Индекс потребительского доверия рухнул. Везде
Июль 2020

Во II квартале 2020 года уровень потребительского доверия во всем мире пережил самое драматичное снижение за все время измерений в течение последних 15 лет.
В России уровень потребительского доверия опустился до 62 пунктов (-6 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019 года — здесь и далее сравниваются II квартал 2020 и IV квартал 2019 года как наиболее наглядные примеры двух периодов — до пандемии COVID-19 и после основной волны кризиса). В последний раз аналогичный результат, ставший антирекордом, был зафиксирован в I квартале 2019 года.
Глобальные значения индекса опустились еще более существенно: на 14 п.п. до 92 пунктов в среднем в мире и на 12 п.п. до 74 пунктов в Европе, следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board®, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.
В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 года сократилось до 23% (-10 п.п.) по сравнению с IV кварталом 2019. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась до 17% (-3 п.п.). А уверенными в перспективах на рынке труда себя назвали только 15% (-6 п.п.).
«Негативное влияние пандемии COVID-19 ощутили большинство стран во всем мире, поэтому текущее значение индекса потребительского доверия ни для кого не стало сюрпризом. Часть россиян потеряли работу, другие лишились части заработка и оказались в ситуации неопределенности, что привело к перераспределению трат и сокращению расходов. Сильнее всего во II квартале потребители в России переживали за экономику страны, в этом признались 39% опрошенных, тогда как даже о здоровье в текущей ситуации беспокоилось меньше опрошенных — только 30%. Но одновременно с этим доля тех, кто уверен в выходе из кризиса в течение года, увеличилась с 6% до 17%, что может быть признаком того, что в обозримом будущем тренд изменится в позитивную сторону», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 74%. В IV квартале 2019 таких было 78%. Впрочем, даже имея свободные деньги, их тратят на меньшее количество статей: на одежду стали тратить деньги на 7 п.п. меньше потребителей (35%), на развлечения вне дома — на 9 п.п. (20%), на отпуск — на 3 п.п. (29%). Меньшее количество россиян сберегали деньги (26%, — 6 п.п.), 29% направляли свободные средства на выплату долгов (29%, + 1 п.п.).
Оказавшись в самоизоляции, россияне стали больше экономить на покупке одежды (61%, +2 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019) и отпусках — 42% (+ 8 п.п.), в то время как уровень экономии на других статьях бюджета снизился. Если в IV квартале 2019 года на более дешевые FMCG -бренды переключались 56% потребителей, то во II квартале 2020 таких оказалось 45%. На более доступные бренды алкоголя во II квартале переключались 19% (-10 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019), сокращали бюджет на развлечения дома 32% (-4 п.п.), экономили на услугах связи 15% (-9 п.п.), меньше курили 11% (-7 п.п.).
«В период самоизоляции потребительское поведение пережило сильнейшие изменения: россияне стали меньше экономить на еде и алкоголе, больше развлекались дома, отказывая себе в удовольствиях, которые сегодня мы ассоциируем с миром „до пандемии“, например, обновлении гардероба и отпусках.
Меньше других в текущей ситуации пострадали FMCG-производители и ритейлеры, которые, впрочем, были вынуждены сделать масштабные инвестиции в развитие логистических мощностей и сдерживание роста цен. С большой долей вероятности они пересмотрят свои стратегии, чтобы подготовиться к возможным сложностям в будущем, тем не менее, пока рано делать долгосрочные выводы, ведь с отменой самоизоляции многие процессы, пусть и медленно, но начали приходить в новую норму», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Сильнее всего по итогам II квартала 2020 россияне оказались обеспокоены состоянием экономики: сразу 39% опрошенных выбрали этот пункт, что сразу на 20 п.п. больше, чем в IV квартале 2019. Среди других поводов для беспокойства россияне назвали состояние здоровья (30%, -3 п.п.), увеличение цен на продовольствие (29%, +1 п.п.), а также сохранность рабочих мест (27%, +9 п.п.).
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"




Январь 2021 - ИсследованияДекабрь 2020 - Исследования
- «Сбер» попал в ТОП-3 рейтинга «Индекс силы бренда» (135)
- Стартап с друзьями - бизнес на ветер (180)
- В ТОП YouTube выходят ролики «А вам слабо?» (294)
- У маркетологов новые приоритеты: поменьше риска (322)
- Когда есть что терять (453)
- ТОП-10 быстрорастущих сайтов в 2020 (406)
- В новогодние праздники торговли не было! (450)
- Живые приключения в Париматч (69)
Ноябрь 2020 - Исследования
- Пандемия - это хорошо! Так считают в Центральном банке России (642)
- Уже 41% россиян хотят навсегда остаться на удалёнке (694)
- Продвижение автобрендов в digital-сфере. Исследование (746)
- Tourist and business visas, Houston Immigration Attorneys (258)
- Былинные богатыри имеют реальные прототипы (204)
- Тренды контента на YouTube. Исследование Ipsos MORI (446)
- В России 30% доходов уходят на еду. Но бывает и хуже (558)
- Главный вопрос 49% рекламистов: как работать в 2021 без cookies? (537)
- Я курьером бы пошел. Пусть меня научат! - на это готовы 40% горожан (523)
- ТОП-10 мировых рекламодателей. Amazon - первый! (619)
- Как получить положительные отзывы от клиентов (342)
- ТОП-10 приложений в App Store за 2020. Рейтинг Apple (646)
- ТОП-10. Видеоролики 2020. Версия YouTube (545)
Октябрь 2020 - Исследования
- В 2021 российский рынок рекламы вырастет на 5%. Прогноз GroupM Russia (527)
- Что продвигать на «Яндекс. Маркет» в черную пятницу (512)
- Подготовка к мотопутешествию (192)
- Источники трафика для интернет-пиратов. Исследование (608)
- Как выбрать лучшие игровые автоматы онлайн в Украине (41)
- Исследование водки Роскачеством: пить можно! (540)
- Рекламные посты в соцсетях. TikTok и здесь вне конкуренции (587)
- Дикий Запад в казино Admiral X (81)
- Схватка с драконом в Riobet casino (46)
- Sol casino празднует свой День рождения (43)
- Официальное Фреш Казино для мобильных людей (182)
- Казино Император для тестирования игровых стратегий (67)
- Лишь треть врунов ловят на лжи при удаленной работе (470)
- Красочные бабочки на VulkanVip (66)
- Реклама медпрепаратов влияет на выбор 65% пользователей (651)
- Для чего в GMSlots можно использовать игровые автоматы бесплатно (104)
- Зачем нам соцпакет и карьера? Главное - зарплата! (543)
- Немного ностальгии для настоящего праздника в Джойказино (84)
- Мы отказываемся от ненужных покупок (448)
- Рекламы видеоразвлечений меньше не станет (615)
Сентябрь 2020 - Исследования
- Реклама не работает для продаж товаров категории "Красота и Здоровье" (583)
- Потребительский спрос во время второй волны коронавируса. Данные Центробанка РФ (1090)
- Спрос на премиальные товары в 2020 вырос в два раза. Статистика Wildberries (718)
- Аналитикам можно начинать измерять уровень потребительского недоверия (526)
- Более 90% горожан не хотят отказываться от личных автомобилей (546)
- Бонус за регистрацию в Joycasino как первый шаг плодотворного сотрудничества (126)
- Зачем в России «касса в смартфоне» (512)
- Что молодежь найдет интересного для себя на сайте GG Bets (116)
- В России тяжело бизнесу? В Европе более 50% фирм боятся 2021 года (521)
- Играть в игровые автоматы даже бесплатно лучше на авторитетном ресурсе (125)
- Банки уже не те. Так считают 35% россиян (496)
- Почему любители видеослотов предпочитают казино Слотозал (1029)
- Встречайте новичков рейтинга Interbrand: Instagram, YouTube и Zoom (541)
- Скидка в 50% настораживает покупателей (534)
- Наследие Египта в клубе Эльдорадо (146)
- Какие ставки на спорт предлагает сделать букмекерская контора Вулкан (142)
- В Вулкан казино играть можно даже в слоты с японским сюжетом (152)
- Для чего служит бонусная политика Плей Фортуна (181)
- Прогноз по российскому рынку рекламы улучшился. Жизнь налаживается? (678)
- Даже развлекаться в казино Вулкан надо с умом (207)
- Бизнесмены догадались, что сотрудникам на удалёнке можно платить меньше (828)
- Huawei и США не помеха. ТОП-10 производителей электроники Китая (714)
- PlayFortuna казино научит вас делать золото из соломы (218)
- Фреш Казино предлагает поиграть онлайн в автоматы с джекпотом и бонусами (4333)
- а мы крепчаем! Россияне привыкли к кризису (702)
- Российская часть AliExpress за полгода увеличилась на 120% (675)
- Зеркало сайта Admiral X избавит вас от психического переутомления (430)
- 3% предпринимателей уже перешли на четырехдневную рабочую неделю (692)
- Каким аптекам доверяют в России. Исследование "Ромир" (739)
Август 2020 - Исследования
- Готовимся к Новому Году в казино Плейдом (211)
- В России лишь треть бизнесменов боится второй волны пандемии (652)
- Роскачество протестировало 56 моделей посудомоечных машин (680)
- $2,5 млрд за 30 лет. Инвестиции «Макдоналдс» в российскую экономику (766)
- Нет машин - нет и рекламы автомобилей. Исследование Zenith (656)
- До 2024 года рынок киберспорта в России будет ежегодно расти на 15% (679)
- В торговых центрах стало больше покупателей и меньше зевак (682)
- Начальство готово чипировать работников, но не себя (630)
- Обзор наиболее популярных видеослотов онлайн и аппарата Book of RA (265)
- Если вы любите баскетбол - усильте эмоции от игры (431)
- Работающее зеркало Фанспорт на сегодня как способ обойти блокировку прямо сейчас (339)
- «Википедия» как двигатель турбизнеса (631)
- В безопасности продуктов питания уверен лишь каждый пятый (656)
- Креативные индустрии в России: отстают от немецких, но выше среднемировых (1089)
- Deutsche Bank: нас ждут 10 лет хаоса (689)
- Что надо знать, чтобы в Азино777 играть на деньги (258)
- О поведении потребителей во время пандемии. Исследование Google (730)
- Спрос на книги по инвестициям взлетел в 14 раз. Исследование Wildberries (749)
- Рейтинг Рунета рухнул с третьего на тринадцатое место за 5 лет (619)
- В России покупательная способность упала до минимума за 10 лет (775)
- Счетчики Mediascope вернулись на ресурсы «Яндекса» (612)
- 47% россиян покупают лекарства только в аптеках (701)
- Знаменитости в России не в авторитете (655)
- Что предлагает Риобет зеркало по адресу gimnaz-25.ru (2587)
- Занятный слот на странице vkusnogorsk.ru клуба Адмирал Икс (393)
- Москвичи стали экономить на кафе и ресторанах (599)
- Россияне перестали бояться коронавируса (626)
- Расходы на рекламу - меньше, прибыль больше. Доказано «М.Видео-Эльдорадо» (650)
- ТОП-50 брендов России. Рейтинг Brand Finance (706)
- ТОП-5 ошибок работодателей. По версии соискателей (624)
- Новой реальности - новую рекламу. Более дешевую (605)
- Маркетинговая стратегия российских банков во время пандемии: с улиц - в онлайн (747)
- Россияне - оптимисты. Покупка авиабилетов на Новый год увеличилась на 30% (566)
- Почему казино Чемпион мы видим по адресу apsnylife.ru (407)
- Шесть вопросов самому себе, чтобы добиться успеха (647)
- В России число самозанятых выросло в 10 раз. Новый тренд 2020? (557)
- Пандемия хуже мировой войны. Для производственных поставок - в 2 раза (538)
- Результаты исследования "Самые покупаемые россиянами импортные вина" (565)
- Торговые центры до сих пор ждут посетителей. В Питере пропали 50% покупателей (602)
- Cпрос на рекламистов и маркетологов упал на 36% (685)
- Дачные товары: покупают в 4 раза чаще, но платят меньше. Аналитика «Беру» (593)
- Официальный сайт казино Вулкан 24 представляет новейший слот Woland (461)