Геомаркетинг, или как оптимизировать некоторые маркетинговые операции. Используем ГИС
Такие понятия как "маркетинг" и "менеджмент" уже давно укоренились в повседневном обиходе, перестали резать слух и казаться "веянием запада". А вот термин "геомаркетинг" является относительно новым для российских "управленцев", и далеко не каждый профессионал в области маркетинга сможет сходу растолковать вам, что кроется за этим звучным словом
Так что же это такое, "геомаркетинг"?
Определений существует множество, но все они сходятся в том, что геомаркетинг – это технология принятия решений в управлении пространственно-распределенными объектами. С помощью геомаркетинга вы легко найдете ответы на следующие вопросы: Кто мои потребители? Каково их место работы и проживания? На какую продукцию осуществляется спрос в данном районе? Где и как работают мои конкуренты? Как рациональнее распределить зоны ответственности, а также расширить торговую территорию? Геомаркетинг находит своё применение как в бизнесе, так и в банковском деле, как в менеджменте, так и в логистике, не говоря уже о правовом анализе и экономических исследованиях.
На протяжении долгого времени маркетинг устанавливал прочные связи с социологией, психологией, менеджментом. Однако это не позволяло избежать дополнительных экономических издержек, никак не удавалось избежать ошибок в стратегическом и тактическом планировании до того момента, пока маркетинг не стал "географичным". Отсутствие четкой параллели между маркетингом и географией неизбежно приводило к нерациональному распределению ресурсов и к спорным управленческим решениям.
Почему именно география, и чем она смогла "обогатить" современный маркетинг?
Эффективное функционирование фирмы в современных рыночных условиях – основная задача, которую ставит перед собой маркетинг. Это своеобразный вид человеческой деятельности, направленный на организацию взаимовыгодных отношений между производителями и потребителями. В связи с тем, что обе стороны (владельцы товара и его потребители) контактируют не напрямую, а в пределах определенного геопространства, в процессе маркетинговой деятельности постепенно формируется особый вид географического пространства – геомаркетинговый.
Таким образом геопространство представляет собой определенную среду, где непосредственно реализовывается основная маркетинговая функция, существуют экономические субъекты в рамках рыночной экономики. Любой маркетолог будет стремиться к тому, чтобы геомаркетинговое пространство имело минимальную протяженность (т.е. предполагало бы непосредственное контактирование производителя с потребителем при наименьшей территориальной удаленности друг от друга), а, следовательно, не теряя на издержках, приносило бы максимум прибыли в общую копилку фирмы.
Геомаркетинговая среда и геомаркетинговая система.
Геомаркетинговой среда представляет собой совокупность экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов, т.е. сочетание сил на определенной территории, где компания может оказать большое влияние на реализацию своей маркетинговой функции. Нельзя забывать, что все факторы геомаркетинговой среды расположены в пределах одной территориальной единицы, что придает им некую целостность. Однако фирма не только испытывает влияние со стороны факторов геомаркетинговой среды, но и сама воздействует на нее. Таким образом образуется целая геомаркетинговая (геоинформационная) система - ГИС, в которой основным звеном является компания.
Геотовар – специфический товар. Его стоимость зависит от степени его благоприятности для организации того или иного вида человеческой деятельности. Важно знать не только то, на сколько различаются величины стоимостей геотоваров, но и где заканчивается одна стоимость и начинается другая. Зачастую определить это бывает очень непросто.
Широта применения ГИС-инструментов
Необходимо учитывать и то, что каждый отдельный регион имеет свою специфику. Одна и та же стратегия в двух различных территориальных уголках может привести к совершенно противоположным результатам. С помощью ГИС-инструментов Вы легко определите, какие товары и услуги наиболее оптимально соответствуют поведению и доходам жителей конкретной местности. Вы сможете также получить информацию о состоянии местного рынка для наиболее правильного планирования торговых площадей, прогноза объемов продаж, проведения маркетинговых мероприятий и многих других операций. Преимущество такой системы в том, что данная структура чрезвычайно проста для восприятия, а вся необходимая информация может поместиться на обычной географической карте.
В ходе составления карты рассматриваются 2 основные маркетинговые задачи:
1) Обоснование открытия данной торговой точки
2) Маркетинг территорий
При этом каждая подзадача может не только рассматриваться в маркетинговых отчетах как часть исследования, но и являться независимой.
Функциональность решения маркетинговых задач будет зависеть от полноты анализа, целей и профиля компании:
Если у компании существует довольно разветвленная структура (множество торговых точек, сетей, филиалов),
Если компания нацелена на постоянный мониторинг и анализ экономических показателей (будь то показатели собственной сети или конкурентов),
Если компания готова тратить ресурсы на исследование сопутствующих факторов, вызывающих и/или влияющих на эти показатели, (такой фирме лучше приобрести собственное программное обеспечение, обучить персонал и т.д., в общем, - развернуть корпоративную географическую информационную систему "в офисе"),
Если же компания желает время от времени получать информацию о ситуации на своем и других рынках, "привязанных" к определенным территориям,
Если фирма считает необходимым учесть в маркетинговых исследованиях дополнительную информацию (демографию и пр.) и целесообразным минимизировать затраты на ее приобретение (такой компании достаточно приобретать серию ГИС-отчетов, помогающих решать любые пространственно-временные задачи на различных этапах маркетинговых исследований).
Пожалуй, геомаркетинг является единственным наиболее полным и действительно эффективным средством любого пространственного анализа распределенных на определенной территории бизнес-структур (сетей, различных торговых точек, филиалов и пр.) и факторов, влияющих на их работу (от плотности населения и пассажиропотоков в метро до косвенных смоделированных показателей зон проживания богатого населения и пр.).
Методы геомаркетинга стали применяться на рынке услуг сравнительно недавно. Но уже проведенные картографические исследования предоставили подробнейший анализ изучаемого маркетингового рынка.
Источник: Advertology.ru
по материалам Цветкова В. Я.
- Ошибки планирования рекламной кампании или… Как потратить рекламный бюджет с умом (10835)
- 8 рецептов рекламы услуг салона красоты. И не забываем про соцсети (13454)
- Три основных составляющих медиаплана в Сети интернет и 11 простых этапов рекламной кампании (52284)
- Медиапланирование (185440)
- Медиапланирование в рекламе (62601)
- Маркетинг и медиапланирование. Концептуальный разговор о теории “recency” (31363)
- Удачная стратегия размещения в СМИ – залог успеха всей рекламной кампании (27772)
- Введение в медиапланирование. Медиаплан - основа любой Рекламной кампании (25206)
- Охват и эффективная частота контактов с рекламным сообщением (26568)
- Важнейший показатель медиапланирования - стоимость одного рекламного контакта (31668)
- О пользе планирования рекламных бюджетов (19892)
- Алгоритм поиска и оценки ресурсов рекламной кампании - борьба за эффективность (18383)
- Пособие для начинающих рекламистов. Реклама как составляющая часть маркетинга (30119)
- Выбор стратегии медиапланирования рекламной кампании (24427)
- 4 мифа о медиапланировании. Не все правила работают (20252)
- Стадии рекламирования (16989)
- Медиапланирование: термины первой необходимости (28245)
- Основы медиапланирования - краткий курс (34105)
- Аксиомы рекламной кампании. Принципы Выбора СМИ - рейтинги и охват аудитории (113732)
- Базовые понятия в медиапланировании. Классификация понятий медиапланирования (20134)
- Медиапланирование - мифы и реальность. Медиаплан для небольших бюджетов (15299)
- Медиапланирование для средних и мелких рекламодателей - цели и специфика РК (16906)
- Гениальные идеи носятся в воздухе. Но основа - это бриф (20976)
- Стратегии продвижения банковских продуктов (16340)
- Практика алкогольного продвижения - 4 основных стратегии в примерах (23071)
- Проблемы традиционных исследований рынка. О важности исследований в медиапланировании (13781)
- Как незаметно потратить рекламный бюджет? 10 правил для руководителей (17608)
- Новый год кормит. Новогодняя стратегия продаж (24754)
- Воспитание верности клиента. Лояльность покупателей (23819)
- Отслеживание Эффективности Рекламной Кампании (20420)
- Конструктивный маркетинг: конкурентное преимущество и торговые марки. От теории к практике (15262)