Реклама никак не остановится
Октябрь 2004

Российский рекламный рынок ведет себя совершенно непредсказуемо. Начав интенсивный рост после кризиса 1998 года, он никак не может остановиться, хотя должен был хотя бы замедлиться еще год назад. Ближе к концу года вопрос, что станет с рынком рекламы в следующем году, становится невероятно актуальным.
На международном конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) о перспективах телерекламного рынка в ближайшие годы рассказывал Сергей Васильев, гендиректор группы компаний "Видео интернешнл".
По его мнению, прирост рекламы пойдет помедленнее и устремится она в регионы. Другие эксперты, в общем, с ним соглашаются, хотя и смотрят на будущее более оптимистично.
С 2001 года рост бюджетов, затраченных на СМИ, в частности на телерекламу, был почти угрожающим. Если в 2001 году на телерекламу было потрачено $510 млн, в 2002 – $900 млн, а в 2003 – $1 210млн, то в этом году цифра эта достигнет уже $1 700 млн. То есть за три года объемы увеличились больше чем втрое.
Тенденция эта, по словам Сергея Васильева, сохранится, но рост уже не будет столь значительным – в 2005 прирост составит всего 15%. Впрочем, заметил гендиректор ВИ, при составлении прогноза не учитывались макроэкономические факторы: "Фактор удвоения ВВП я не учитывал".
А учитывался опыт развития рынков, сравнимых с российским, в частности Бразилии и Мексики, а также стран Восточной Европы, которые "стартовали из похожих условий".
В 2003 году вещающие из Москвы телеканалы выставили на продажу порядка 1,3 млн 30-секундных рейтингов по аудитории старше 18 лет. Приблизительно такой же показатель будет и в этом году, и в ближайшие два года.
То есть физические возможности размещения рекламы на каналах, вещающих из Москвы, останутся прежними. Больше увеличивать объемы рекламного времени некуда.
Причин, приведших к сокращению объемов рекламы на телевидении, по словам Сергея Васильева, несколько. Это и законодательное понижение разрешенных объемов рекламы с 25% до 20% телеэфира, и опасение каналов потерять зрителей из-за большого объема рекламы. Но самое главное – рост цен на размещение рекламы.
Дальнейшее повышение, которое неизбежно, вытеснит из телеэфира рекламодателей с небольшими рекламными бюджетами, поскольку бюджет меньше $3–5 млн, затраченных на телерекламу, – выброшенные деньги. Остается несколько возможностей, одна из которых – обращение к региональным телеканалам.
К ним, кстати, обратятся и крупные рекламодатели, которые могут позволить себе рекламу и на федеральных каналах, но с ростом цен их неизбежно заинтересует вопрос: "на что идут эти деньги".
То, что количество рекламы на федеральных каналах ограничено, а цены на нее возросли, приведет, по мнению гендиректора "ВИ", к росту регионального рекламного рынка.
"Сегодня почти четверть аудитории российского телевидения формируют не федеральные и не сетевые каналы, – заявил Сергей Васильев. – То, что обычно в измерениях относится к "другим", это и есть региональные каналы. Их рыночная доля растет. И это четкая тенденция".
Это вполне закономерно: по мере развития телевидения растет качество программ региональных каналов, вслед за этим растет и их аудитория.
"Начинается долгосрочный процесс перераспределения телевизионных рекламных бюджетов с национального на региональный рынок, – заявил Васильев. – За последние четыре года доля регионального телерекламного рынка выросла с 20% до 24%, а его абсолютная величина приближается к отметке в $400 млн. В течение следующих трех лет мы ожидаем удвоения региональных телебюджетов".
Многие крупные компании уже обратили внимание на регионы. Так,
доля регионального бюджета в телерекламе компании LG Electronics выросла с 2,3% в 2001 до 8,9% в 2004 году.
Конкурирует с региональным телевидением, оттягивая на себя бюджеты, наружная реклама. Ее доля – 20% в общих рекламных бюджетах, а это, пожалуй, самая большая доля в мире. Рост "наружка" демонстрирует впечатляющий. Если в 2001 году на наружную рекламу было потрачено $ 275 млн, в 2002 – $400 млн, а в 2003 – $ 530 млн, то в 2004 рост не прекратился – $615 млн, а в 2005 ожидается увеличение еще на миллион долларов.
Все та же компания LG Electronics в 2001 году потратила на наружную рекламу 49% рекламного бюджета, а в 2004 – эта цифра достигла уже 65%.
Причину такого лавинообразного роста спроса на наружную рекламу Сергей Васильев объясняет тем, что "наружникам", а прежде всего News Outdoor, удалось консолидировать рынок и предложить ясные правила и понятную технологию размещения рекламы: "Рекламодатели им верят, и притом очень серьезно".
Рост региональной телерекламы характерен для всех стран. Нам, по мнению Сергея Васильева, мешает отсутствие привычной для телевизионного рекламодателя технологии продаж рекламных возможностей на региональном телевидении, отсутствие (или недостаточность) "приличного" программного наполнения и ограниченность мониторинга рекламных усилий и системы измерения аудитории региональных телевизионных каналов.
Мнения других игроков рынка довольно близки к мнению Васильева. Однако они не столь оптимистичны в оценке роста региональной рекламы, зато прогнозы относительно общего роста телерекламного рынка гораздо более оптимистичны. "Конечно, реклама будет расти и дальше, – считает Сергей Пискарев, генеральный директор "НТВ-Медиа", продающего рекламные возможности НТВ и ТНТ. – Существуют разные экспертные оценки. Мне ближе та, которая предсказывает рост на 20–25%.
В регионах рост пойдет побыстрее, но разница будет незначительной. Рост в регионах будет объясняться повышением платежеспособности там – это главный фактор".
Вообще, эксперты предрекали, что уже в этом году рост рекламного рынка несколько замедлится. Но, когда в конце июля экспертный совет Российской ассоциации коммуникационных агентств (АКАР) объявил об итогах первого полугодия, выяснилось, что вопреки прогнозам рекламный рынок продолжает демонстрировать высокие темпы роста и все еще никак не "успокоится" после кризиса шестилетней давности.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"






Август 2025 - ИсследованияИюль 2025 - Исследования
- Каковы перспективы TikTok как рекламной площадки? (228)
- Как питаются российские школьники? (235)
- Как люди относятся к рекламе в кинотеатрах? (261)
- Насколько популярны чат-боты с искусственным интеллектом? (434)
- Каков в России индекс доверия рекламе? (915)
- Сколько покупателей верят в честность скидок? (931)
- Какая реклама лучше работает в «Телеграм»? (1118)
- Насколько россияне привыкли к интернет-рекламе? (1726)
- Как россияне делают онлайн-покупки? (1741)
- Как бренду быстро повысить лояльность клиентов? (1953)
Июнь 2025 - Исследования
- Кто такой селлер маркетплейса? (2181)
- Как мини-игры влияют на покупки россиян? (2078)
- Как выбрать Amazfit - подробное руководство по умным часам (606)
- Как онлайн-магазину не разориться на продаже одежды и обуви? (2147)
- На кого влияет таргетированная реклама? (2137)
- Что ценят россияне в рекламе от искусственного интеллекта? (1912)
- Сколько россиян будут доверять СМИ с искусственным интеллектом? (2108)
- Как рассчитать формулу внимания потребителя? (1630)
- Сколько потратили бренды на продвижение в спортивном контенте? (2117)
- Как потребители воспринимают ИИ-рекламу? (2086)
- Обучение на клинического психолога и повышение квалификации по арт-терапии (521)
- Преимущества франчайзи: почему выгодно открывать бар по франшизе (853)
- Как меняется поведение молодежи в Интернете? (2506)
- Как молодежь тратит свое свободное время? (2384)
Май 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (2766)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (2749)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (2629)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1858)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1824)
- Как научиться играть в покер (130)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2418)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2333)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2385)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (2128)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2601)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4420)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2737)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (2045)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (707)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1995)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (7004)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (2012)
- Пиратская карта в онлайн казино ПинАп (191)
- Какую рекламу видит покупатель? (2612)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2358)
- Охотник за сокровищами в Рояль казино (221)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2404)
- Почему геймблеры выбирают Слотозал казино (271)
- Охотники на Троллей в казино Вулкан 24 (248)
- Особенности слота Big Ghoulies в казино Gmslots Deluxe (247)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2696)
- Игровые аппараты в онлайн казино Vulkan 24 (253)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2905)
- Иллюзионист в онлайн-казино Гаминатор Делюкс (229)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (7071)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2683)
- Какие возможности предоставляет геймблерам официальный сайт Martin casino (296)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1353)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2210)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (235)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (2172)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (257)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (2148)
- Сказочные приключения со сказочными выигрышами в Он Икс казино (241)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1957)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1791)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2291)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1773)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (282)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (283)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (280)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (288)
- Как россияне узнают о киноновинках? (2057)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (458)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2237)
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (9104)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (2137)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (332)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (2100)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (2041)
- Как влияет реклама банков на россиян? (2108)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2261)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5383)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2227)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2594)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2459)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2370)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2289)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (352)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2531)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2334)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (2037)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (707)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2161)
- Как устроен вебкам-бизнес (566)
- Серебристый олень в 7k казино (331)