Производители сигарет патентуют в России больше марок, чем продают
Апрель 2005

Табачные компании выводят на рынок далеко не все брэнды, права на которые им принадлежат. Содержать такие портфели недешевое удовольствие: чтобы защитить патент, каждые три года табачникам приходится выпускать небольшую партию товара под этим брэндом. В противном случае его могут перехватить конкуренты.
"Несмотря на то, что патентная сертификация товарного знака оформляется сроком на десять лет, каждые три года права на его использование могут быть оспорены в суде, и тогда владельцу торговой марки придется доказывать, что знак действительно используется",- говорит глава юридической фирмы "Усков и партнеры" Вадим Усков. По его словам, чтобы избежать этой ситуации, каждые три года производители, как правило, выпускают на рынок небольшую партию товара.
У всех крупных табачных компаний существует так называемый пассивный портфель брэндов: компании регистрируют в Роспатенте не только марки сигарет, производимые в России, но и все принадлежащие им мировые брэнды (см. таблицу).
"Не редкость, когда определенная марка популярна сразу в нескольких странах мира, а в России ее нет. Это связано, прежде всего, с особенностями рынка: каждая компания стремится построить сбалансированный портфель брэндов, следя за тем, насколько заполнена линейка конкурентов. Не всегда в тот или иной сегмент может вписаться отдельная марка, пусть даже интересная на Западе",- говорит редактор отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев.
Он вспоминает такие популярные в мире брэнды, как Multifilter, Philip Morris Super Lights от компании Philip Morris, Peter Stuyvesant от British American Tobacco (BAT), Silk Cut от Gallaher, Hi-lite от JTI. "Последняя марка в начале 90-х была лидером продаж в Приморье, но введение акциза подорвало бизнес местным импортерам, поэтому брэнд исчез",- говорит Королев.
Директор по корпоративным делам Imperial Tobacco Андрей Бадер обращает внимание еще на один момент. Вполне можно представить, что на нестратегических для компаний рынках, например, в одной из стран СНГ, кто-то захочет выпускать аналог международной марки с сильной репутацией. "Чтобы этого избежать, приходится подтверждать свои права на марку на рынках всех стран",- говорит он. Такой же стратегии придерживается и British American Tobacco, соглашается член совета директоров компании Владимир Аксенов.
В пассивном портфеле компаний также есть торговые марки, пришедшие к ним с покупками российских фабрик (BAT - завод "Ява" в Москве и фабрику в Саратове, Imperial Tobacco - фабрику в Волгограде). "В советское время на рынке было много брэндов, каждый из которых в силу своей исторической известности стоит определенных денег. Даже если в данный момент мы не собираемся выпускать марку „Золотое руно” или „Памир”, отказываться от таких активов невыгодно",- отмечет Владимир Аксенов. С ним соглашается и Андрей Бадер: "Эти марки потребитель хорошо помнит. Как и другие производители, мы не исключаем возможности использовать эти брэнды в будущем",- уверен Андрей Бадер.
В активном портфеле каждого табачного производителя находятся брэнды основных ценовых сегментов, пассивная линейка служит для того, чтобы активно среагировать на возможное изменение потребительских предпочтений, считает начальник информационно-аналитического отдела компании "Грандтабак" Виктор Стефашин. "Так, выстраивая свою политику в среднем ценовом сегменте через „Яву”, BAT оставляет за собой права на подобные торговые марки",- говорит Стефашин. По его словам, наличие у компании прав на ту или иную марку может иметь еще одно объяснение: многие табачники регистрируют торговые наименования "на всякий случай". "Так, чувствуя, что позиции в премиальном сегменте у его компании не сильны, производитель может зарегистрировать марку „Бриллиантовые”, из названия которой уже можно понять, как будут представлены на рынке эти сигареты. Однако факт регистрации совсем не означает, что компания всерьез присматривается к сегменту",- уверен Стефашин, добавляя, что нередко от ранее запатентованных брэндов компании отказываются. С ним соглашается и Вадим Усков, отмечая, что порой компания просто не хочет, чтобы под данным наименованием появился на рынке продукт конкурентов. Сертификация торгового наименования стоит всего $1,5 тыс.
Рекламы, PR и Маркетинга вы можете ознакомиться
на страницах журнала "Практика Рекламы"



Июнь 2025 - ИсследованияМай 2025 - Исследования
- Сколько рекламы на майские праздники было у блогеров? (1211)
- Сколько тратят рекламодатели на рекламу на онлайн-платформах? (1294)
- Какие есть сценарии развития рекламного рынка в 2025? (1352)
- Как наблюдательность помогла McDonalds? (1425)
Апрель 2025 - Исследования
- Где россияне чаще замечают рекламу? (2166)
- Какие тренды наблюдаются в 2025 году при размещении рекламы в телеграм-каналах? (3679)
- Как за 2024 год в России вырос интернет-трафик? (2340)
- Как россияне относятся к русификации брендов? (1664)
- Где остановиться в Москве недорого - обзор бюджетных отелей (361)
- Какие приложения устанавливают россияне на свои смартфоны? (1715)
- Какие приложения используют онлайн-пользователи для покупки товаров beauty-сегмента? (5144)
- Почему Facebook и Google теряют свои позиции? (1762)
- Какую рекламу видит покупатель? (2287)
- Как увеличить продажи на маркетплейсах? (2039)
- Сколько россиян станут жертвами дипфейков в 2025 году? (2104)
Март 2025 - Исследования
- Как покупают товары на маркетплейсах? (2414)
- Сколько в России зарабатывают на развлечениях? (2631)
- Сколько в 2025 уже потратили на баннерное продвижение на маркетплейсах? (6808)
- Сколько слушателей замечают радиорекламу? (2418)
- Промокод Talentsy и обучение Frontend разработке для удобного старта карьеры (1063)
- Как продвигать свой продукт в регионах? (1982)
- Какие преимущества и недостатки есть у click-out-рекламы? (1927)
- Какие компьютерные игры попали в ТОП-3 у детей? (1951)
- Какими темпами растет рынок рекламы на маркетплейсах? (1803)
- Почему «Сбер» уменьшил объем рекламы на телевидении? (1600)
- Почему собственные торговые марки ретейлеров набирают популярность? (2088)
- Как влияет русификация названия товара на продажи? (1524)
- Стрит-флеш в покере Pai Gow (33)
- В Японии увеличится количество курортов-казино (19)
- Как россияне узнают о киноновинках? (1822)
- Сколько можно выиграть в Wheel of Fortune? (210)
- Какой инструмент в рекламе сохранил свою эффективность и в 2024? (2006)
Февраль 2025 - Исследования
- Какие подарки на 23 Февраля и 8 Марта стали самыми популярными в 2025? (5650)
- Почему рекламный рынок в 2024 году не оправдал надежд экспертов? (1871)
- Крупнейшие апрельские выигрыши в слот-машинах компании IGT (93)
- Как избежать типичной ошибки начинающих предпринимателей? (1886)
- Как бренды влияют на эмоции и настроение? (1806)
- Как влияет реклама банков на россиян? (1861)
- Что думают в Wildberries & Russ о рынке ретейл-медиа? (2063)
- Как повлияет возвращение иностранных брендов на рекламный рынок России? (5156)
- Кто и как делает онлайн-покупки? (1998)
- Как изменился рекламный рынок в 2024 году? (2291)
- Как замедление работы YouTube сказалось на объеме рекламы? (2247)
- Как мы относимся к рекламе у блогеров? (2179)
- Сколько в России рекламных поверхностей? (2068)
- Что ждет геймблеров в Diamond Mines? (117)
- Для чего полезны маркетплейсы? (2321)
- Где предпочитают размещать рекламу российские бизнесмены? (2070)
- Как теряется доверие женщин к бренду? (1837)
- Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике (450)
- Сколько селлеров разочаровались в маркетплейсах? (1987)
- Как устроен вебкам-бизнес (312)
- Серебристый олень в 7k казино (107)
Январь 2025 - Исследования
- Каковы перспективы рекламы на Smart TV? (1997)
- Почему стало меньше пользователей соцсетей и зрителей телевидения? (1908)
- Какую сумму штрафов за нарушение рекламного законодательства заплатили в 2024? (3455)
- Двойная порция фруктов в Вулкан казино (151)
- Кто продвигает Samsung в России? (1836)
- Как выросли рекламные бюджеты букмекеров? (1728)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (676)
- Весовое оборудование для склада: руководство по выбору от экспертов отрасли | 2025 (442)
- Сколько стоит в России доменное имя? (1225)
- Ответственная игра в онлайн казино: как сохранить контроль (379)
- Как увеличились рекламные расходы банков в 2024? (755)
- Сколько потратили в 2024 на нативную рекламу в «VK Видео»? (1169)
- Официальный сайт Пинко казино — обзор функций и возможностей (270)
- Где встречаются с рекламой платежных систем любители спорта? (635)
- Доля промо в российской рознице опустилась ниже 40% (670)
- Самые популярные и комфортные размеры диванов (403)
- Как пополнить счет в Pinco casino с помощью криптовалюты: обзор (303)
- Как в России покупают продукты? (647)
- Какие семьи показывают в рекламе? (718)
- Что обеспечивает процветание онлайн-казино Адмирал 777? (187)
- С чего начать обучение на военного психолога? (2490)
- Путешествие в Изумрудный город в Пин Ап казино (165)
- Кого в Таиланде пустят в казино? (232)
- Как изменился рейтинг 500 мировых брендов за 2024 год? (705)
- Какой результат принесла рекламная активность брендов на Новый год? (3682)
- Какие соцсети в США выиграли от запрета TikTok? (675)
- Сколько в 2024 на маркетплейсах было потрачено на баннерную рекламу? (661)
- Как Caesars Entertainment разделит свой бизнес? (228)
- Слоты о спорте в онлайн-казино Vulcan Deluxe (193)
- Сколько тратят на рекламу в Телеграме в категории Образование? (676)
- Королева Зима в онлайн-казино Максбет (228)
- Особенности игры в казино Вулкан онлайн (192)
- Какая соцсеть стала заменой YouTube россиянам? (613)
- Мечты об отпуске в Адмирал казино (191)
- Какие глобальные тренды ждут рекламный рынок в 2025-2027 годах? (1210)
- Сколько заработали казино и букмекерские конторы США в 2024? (183)
- Booming Games анонсировал выход нового видеослота (239)
- Онлайн-рулетка с эффектом полного погружения (204)
- От каких слов следует отказаться на переговорах? (590)
- Как выбрать своего фаворита при ставках на гонки MotoGP в БК Pin-Up? (516)
- Что есть в слоте Ancient Island Megaways? (231)