Исследования
Рекламная Полиграфия
Новости рекламы

Скрытое действие флага

Январь 2008

Исследования - Скрытое действие флага

Израильские учёные сделали очередной шаг на пути создания «психотронной пушки», способной влиять на сознание избирателя. По крайней мере, они знают, как заставить электорат активно голосовать за центристов. Всё дело в государственном флаге.

Добрая традиция показывать развевающийся флаг перед новогодним телевизионным поздравлением существует не только в России. Психологи из Еврейского университета Иерусалима показали, что это не только пробуждает патриотические чувства, но и влияет на электоральные предпочтения.

Более того, во всех экспериментах ученые использовали подпороговый зрительный сигнал, который влиял на подсознание испытуемых добровольцев. Ни один из 300 студентов не заметил на белом мониторе демонстрируемое изображение голубой звезды Давида. Психологи не пояснили, каким образом они «прятали» картинку. Сделать это можно по-разному - например, показывая картинку на очень короткое время (знаменитый «эффект 25-го кадра») или мелкими частями на фоне случайного «шума».

Испытуемых случайным образом делили на две равные группы. Одна из них подвергалась незаметной «промывке мозгов», вторая - нет.

В первом опыте у добровольцев выясняли их отношение к палестино-израильскому конфликту. Оказалось, что среди тех, кто, не замечая этого, разглядывал голубой магендовид, статистически значимо - и существенно - выросло число умеренно настроенных израильтян. Что ещё более важно - психологи добились изменения политических взглядов - «обработанная» группа практически полностью решила голосовать за центристов. Во втором эксперименте те же самые результаты были подтверждены при опросе касательно вывода израильских поселений из Сектора Газа; опрос проводился во время соответствующей эпопеи полтора года назад.

По словам руководителя исследования Рана Хасина, самый поразительный их результат - это итоги реального голосования на выборах в Кнессет, состоявшегося вскоре после завершения третьей фазы исследования. Когда учёные опросили испытуемых об их выборе, выяснилось: те израильтяне, которым за несколько дней до выборов незаметно показывали израильский флаг, не только хотели голосовать за центристов сразу после сеанса, но именно так и поступили на избирательных участках. При этом работа иерусалимских психологов в статистически равной степени обеднила поддержку как правого, так и левого фланга.

Роль подсознания должна быть ещё больше в менее политически активных странах, где большинство выбирает за кого голосовать уже в зашторенной кабинке, полагаясь на «интуицию», а не на знания о программах партий.

В ближайшее время психологи планируют увеличить объем выборки (числа добровольцев) и проверить влияние «подсознательных» сигналов, отличных от государственного флага. Ведь именно центристы руководили правительством Израиля перед упомянутым голосованием, поэтому могли чаще появляться на фоне государственного флага просто по протокольным причинам. /Пётр Смирнов, "Газета.Ru"/

8663
Читайте в рубрике "Исследования"
Ноябрь 2024 - ИсследованияОктябрь 2024 - ИсследованияСентябрь 2024 - ИсследованияАвгуст 2024 - ИсследованияИюль 2024 - ИсследованияИюнь 2024 - Исследования
Реклама на сайте:
журнал Практика Рекламы
0.22