Индекс потребительского доверия рухнул. Везде
Июль 2020

Во II квартале 2020 года уровень потребительского доверия во всем мире пережил самое драматичное снижение за все время измерений в течение последних 15 лет.
В России уровень потребительского доверия опустился до 62 пунктов (-6 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019 года — здесь и далее сравниваются II квартал 2020 и IV квартал 2019 года как наиболее наглядные примеры двух периодов — до пандемии COVID-19 и после основной волны кризиса). В последний раз аналогичный результат, ставший антирекордом, был зафиксирован в I квартале 2019 года.
Глобальные значения индекса опустились еще более существенно: на 14 п.п. до 92 пунктов в среднем в мире и на 12 п.п. до 74 пунктов в Европе, следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board®, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.
В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 года сократилось до 23% (-10 п.п.) по сравнению с IV кварталом 2019. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась до 17% (-3 п.п.). А уверенными в перспективах на рынке труда себя назвали только 15% (-6 п.п.).
«Негативное влияние пандемии COVID-19 ощутили большинство стран во всем мире, поэтому текущее значение индекса потребительского доверия ни для кого не стало сюрпризом. Часть россиян потеряли работу, другие лишились части заработка и оказались в ситуации неопределенности, что привело к перераспределению трат и сокращению расходов. Сильнее всего во II квартале потребители в России переживали за экономику страны, в этом признались 39% опрошенных, тогда как даже о здоровье в текущей ситуации беспокоилось меньше опрошенных — только 30%. Но одновременно с этим доля тех, кто уверен в выходе из кризиса в течение года, увеличилась с 6% до 17%, что может быть признаком того, что в обозримом будущем тренд изменится в позитивную сторону», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 74%. В IV квартале 2019 таких было 78%. Впрочем, даже имея свободные деньги, их тратят на меньшее количество статей: на одежду стали тратить деньги на 7 п.п. меньше потребителей (35%), на развлечения вне дома — на 9 п.п. (20%), на отпуск — на 3 п.п. (29%). Меньшее количество россиян сберегали деньги (26%, — 6 п.п.), 29% направляли свободные средства на выплату долгов (29%, + 1 п.п.).
Оказавшись в самоизоляции, россияне стали больше экономить на покупке одежды (61%, +2 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019) и отпусках — 42% (+ 8 п.п.), в то время как уровень экономии на других статьях бюджета снизился. Если в IV квартале 2019 года на более дешевые FMCG -бренды переключались 56% потребителей, то во II квартале 2020 таких оказалось 45%. На более доступные бренды алкоголя во II квартале переключались 19% (-10 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019), сокращали бюджет на развлечения дома 32% (-4 п.п.), экономили на услугах связи 15% (-9 п.п.), меньше курили 11% (-7 п.п.).
«В период самоизоляции потребительское поведение пережило сильнейшие изменения: россияне стали меньше экономить на еде и алкоголе, больше развлекались дома, отказывая себе в удовольствиях, которые сегодня мы ассоциируем с миром „до пандемии“, например, обновлении гардероба и отпусках.
Меньше других в текущей ситуации пострадали FMCG-производители и ритейлеры, которые, впрочем, были вынуждены сделать масштабные инвестиции в развитие логистических мощностей и сдерживание роста цен. С большой долей вероятности они пересмотрят свои стратегии, чтобы подготовиться к возможным сложностям в будущем, тем не менее, пока рано делать долгосрочные выводы, ведь с отменой самоизоляции многие процессы, пусть и медленно, но начали приходить в новую норму», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Сильнее всего по итогам II квартала 2020 россияне оказались обеспокоены состоянием экономики: сразу 39% опрошенных выбрали этот пункт, что сразу на 20 п.п. больше, чем в IV квартале 2019. Среди других поводов для беспокойства россияне назвали состояние здоровья (30%, -3 п.п.), увеличение цен на продовольствие (29%, +1 п.п.), а также сохранность рабочих мест (27%, +9 п.п.).
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Июнь 2025 - ИсследованияМай 2025 - Исследования
- Какие тренды рынка онлайн-классифайдов отслеживались в 2024? (628)
- Какая онлайн-реклама плохо работает? (600)
- Как изменились ТОП-20 рекламодателей на ТВ (1178)
- Почему ужесточается контроль над маркетинговыми бюджетами? (1235)
- Как ВТБ попал в ТОП-3 рейтинга рекламодателей на ТВ? (1302)
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (2068)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (2053)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (2109)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (1881)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2341)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (4101)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2426)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1747)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (411)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1790)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (5913)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1815)
- Какую рекламу видит покупатель? (2360)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2126)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2176)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2494)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2694)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6869)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2484)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1108)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (2039)
- Скоро на Бали станет больше развлечений (22)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (1988)
- Почему стоит казино Вулкан скачать на свой смартфон (26)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (1999)
- Истории Бабы Яги в Он Икс казино (25)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1831)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1640)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2119)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1557)
- Сможет ли остров Невис стать конкурентом Кюрасао? (68)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (76)
- Какие перспективы у индустрии онлайн-казино в США? (60)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (62)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1851)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (250)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2039)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (6549)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1943)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (108)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1955)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1857)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1906)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2096)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5206)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (2075)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2353)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2292)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2220)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2115)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (152)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2360)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2120)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1873)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (476)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (2014)
- Как устроен вебкам-бизнес (347)
- Серебристый олень в 7k казино (149)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (2052)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1968)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3501)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (197)
- Кто продвигает Samsung в России? (1880)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1760)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (714)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (459)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1276)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (502)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (790)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1212)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (356)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (674)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (710)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (453)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (403)
- Как в России покупают продукты? (693)
- Какие семьи показывают в рекламе? (757)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (242)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2583)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (199)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (262)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (737)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3715)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (710)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (707)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (254)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (214)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (702)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (257)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (213)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (636)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (240)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1258)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (200)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (258)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (233)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (604)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (680)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (255)