Методы поддержки процесса поиска новых идей (Синектика)
В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона "Синектика: развитие творческого воображения". Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране. Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово "синектика" – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.
Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Но как этого добиться?
С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой стороны необходимость системы обучения, измерения контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее "группового мышления". В ходе этой работы в Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике, как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы.
Наблюдения за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей, дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.
Гордон решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы.
Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает.
Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.
С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции.
Феномен "инсайта" проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.
Таким образом в синектике, по мысли Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, -нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание, имеют в группе синекторов большой психологический престиж, каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.
Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, то есть то, что первоначально было названо автором "игра" и "неуместность". Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами. Оказалось, что здесь существует три общих типа действий:
1. Игра со словами, со значениями и дефинициями.
Она включает в себя преобразование специфической проблемы в ее определение с помощью обобщающего слова или высказывания. В этот механизм также была включена "инверсия" – как еще один метод обыгрывания уже принятых значений.
2. Игра с отрицанием какого-либо основного закона, научного понятия. В рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой нарушен один из законов природы и пытается ответить на вопрос: "Каким образом мы можем добиться этого в действительности?"
3. Игра с метафорой.
Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: "Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?".
Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.
Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:
- Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
- Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
- Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
- Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?
Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике наоборот, скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них значительны отличия в эмоциональной сфере.
Уход от специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний, позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли "энциклопедии", либо "адвоката дьявола" в первом режиме он работает скорее пассивно, т.е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы.
В режиме "адвоката дьявола" он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится много работать над адаптацией специфической терминологии своей специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным переводом, а также допускать "вторжение" группы на "территорию" его области знаний.
Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.
Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны, обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, например, иные методы решения проблем, как правило, не привлекаются. Можно определить синектику как средство для постановки задач. Собственно нахождение решения есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи есть половина решения.
Блок-схема синектического процесса
1. Постановка задачи
2. Перевод задачи, "как она поставлена" в задачу, "как она понимается".
3. Выявление вопроса, вызывающего аналогии.
4. Работа по поиску аналогий.
5. Использование аналогий:
o Прямая аналогия
o Символическая аналогия
o Личностная аналогия
o Фантастическая аналогия
6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.
Операторы синектики
Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс.
Их следует отличать от психологических состояний – таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины "интуиция", "эмпатия" и пр. – просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.
Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным, или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.
Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в окончательно обработанном виде. Глобально синектика включает в себя два базовых процесса:
а) Превращение незнакомого в знакомое.
б) Превращение знакомого в незнакомое.
А. Превращение незнакомого в знакомое
Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему – пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может "проглотить" эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели.
Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.
Б. Превращение знакомого в незнакомое
Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В "известном мире" предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества. Синектика выделяет три основных механизма превращения известного в неизвестное:
1. Личная аналогия.
2. Прямая аналогия.
3. Символическая аналогия.
По мнению У. Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные "орудия" активизации творческого процесса. Существует определенная предубежденность изобретателей против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную "механизацию". Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.
Личная аналогия
Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа. "Химик делает для себя проблему известной с помощью уравнений, описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой". Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной – означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.
Прямая аналогия
Этот оператор обеспечивает процесс сравнения аналогов, параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать.
Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя "тередо", прокладывающего себе тоннель в бревне. Плодотворность использования аналогий постоянно подтверждается в практической деятельности и в наше время.
Фактически применение прямой аналогии – это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.
Символическая аналогия
Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что в символической аналогии для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином "поэтический" здесь подразумевается сжатый, образный, противоречивый обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).
Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов – "заглавие книги". Здесь необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за "заглавием". Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть "необычное в обычном".
Приведем несколько примеров, такого видения анализируемых объектов:
выставка – организованная случайность;
продажа – формализованное доверие;
книга – немой собеседник.
Применение этого механизма в практической работе очень ценно, так как позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.
Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено очень большое количество эффективно работающих специалистов. Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы.
Итак, в этой и предыдущей статьях мы рассмотрели "методы интуитивного поиска", применяемые при решении проблемы: метод мозгового штурма и синектика.
Мозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей.
Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной "прозрачности". Кажущаяся свобода действий в рамках методов – это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства.
Преодолеть этот уровень ограничений предназначен следующий метод – метод свободного действия. Суть метода не может быть раскрыта в короткой статье. Однако общая направленность используемых механизмов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Этот метод позволяет корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводили во все времена фирмы – пионеры к идеям новых товаров, открывали новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняли само это понятие.
А. Кудрявцев
"Практический маркетинг"
www.advertology.ru
- 10 лучших сервисов для дизайнеров и веб-дизайна (2338)
- 16 приемов создания креативной рекламной идеи (16850)
- 8 техник генерации креативных идей - выбор за вами (12354)
- Как разработать рекламный слоган (60273)
- Разработка логотипа - 3 основных типа лого и 10 ключевых составляющих (57629)
- Понятие Фирменного стиля. Базовый комплект фирменного стиля (28600)
- Креатив в рекламе - 4 составляющих успеха (33079)
- Креативная стратегия для разработки элементов фирменного стиля (27693)
- Правила проектирования фирменного стиля. Изучаем этапы (19898)
- Что такое креативность? (27168)
- Disruption - официальная креативная технология TBWA (18844)
- Зачем нужен фирменный стиль? (31312)
- Классические и современные техники создания креативной рекламы (20070)
- Использование метафор - это кратчайший путь к подсознанию (28983)
- Стадии развития креативных технологий. Методика Мозгового штурма (16882)
- Успешная реклама. Нужен ли креатив? (20345)
- Что такое “Фирменный стиль” (144899)
- Каким должен быть фирменный стиль компании? (40870)
- Классификация элементов фирменного стиля - основные элементы (43344)
- О фирменном стиле замолвите слово. Опишем фирменный стиль простыми словами (20563)
- Разработка фирменного стиля торговой марки (25511)
- Что такое креатив? Эффективность или креативность (20549)
- Что такое креатив? Разбираемся с понятием (23615)
- Как сочиняют слоганы - 5 основных приемов с примерами (22248)
- Дизайн рекламы (93099)
- Психологический дизайн фирменного стиля (30075)
- Красный цвет - цвет лидера. Дизайн рекламы в красных тонах (27061)
- Джон Джилрой - великий рекламный дизайнер (1898-1985) (18593)
- Психологические закономерности восприятия рекламных текстов (28955)
- Приемы и методы рекламного воздействия на Аудиторию (56703)
- Сделайте нам красиво. Что заказчики ждут от рекламного агентства (13358)
- Визуальное позиционирование упаковки. Влияние цвета на целевую аудиторию, примеры (24292)
- Создание креативной рекламы с единой сюжетной линией (18919)
- Техника персонификации в создании креативной идеи - пример с Вимм-Билль-Данн (16233)
- Секс в рекламе - сила воздействия (20943)
- Шок, эпатаж или креатив? (14815)
- Психология цвета в рекламе. Семантика цвета (24282)
- Шрифт в дизайне - Основные элементы текста. Правильный подбор шрифтов (31722)
- Графическое и шрифтовое оформление рекламы. Практические рекомендации (53829)
- Цветовой круг. Практическое руководство для дизайнера и художника (25543)
- Декоративные шрифты. Типы декоративных шрифтов. Кому это нужно? (31823)
- Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций (63112)
- Креативные Рекламные ролики - креативная идея как основа (32642)
- Выразительность рекламной фотографии. Как зацепить потребителя? (20103)
- Креативное мышление в рекламе. Мозговой штурм и метод латерального мышления (23378)
- Big Idea - Долгосрочная стратегия креативного позиционирования (17948)
- Чей это след? Пример креативной идеи и успешной Рекламной кампании (14647)
- Теория построения шрифта. Виды шрифтов и их особенности восприятия для художников (36288)
- Шрифт и текст - основные понятия. Шрифт как элемент дизайна (24562)
- Что такое креатив? Рекламный и PR креатив - показатель эффективности (68891)
- Цветовые веера Pantone. Цветовые библиотеки для графического дизайна и полиграфии (24312)
- Основы теории цвета. Цвет в Дизайне рекламы (41666)
- Сергей Пронин о том, как создается креатив (18530)
- Твоя первая этикетка. Дизайн этикетки - основы цвета и первые шаги (49245)
- Критерии оценки креативной идеи (21638)
- Второе пришествие Axe. История креативного продвижения бренда (15382)
- 8 советов для создания креативной рекламы от Дэвида Огилви (83611)