерных направлений) в него стали вовлекаться специалисты ранее не имевшие никакого отношения к полиграфии. Как правило, это были выпускники технических вузов.

Форматный ряд А, знакомый со студенческой скамьи, стал доминировать в терминологии «новых полиграфистов», а издательские стандарты отошли на второй план. Не каждый из вновь пришедших полиграфистов, не говоря уже о заказчиках, мог представить, как выглядит формат 60х84/8. Зато очень близкий размер под названием А4 знают многие.

Можно на все это махнуть рукой, но путаница с форматами усложняет жизнь и полиграфистам, и заказчикам. Дело в том, что отпечатать буклет формата А4 на стандартной бумаге 60х84 (на самом деле это формат А1) с использованием 8-ми полосного спуска не удастся. Он там не уместится. Не хватит места для обрезки, клапана и контрольных шкал. Поэтому из бумаги формата А1 получится изделие формата 20,5х29 см, что хоть и близко к А4, но все же не совсем то. Именно поэтому типовые полиграфические форматы обычно несколько отличаются от канцелярских А3, А4, А5 и пр.

Мы привели несколько вариантов печати 16-страничного каталога формата 17х24 см. Для тех, кто не осознал всю важность выбора формата - еще один пример: возьмем тот же каталог, но уже размером 17х25 см и посмотрим, какие последствия могут быть всего из-за одного (!) сантиметра.

На листе размером 52х72 см такой каталог не помещается (физически раскладка каталога может уместиться, но с учетом требуемых полей на фальцовку и обрезку, его вряд ли удастся разместить)*. Напечатать каталог «двойником» на формате 72х104 см тоже вряд ли получится. Можно попробовать использовать бумагу формата 62х94 см. Но тогда этот способ мало отличается от описанного в варианте 3. Площадь запечатки увеличится всего на 2 см, а значит отходы бумаги окажутся аналогичными (рис. 4). Можно попробовать использовать другую долю печатного листа, например, девятую (рис. 5). Такая схема отчасти снижает расход бумаги, но для нашего каталога не очень подходит: 18-страничные тетради можно скрепить только клеевым бесшвейным способом, а он, кстати, заметно дороже шитья проволокой или скрепкой, да и не очень подходит для малостраничного буклета.

* Есть специальные технологии, которые позволят это сделать, однако в статье говорится о типовом полиграфическом исполнении. О специальных технологиях расскажем в другой раз.

Можно еще использовать 12-ю долю листа и бумагу 72х104 см, но отходы все равно будут заметными, поэтому это тоже не лучшее решение.

При использовании бумаги размером 80х108 см и отходов мало, и под шитье проволокой она подходит (рис. 6). С одного листа получаются два каталога. Все бы ничего, только найти такую бумагу достаточно сложно. Да и печать будет сопряжена с определенными трудностями: придется постараться, чтобы найти сверхбольшую печатную машину под формат бумаги 80х108 см (таких в России единицы, если не считать старых «Планет», печатать на которых высококачественную продукцию вряд ли имеет смысл). Так что скорее всего лист придется разрезать на две части и печатать на машине формата 72х104 см.

Стоимость печати будет от этого существенно выше, поскольку количество приладок, а, соответственно, и их общая стоимость, на машине листового формата увеличится в два раза! Так что цена печати 1000 буклетов будет не менее 1200 USD, а стоимость 10 тыс. - приблизится к 2000 USD. Вот что дал нам один сантиметр изменения формата! Здесь, правда, могут помочь новые модели полуформатных машин с увеличенным форматом печати (например, 75х58 см или 74х56 см), но о наличии такого формата печати все равно нужно знать заранее.

СЧИТАЕМ СТОИМОСТЬ БУМАГИ

Довольно весомую долю в стоимости издания составляет бумага. Для того чтобы определить размер финансовых потерь в случае некорректного спуска полос, необходимо знать стоимость бумаги, требуемой для печати тиража.

Считается все это довольно просто. Сначала вычисляется вес одного листа бумаги. Для этого перемножается длинна на ширину (в метрах), а затем на массу одного квадратного метра в килограммах (эта стандартная характеристика известна всегда и по ней бумаги отличают друг от друга).

По данным варинта 1 (см. статью) для буклета требуется лист формата 72х104 см. Если буклет печатать на мелованной бумаге с массой квадратного метра 130 г, вес одного листа составит примерно 97 г или 0,097 кг (0,72х1,04х0,13=0,0973).

Всего на тираж в 1000 экз. нам понадобится 500 листов бумаги (из каждого листа получается два буклета). Технологические отходы бумаги при малом тираже составят примерно 20%. Таким образом, нам требуется 600 листов бумаги, или 58 кг. Учитывая, что килограмм мелованной бумаги стоит примерно 1,5 USD, на бумагу мы должны израсходовать примерно 90 USD (58х1,5=87).

Печатая тираж в 10 тыс. экз. на бумагу придется истратить примерно 780 USD. В рассчете учитывалось, что при больших тиражах нормы на отходы бумаги существенно сокращаются (например, до 7%).

Теперь попробуем просчитать, что произойдет если мы напечатаем издание с большими потерями бумаги (см. вариант 3). Перерасход бумаги составит 40%. А значит, при тираже в 1000 экз. мы потеряем 35 USD, а при 10 тыс. - почти 320 USD. Много это или мало - каждый решает для себя сам. Кто-то, возможно, сочтет эти погрешности незаметными, более того, разброс цен, который можно получить при расчете заказов в разных местах, скорее всего, перекроет эти величины. Однако важным здесь следует считать сам факт появления лишних затрат, которых, в принципе, можно избежать.

Мы рассмотрели изготовление каталога 17х25 см и трудности, с которыми можно столкнуться. Однако не следует считать этот формат непригодным для печати. Мы лишь продемонстрировали, как может быть велика роль одного сантиметра. Нет смысла перечислять все ситуации, которые могут возникнуть. Главное - иметь представление о возможных последствиях и учитывать их при поиске предприятия, которое будет ваш заказ выполнять. Очень может быть, что подобное предприятие найдется и выполнит заказ в наилучшем виде. Однако по теории вероятности типового оборудования и расходных материалов существенно больше, чем уникального. Так что, по всей видимости, лучше учесть чужой опыт и следовать традициям...

БУМАГА

Для печати используется листовая бумага и бумага в рулонах. В СССР существовали стандарты на выпусклистовой бумаги: 60х84, 60х90, 70х100, 75х90, 80х108 см. Эти размеры соответствуют формату листовых печатных машин и удобны при расчете доли листа. В настоящее время наиболее распространена бумага в листах формата 62х94, 62х84, 72х104 см. Кроме того, в Россию поставляется широкий ассортимент листовых бумаг из Европы и Азии, и они могу иметь любые размеры.

Печать газет и прочей многотиражной продукции осуществляется на рулонных машинах. Для этого используется рулонная бумага шириной 42, 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120, 126 и 168 см (из рулонов этих же размеров часто нарезают листовую бумагу).

Важным параметром бумаги является ее масса, а точнее, масса 1м2. Другое название этой величины - поверхностная плотность; чем она больше, тем выше стоимость бумаги. Для каждого вида печатной продукции используется бумага соответствующей массы: газеты и журналы - до 90 г/м2; «глянцевые» издания - 130 г/м2; подарочные и высокохудожественные книги, альбомы - 130-150 г/м2; обложки - 250 г/м2.

Формат как средство художественной выразительности

Формат - средство художественной выразительности. Звучит как абракадабра, но означает, по сути, одно: правильно подобранный дизайнером формат сделает ваши рекламные материалы более заметными и выразительными. Вы готовите листовки для выставки? Сделайте их шире стандартного размера А4, и они будут выделяться из пачки других листовок и буклетов. Нужен толстый каталог? Попробуйте сделать его квадратным - блок будет легче раскрываться, меньше информации окажется в неудобочитаемом месте, у корешка. Настенный календарь - круглый, треугольный, сильно зауженный - уж точно привлечет внимание.

Разумеется, использование необычных форматов сделает производство более дорогим: понадобится нестандартный штамп или бумаги в отходы уйдет немало... Но эффективность таких приемов будет намного выше, чем при использовании заезженных вариантов.

Конечно, в работе с форматами, как и во всем, нужно чувство меры. Не следует забывать цель разработки конкретной полиграфической продукции. Если вы сделаете визитку необычного размера и она не поместится в визитнице, то ее, скорее всего, потеряют. И буклет с технической информацией, не влезающий в папку для бумаг, вызовет раздражение у ее владельца. Поэтому профессиональный дизайнер предложит вариант не только необычный и привлекающий внимание, но и эргономичный.

просмотров 24486
Другие статьи в рубрике "Полиграфия"
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
0.12