Застой в чистом виде
Апрель 2018
Институт региональных СМИ последние три года пребывает в состоянии застоя. К такому выводу пришли авторы доклада "Измерение состояния и динамики институционального развития средств массовой информации в регионах России в 2015-2017 гг.", подготовленного исследовательской группой ЦИРКОН фонда "Медиастандарт" и Комитетом гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина.
В 2017 году самыми развитыми в области медиа были признаны Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Московская область, Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Хабаровский край, Челябинская и Самарская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская, Томская и Ярославская области, Приморский край и Татарстан. В группу наименее развитых попали Крым, Забайкальский край, Еврейская автономная область, Курганская область и Калмыкия.
По мнению авторов доклада, одна из главных причин застоя в медиасфере - госрегулирование СМИ. "Есть ограничения, которые не позволяют строить СМИ как бизнес, - говорит директор фонда "Медиастандарт" Дмитрий Казьмин. - В том числе и невозможность иметь иностранных инвесторов. Из-за излишнего контроля власти традиционным СМИ трудно конкурировать с альтернативными площадками - к примеру, соцсетями. Для этих площадок регулирования почти нет, а традиционные СМИ, наоборот, задавлены регулированием". Развитие медиасферы тормозится также ее финансированием из региональных бюджетов. "Независимые СМИ должны искать другие источники финансирования, - полагает директор фонда "Медиастандарт", - но эти источники - рекламодатели - сейчас сжимаются". По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2015 году объем региональной рекламы составил 45,4 млрд руб., а финансирование СМИ из региональных бюджетов - 43,6 млрд руб. В 2016 году рекламный рынок в регионах и уровень господдержки несущественно снизились и составили 45 млрд руб. и 43,2 млрд руб. соответственно.
Один из признаков застоя в региональных СМИ - снижение доверия к ним. Его уровень в большинстве регионов России пока не поднимается выше 50 процентов. При этом телевизор смотрят все меньше жителей страны. Таковы результаты еще одного исследования, проведенного все тем же фондом "Медиастандарт". Для расчетов было использовано 50 индикаторов, разделенных на пять частных индексов: состояние среды для работы СМИ; влияние власти, бизнеса и общественных организаций на работу СМИ; доступ аудитории к каналам потребления; реальное потребление и запросы на информацию; состояние самих СМИ и медиаконтента. В опросе участвовало 35 тысяч человек из всех субъектов Федерации. Предметом исследования было критическое отношение к получаемой информации, желание в ней разбираться, количество времени, уделяемого разным СМИ, получение новостей из Интернета, доверие к СМИ в целом, а также к местным и региональным медиа.
Институт региональных СМИ последние три года пребывает в состоянии застоя
Как показал опрос, половина населения в целом доверяет средствам массовой информации. Самый высокий уровень доверия зафиксирован на Ямале (73 процента), в Севастополе (75) и в Крыму (78), самый низкий - в Ингушетии, Москве и Тамбовской области (58). Причем оказалось, что в большинстве регионов местным СМИ доверяют больше, чем федеральным. По этому показателю лидируют Москва (61 процент против 58), Санкт-Петербург (68 против 60), Московская область (60 против 59). Самый высокий уровень доверия к региональным СМИ зафиксирован в Свердловской и Воронежской областях (79 процентов), Чечне (78) и Тюменской области с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами (77). Лишь в 19 регионах (среди них Калмыкия, Тыва, Севастополь) показатель доверия к федеральным СМИ выше, чем к региональным. Меньше всего доверяют местной прессе в Дагестане (54 процента).
Согласно опросу, растет число россиян, постоянно, часто или достаточно часто встречающихся в СМИ с заведомо ложной информацией или попыткой навязать определенную точку зрения. Если в 2015 году было лишь 13 регионов, где "недоверчивая" аудитория составляла 40 процентов и выше, то в 2016 году таких регионов насчитывалось 24. При этом в Москве доля аудитории, не доверяющей СМИ, превысила половину, увеличившись за год на 6 процентных пунктов. В других регионах доля такой аудитории составляет от 24 процентов до 48.
Существенно сократилась "аудитория телевизора". Например, в Архангельской области число жителей, потребляющих телевизионный контент, уменьшилось почти в два раза - с 55 процентов до 30. Заметное снижение наблюдается в Санкт-Петербурге - 44 процентов до 33, в Крыму - с 56 до 40, в Свердловской области - с 57 до 43. Авторы исследования предполагают, что эта тенденция связана с уходом аудитории в другие медиа, в том числе в социальные сети.
Уровень доверия населения к СМИ в большинстве регионов России пока не поднимается выше 50 процентов
Региональную прессу, абсолютно зависимую от органов власти, называют "карманной". Руководители администраций смотрят на подконтрольные им СМИ как на один из своих департаментов, а не как на институт гражданского общества; на журналистов - как на подручных, а не как на контролеров и критиков власти. Самое удивительное (или, напротив, уже закономерное), что представители региональных СМИ на свое общественное предназначение смотрят примерно так же. Почти 70 процентов из них, как показал ряд опросов, уверены, что государство имеет право и должно вмешиваться в деятельность средств массовой информации. В таком понимании отношений между первой властью и четвертой региональные начальники и подконтрольные им журналисты полностью совпадают.
Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"
Ноябрь 2024 - ИсследованияОктябрь 2024 - Исследования
- Какой сегмент стал драйвером роста для российского рекламного рынка? (260)
- Какие тренды влияют на цифровизацию российского бизнеса? (298)
- Как выросла стоимость performance-рекламы для банков? (398)
- Какие тренды медиапотребления наблюдались в октябре 2024? (357)
- Как подорожала конверсия для поисковой рекламы недвижимости? (339)
- Почему реклама - повод увеличить стоимость товаров? (351)
- Какая реклама нравится мужчинам? (344)
- Как рекламодатели хотят оптимизировать оплату услуг агентств? (361)
- Какой способ рекламы брендов - лучший? (349)
- Почему покупатели разочаровываются в распродажах? (357)
- Кто вошел в ТОП-10 рекламодателей по объему расходов на наружную рекламу? (1355)
- Что важнее: реклама производителя или отзывы покупателей? (372)
- Сколько заплатили рекламодатели за баннеры на маркетплейсах? (398)
- Что нужно знать менеджеру по продажам B2B? (75)
Сентябрь 2024 - Исследования
- Какие рекламные проекты нравятся потребителям? (536)
- Сколько стоит создать новый бренд? (472)
- Сколько новых рекламодателей появилось на телевидении? (490)
- Почему бренды при продвижении отказываются от «золотой жилы»? (435)
- Сколько отложили на «Черную Пятницу» жители России? (451)
- Что ждет молодежь от видеоконтента? (442)
- За счет кого растет интернет-торговля? (514)
- Как маркетологи выбирают инструменты продвижения? (487)
- Кто откусит от доли Google на рынке цифровой рекламы? (413)
- Что ценят покупатели при выборе товара? (475)
- Какие отели попали в мировой ТОП-50? (460)
Август 2024 - Исследования
- Как в 2024 году выросли цены на радиорекламу? (526)
- Какие форматы в «VK Рекламе» выбирают для продвижения «Образование» и «Все для дома»? (2414)
- Как растет рынок интернет-рекламы в России? (621)
- Мечты о больших волнах в онлайн казино Максбетслотс (46)
- В сентябре 2024 года рынок iGaming Нью-Джерси заработал $208 млн (57)
- Сколько россиян замечают маркировку рекламы? (518)
- Что изменится в Ирландии после введения регулирования индустрии iGaming? (40)
- Что можно сделать после выигрыша 128 млн в Saturday Lotto? (54)
- Сколько заработал рынок азартных игр? (70)
- Betsoft выпустил классический игровой автомат Coins of Slotshammer - Hold & Win (47)
- Что интересует в Интернете россиян старше 45 лет? (558)
- О взаимоотношениях между букмекером и партнером (41)
- Почему американский букмекер отказывает французам? (50)
- Как в российских игорных зонах будут бороться с проблемой нехватки кадров? (39)
- Как триумфально выиграл «Тобола» у «Елимаем» в первом туре КПЛ 2024? (63)
- В чем прелесть онлайн-казино Болливуд для геймблеров-новичков? (65)
- Более миллиона человек посетили российские игорные зоны в 2024 году (82)
- Сколько потратят на видеоигры в 2024-2030 годах? (564)
- Реклама продуктов питания каких брендов запомнилась россиянам? (2708)
- Какие тренды надо учитывать в онлайн-коммерции? (496)
- Что такое профессиональный клининг (138)
- Как интернет-реклама помогает родителям школьников? (521)
- Некоторые особенности криптовалюты (84)
- Как вырастить чемпионов в спорте в Казахстане по мнению Пин Ап? (69)
- Геммология в казино 777 (67)
- Встречайте 7к казино! (90)
- Сколько брендовых видео в TikTok оказались бесполезны? (554)
- Особенности иммиграции в Великобританию (201)
- В казино Вулкан Старс официальный сайт предлагает гостям побороться за пиратский клад (79)
- Как девелоперы выбирают название жилых комплексов? (503)
Июль 2024 - Исследования
- Сколько девелопер тратит на рекламу? (537)
- Массачусетс наклав штраф на Encore Boston Harbour, Plainridge Park Casino та MGM Springfield (81)
- Сколько должна стоить подписка? (501)
- Безопасность платежей в казино Пинко: как обеспечить защиту своих данных (104)
- Сколько потратят на рекламу в 2024-2026 годах? (629)
- Кредитну лінію Wynn Macau Ltd продовжено на три роки (96)
- Что ждет посетителей игорной зоны «Красная Поляна» в ноябре? (103)
- Что использует российский бизнес для продвижения в 2024? (690)
- Кто и как покупает себе автомобиль? (640)
- Букмекерские конторы появились в топ-10 крупнейших рекламодателей в интернете (113)
- Что купить в новую квартиру при переезде? (336)
- Как отразится на брендах движение underconsumption интернет-пользователей? (781)
- Как пройти регистрацию и совершить вход на официальном сайте Pin Up (125)
- Охота за золотыми яйцами в онлайн-казино Вулкан Дедюкс (129)
- Какие бренды популярны у детей? (656)
- Как жители крупных городов относятся к блогерам? (585)
- OnlyFans и элитный эскорт: граница между моделями и компаньонками стирается, не пора ли запретить? (553)
- Актуальные тренды в мире ювелирных украшений (346)
- Что найдет пытливый геймблер в онлайн-казино Лев Казахстан (124)
- Какие соцсети предпочитают бизнесмены для продвижения товаров? (683)
- В казино Фараон игровые автоматы познакомят нас с легендами о драконах (96)
- Что предлагает геймблерам сайт казино Azino777 (125)
- Как меняется рынок наружной рекламы? (892)
- Зачем Адмирал казино зеркало официального сайта (109)
- Грабители банка в 1xBet казино (111)
Июнь 2024 - Исследования
- Игровые автоматы v Stavka casino (145)
- Приз для мореплавателей в 1хБет казино (135)
- Как россияне относятся к рекламе в блогах? (732)
- На сколько вырастет в 2024 российский рекламный рынок? (796)
- Какие украшения из прошлого вернулись в моду? (397)
- Девушки-шпионки в 1хБет казино (151)
- Slotfather в Vox casino (184)
- Насколько азартны испанцы? (190)
- Как Netflix заключил рекламные контракты с 60 крупными брендами? (695)
- Почему стало меньше рекламы банков? (928)
- Компания Flutter укрепляет свое присутствие в Италии (204)
- Где в казино принимают кванзы? (179)
- Какие ювелирные украшения нравятся россиянам? (926)
- Какая реклама не нравится россиянам? (645)
- Почему Nike теряет лидерство? (659)
- Начинается сотрудничество Казахстана и Макао (159)
- Что рекламируют в Интернете предприниматели Санкт-Петербурга? (964)
- Игровые автоматы в онлайн-казино Вулкан Делюкс (262)
- Каким китайским маркам доверяют россияне? (635)
- Чем брендовая вещь отличается от подделки? (559)
- Почему футбол является самым популярным выбором среди бетторов Пин Ап (701)
- Кредитование бизнеса: Стимул для роста и развития вашего предприятия (324)
- Что используют маркетологи для привлечения клиентов? (679)
- Болливуд во всемирной паутине (223)
- Зачем бренду заботиться о своей репутации? (770)
- Все о редукторе хода мини-экскаватора: принцип работы и основные характеристики (1511)
- Счастливчик Ларри в Вулкан Старс казино (173)
- Сколько человек посетили российские игорные зоны летом 2024 года? (177)
- Как россияне смотрят видеоролики? (759)
- В России увеличилось число миллионеров (230)
- Какие товары покупают онлайн в 2024? (806)
- Какие соцсети популярны у российской молодежи в 2024? (1264)
- Секреты успеха в блэкджеке: возможно ли обыграть онлайн казино Пинко? (257)
- Почему бывает опасна удача? (155)
- Каковы тенденции в российской электронной коммерции? (885)
- Безумная рыбалка в казино Вулкан (203)
- День Бродяги в Royal casino (201)
- Как справиться с полосой неудач в казино? (259)
- Кто попал в ТОП-10 самых дорогих брендов 2024 года? (1013)
- Об особенностях досуга современных мужчин в Екатеринбурге (261)
- Игорная зона в Крыму поменяла локацию (228)
- Какие тренды в онлайн-торговле заметны в 2024? (1056)
- Как российские компании тратят деньги на онлайн-рекламу? (1032)
- Как «спорный» контент влияет на восприятие рекламы бренда? (1075)
- Почему покупать машину лучше у официального дилера? (560)
- Как негативные отзывы могут принести пользу компании? (1062)
- Geely Tugella: автомобиль, который вас не подведет (617)
- Хоккей в Leon casino (278)
- Встречайте: онлайн-казино Neon Win! (229)
- Будущее профессий: какие устареют, а какие останутся востребованными (878)