Рекламная Полиграфия

Новый год кормит. Новогодняя стратегия продаж

В преддверии Нового года торговля традиционно оживилась. Особенно усердствуют продавцы праздничной атрибутики и подарков.

Вот так бы всегда

Рынок новогодних товаров — праздничной атрибутики и подарков — существует лишь один месяц. Подарочный ажиотаж разгорается трижды в год: в канун дня святого Валентина, 8 Марта, но самые большие продажи — перед Новым годом. В последнее время новогодние и рождественские праздники, по определению торговцев, стали коммерческими. В декабре прибыли магазинов за счет продажи искусственных елок, Дедов Морозов (отчего-то больше напоминающих Санта-Клаусов), елочных украшений, канцелярских мелочей, деликатесов, сувениров и “всякой всячины”, без которой не обходится ни один Новый год, увеличиваются в несколько раз в сравнении с ноябрем.

По наблюдению директора гипермаркета “Караван” Виктора Пивовара, только за первую неделю декабря продажи увеличились на 25-30%, а в последнюю предновогоднюю неделю прогнозируется рост оборота магазина до 50-60%. “В последние дни уходящего года продажи возрастают на 60-80%”, — добавляет маркетинговый директор бутика “Л’Єскаль” Ирина Филиппова. “В декабре прибыли нашей компании вырастают в десять раз по сравнению с другими месяцами”, — отмечает Сергей Хлебников, директор концерна “ЙоКо”, специализирующегося на поставках импортных товаров, в т. ч. новогодней атрибутики.

Торговые компании, как правило, на декабрь разрабатывают отдельную стратегию — утверждается новый маркетинговый план, пересматривается ассортимент продукции, применяется особенный мерчандайзинг, нанимается дополнительный персонал (кстати, по данным аналитической компании International Data, в период празднования миллениума 85% американских компаний расширили штат).

Однако специфика продаж новогодней атрибутики и подарков делает этот бизнес рискованным. Особенно, если компания большую часть прибыли получает именно от предновогодней торговли. “К примеру, в этом году произошли некоторые сбои в работе банков, что привело к проблемам с проплатой товаров и, соответственно, — к срыву импортных поставок. А ведь такую “временную” продукцию, как новогодние подарки и елочные игрушки важно разместить на прилавках в срок, так как после праздника они уже никому не интересны”, — говорит Хлебников.

Большие расходы связаны и с транспортировкой эксклюзивных, ограниченных в количестве товаров. Магазинам также приходится в большом количестве списывать елочные игрушки. В одной торговой сети рассказали, как в прошлом году им пришлось выбросить большую партию игрушек — они попросту разбились во время транспортировки.

Поэтому специалисты рекомендуют взвесить все за и против, прежде чем разместить на прилавках новогодний товар. Особенно важно четко предусмотреть с партнерами сроки поставки товара, при этом в договоре предусмотреть возможные форс-мажоры.

Подарочный “быстроупак”

В поисках заработка на новогоднем ажиотаже торговые центры, супермаркеты, бутики все большее внимание уделяют такой маркетинговой уловке, как упаковка сувенирной продукции в новогодне-рождественском стиле и формирование подарочных наборов. Причем часто благодаря яркой упаковке некоторые торговцы успешно распродают залежавшийся товар.

Специальные фирменные наборы (закупаются отдельно) обязательно входят в ассортимент как узкоспециализированных магазинов, так и торговых центров и супермаркетов. Спектр наборов весьма широк — от косметики и парфюмерии до гастрономических, алкогольных и кондитерских изделий. Специальным рождественско-новогодним дополнением могут быть сувениры — небольшие наборы игрушек, маленькие искусственные елочки.

Скажем, в бутике “Л’Єскаль” представлены специальные, составленные самостоятельно, праздничные наборы, например, туалетная вода и лосьон в красивой новогодней упаковке — оберточной бумаге, перевязанной яркой ленточкой и украшенной рождественским сувениром (елочкой, колокольчиками, фигуркой ангелочка или Деда Мороза). Примечательно, что если покупать товар, включенный в такие наборы, отдельно — потратишься на ту же сумму, что и при покупке “два в одном”. Хотя в других бутиках, как правило, цену товара в наборе завышают. В данном случае ценовую политику “Л’Єскаль” можно объяснить наличием ажиотажного спроса на праздничные наборы.

Корпорация “Праздник”

За последние годы, отмечают продавцы, в несколько раз вырос спрос на корпоративные новогодние подарки — практически в каждой фирме, заботящейся о корпоративном духе и своем имидже, принято поздравлять сотрудников и партнеров. Некоторые компании, специализирующиеся на сувенирно-подарочной продукции, в преддверии новогодних праздников формируют даже специальные отделы для корпоративных клиентов.

“Перед Новым годом мы добавили к своим услугам такое предложение, как корпоративный подарок и ввели должность менеджера по корпоративным подаркам, — рассказывает менеджер по маркетингу и рекламе компании “Аллен” и магазинов подарков “Тенденс” Светлана Кравченко. — В функции менеджера входит формирование ассортимента, подбор составляющих, выбор упаковки, декора, общение с клиентами”.

До 70% всех продаж составляют новогодние подарки, которые предлагает своим клиентам компания “Фудсервис” от ТМ “Конфаэль”. Как рассказывает руководитель корпоративного отдела компании Наталия Савченко, отдел работает уже два года, занимается исключительно корпоративными подарками ко всем праздникам, и не только календарным. “Этот отдел один из самых прибыльных, — объясняет специалист, — его товар будет продан почти наверняка, то есть наперед. В этом бизнес-направлении нет таких рисков, как в розничной торговле”.

В силу сложившегося общественного мнения подарки должны быть большими, дорогими или, по крайней мере, нетривиальными, подчеркивающими особое расположение к тому, кто становится счастливым обладателем практичной и красивой вещи. Автоматически это представление учитывается и при формировании категории деловых, корпоративных подарков.

Традиционно в канун Нового года принято дарить дорогие подарки. Хотя, по словам продавцов, часть компаний, на западный манер, обходятся и символической “мелочью”, какими-нибудь рождественскими сувенирами, о которых, как правило, вспоминают в последний момент. Производители мелких презентов premium-сегмента обычно предлагают эксклюзивные открытки, еженедельники, ручки, визитницы, бумагодержатели, брелоки. Спрос на такой товар стабильный.

Однако эксперты утверждают, что в последние годы стало модно делать на Новый год необычные подарки — национальная одежда, экзотические сувениры и восточная атрибутика с недавних пор пользуются в Украине ажиотажным спросом. “В корпоративных подарках, чтобы избежать банальности, важно выдержать стиль, сочетая его с ценой”, — говорит менеджер по рекламе и развитию компании “Презент” Юрий Кириченко.

Богатые корпоративные клиенты все чаще заказывают очень дорогие эксклюзивные подарки — с гарантией того, что ничего похожего не появится в рознице. “Наибольшим спросом пользуются корпоративные подарки с индивидуальными элементами, — добавляет Наталия Савченко. — В каждом таком изделии всегда присутствует атрибут компании — цвет, логотип, символический предмет”.

Впрочем, отмечают продавцы, сейчас пользуется спросом буквально все, что имеет даже косвенное отношение к приближающемуся празднику — в ассортименте крупных торговых компаний наличествует более 2000 новогодне-рождественских товарных позиций.

Лучший новогодний товар

Большинство специалистов торговых компаний наиболее раскупаемым товаром накануне Нового года называют елочные украшения, подарочные кондитерские наборы и шампанское. Причем продажи шампанского в Украине в преддверии новогодних праздников в текущем году увеличились примерно на 30% по сравнению с прошлогодними показателями. “Текущий сезон отличается от предыдущего очень сильно. Можно наблюдать большой рост продаж шампанского, что связано с увеличением покупательской способности”, — отметил начальник отдела маркетинга Киевского завода шампанских вин “Столичный” Валерий Романский.

По его словам, в Украине значительно возросло потребление сладкого шампанского. Уже на протяжении нескольких лет производство шампанского имеет сезонный характер. В частности, ежегодно в ноябре-декабре его продажи возрастают в 5-7 раз. “За три последних месяца мы производим столько же, как за девять предыдущих”, — констатирует Романский. При этом, по его словам, самым потребляемым является “Советское Шампанское”, доля которого на украинском рынке шампанского составляет около 80%.

Уголок потребителя

“Спектр корпоративных подарков огромен, — утверждает специалист по рекламно-сувенирной продукции компании “Профит-центр” Елена Кулик, — от забавных мелочей до дорогих вещей”. Это и подставка для мобильного телефона в виде кожаного кресла, и настенные часы, металлические и кожаные визитницы, пластиковые календари. Подарок может быть прост, как, например, карандаш, а может быть дорогим и внушительным, например, настольный набор из дерева дорогой породы, обсидиана или малахита.

Символическим новогодним подарком может стать елочная игрушка, на которую нанесен логотип фирмы, статуэтки ангелочков или колокольчики. Последние могут обойтись в 10 грн, а могут стоить едва не целое состояние (скажем, ангелочки из горного хрусталя).

В дополнение к обычному еженедельнику, подарку практичному и весьма актуальному под Новый год, ТМ “Конфаэль” предлагает ручку, визитницу, приготовленные из шоколада, и конфеты с новогодними узорами — все упаковано в шоколадную коробку (от 137 грн). Эксклюзивным считается подношение, например, корпоративной книги с обложкой “фирменного” цвета и историей компании на первой странице, за которой — коробка шоколадных конфет с новогодними узорами (от 70 грн).

Более скромный подарок — елочная игрушка: шоколадный шар, обернутый в фольгу (от 50 грн) или “сладкая” открытка с Дедом Морозом (от 40 грн). Роскошный подарок — живописный съедобный зимний пейзаж на белом шоколаде (3300 грн). Веселым презентом могут стать шоколадные коньки или шоколадные спички.

Логичное дополнение к шоколаду — искристое игристое шампанское, которое считается самым новогодним напитком. “Негазированные” благородные напитки тоже кстати. Вино, говорят, — лучший подарок, к тому же может служить весьма презентабельным новогодним подношением. Дамам — “визитка” Массандры — десертное ликерное вино “Мускат белый Красного камня”, скажем, 1975 года (387 грн). А мужчинам — “Херес” 1955 года (200 грн).

И все же к каждому Новому году многие стараются подбирать подарки в соответствии с восточными традициями. К грядущему году Петуха символическим подарком будет подобие мудрой птицы — хрустальные, керамические, деревянные фигурки. Сохраняя верность родным традициям, можно выбрать что-то из сувениров народного промысла: керамические свистульки-“петушки”, резные тарелки из дерева, инкрустированные жемчугом, вышитые картины, гобелены, расписные шкатулки.

“Можно украсить елку в украинском стиле, — рассказывает генеральный директор фирмы “Украинский сувенир” Николай Степаненко. — Такой подарок будет весьма оригинальным”. Не стоит забывать и о не особо функциональных вещах — симпатичных безделушках, символизирующих торжество. Например, искусственные елки, и елочные игрушки, без которых не обходится праздничный интерьер дома.

Кстати

Самые щедрые в канун Рождества и Нового года... немцы. Они тратят на подарки к зимним праздникам до 57% месячной зарплаты. Среднестатистический британец отдает за подарки для родных и близких от $51 до 200. Американцы готовы раскошелиться на сумму до $2000, но считают, что стоимость подарка коллеге-сослуживцу не должна превышать $7-8.

 

 

просмотров 24483
Другие статьи в рубрике "Медиапланирование"
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
1.22